Председательствующий по делу Дворов Р.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1028
г. Москва |
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - | Тюмина С.Ю., |
судей: | Великановой А.В., Богдашова Д.А., |
при секретаре Джаббарове Э.Б., с участием представителя административного истца Панфиловой Е.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 05 июня 2019 года, которым старшему прапорщику Романенко ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за поднаём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Романенко с декабря 2015 года проходит военную службу в войсковой части №, дислоцированной в г. Ярославле и состоит с супругой в списке на предоставление служебного жилья.
С ноября 2018 года административный истец получал денежную компенсацию за поднаём жилого помещения (далее – компенсация), выплата которой с 01 февраля 2019 года была прекращена на основании изданного командиром воинской части приказа в связи с отказом от получения специализированного жилого помещения.
Полагая свои права нарушенными, Романенко обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать командира войсковой части № отменить приказ от 02 февраля 2019 года № 149, о чём сообщить руководителю финансового органа для возобновления выплаты компенсации.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого указывает, что распределённое ему жилое помещение в общежитии не соответствовало норме предоставления площади жилья, согласие на обеспечение служебным жильём менее нормы предоставления он не давал, а отказ от получения комнаты в общежитии не может являться основанием к прекращению выплаты компенсации.
Судом не исследован вопрос пригодности для временного проживания выделенной ему комнаты в общежитии, которое согласно выписке из ЕГРП является нежилым и не введённым в эксплуатацию, а также наличия иного специализированного жилья по месту его службы.
Обращает внимание на то, что судом нарушен процессуальный срок изготовления протокола судебного заседания, а с материалами дела и решением суда он смог ознакомиться только 28 июня 2019 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда и т.д.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Материалами дела подтверждается, что административный истец, заключивший контракт о прохождении военной службы после 01 января 1998 года, подлежит обеспечению на весь срок службы служебным жильем.
Из абз. 14 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона следует, что военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения.
До получения служебных жилых помещений по новому месту службы военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. При отсутствии указанных жилых помещений воинская часть арендует жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивает им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения (п. 4 постановления Правительства РФ от 04 мая 1999 года № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба»).
Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 (далее – Положение), установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Из изложенного следует, что обязательным условием для выплаты военнослужащему компенсации является его необеспеченность жилым помещением по месту службы и отсутствие у командования возможности предоставить военнослужащему служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или общежитие, в том числе путём аренды жилья.
По делу установлено, что Романенко 31 января 2018 года уполномоченным органом распределена комната в общежитии, расположенном по месту его службы в г. Ярославле, общей площадью 18 кв. метров, от получения которой он отказался ввиду несоответствия её площади норме предоставления.
Между тем, в силу ч. 1 ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчёта не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека, соответственно, выделенное административному истцу жилое помещение этим требованиям отвечало.
Позиция же Романенко о необходимости предоставления жилого помещения в общежитии не менее 36 кв. метров основана на ошибочном понимании и толковании правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 года № 303, в случае, если военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, то выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Принимая во внимание, что до получения служебного жилого помещения по месту службы административный истец отказался от предоставленного ему по нормам жилой площади на одного человека жилого помещения в общежитии, право на получение компенсации с этого момента им было утрачено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии нарушения прав и законных интересов Романенко со стороны административного ответчика при издании оспоренного приказа, а поэтому обоснованно отказал в удовлетворении его административного иска.
Ссылка в жалобе на то, что здание общежития является нежилым и не введено в эксплуатацию не может служить основанием к отмене решения суда, так как эти обстоятельства не являлись основанием отказа Романенко от предоставленной комнаты в общежитии, не исследовались судом первой инстанции и не относятся к предмету спора по настоящему делу. Кроме того, отсутствие у регистрирующего органа на который возложена обязанность по ведению Единого государственного реестра недвижимости информации о дате ввода общежития в эксплуатацию и отнесение этого здания к нежилому, само по себе не являлось препятствием к проживанию в нём.
Представленное же в апелляционную инстанцию в качестве нового доказательства решения Заволжского районного суда г. Ярославля от 21 июня 2019 года принято после вынесения решения по настоящему делу.
Что же касается доводов, относительно допущенных судом нарушений норм процессуального закона, то они противоречат материалам дела, поскольку копия решения суда в установленный срок была направлена почтовым отправлением в адрес административного истца и возвращена в суд за истечением срока хранения, а с материалами дела Романенко не знакомился. Заявление об ознакомлении с административным делом и протоколом судебного заседания было подано его представителем Панфиловой Е.Ф. 06 июня 2019 года, 10 июня текущего года в её адрес направлено сообщение о возможности ознакомления с интересующими материалами, полученное ей 17 июня 2019 года, однако в суд она прибыла лишь 28 июня того же года.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 05 июня 2019 года по административному исковому заявлению Романенко ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи