дело № 33а-449/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего: Чемякиной И.А.,
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ИП ФИО1 о возложении обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор, по апелляционной жалобе ИП ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 октября 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения ст.помощника Дальневосточного транспортного прокурора Марченко Ю.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к ИП ФИО1 о возложении обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор. В обосновании требований указал, что 31.08.2017 года Хабаровской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что ИП ФИО1 по декларации на товар № для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской федерации из Японии был ввезен товар № минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 849 см.куб., мощностью 14,8 л.с., (10,9 КВТ), колесный, 1996 года выпуска, с сиденьем для водителя, марки iseki бывший в употреблении, изготовитель «iseki, CORP», классифицированный кодом 8701915000 ТН ВЭД. При этом в нарушении действующего порядка, утилизационный сбор за ввезенный ИП ФИО1 минитрактор не уплачен, что противоречит действующему законодательству. Просит суд обязать ИП ФИО1 исчислить и уплатить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товар № минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 849 см.куб, в соответствии с п.5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 года № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 27.10.2017 года требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ИП ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. Считает, данное решение незаконным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку из искового заявления следует, что требования прокурора возникли в связи с осуществлением ИП ФИО1 предпринимательской деятельности, считает, что данный спор подлежит разрешению в арбитражном суде. Указывает, что согласно п.14 Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, утилизационный сбор уплачивается за трактора сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по коду товара 870190, однако у товара ввезенного ИП ФИО1 классификационный код 8701915000. Данный вид отсутствует в перечне товаров, за который предусмотрена уплата утилизационного сбора.
В возражениях на апелляционную жалобу Хабаровский транспортный прокурор Демидова М.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился о его времени и месте извещен, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, сведения о причинах неявки не представил. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые, в том числе, осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации, и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, в том числе, порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлен Правилами взимания, исчисления, уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6.02.2016 года №81.
Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Пунктом 7 Правил установлено, что на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абз.4 п.3 ст.24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 Правил), в т.ч. лицами, осуществляющими ввоз транспортных средств в РФ.
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Как следует из материалов дела, по сообщению Хабаровской таможни о выявленных фактах неуплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин Хабаровской транспортной прокуратурой была проведена проверка в ходе которой было установлено, что ИП ФИО1 на таможенную территорию Российской Федерации из Японии по декларации на товар № для внутреннего потребления был ввезен товар №- минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 849 см.куб., мощностью 14,8 л. с. (10,9 КВТ), колесный, 1996 года выпуска, с сиденьем для водителя, марки iseki бывший в употреблении, изготовитель «iseki, CORP», классифицированный кодом 8701915000 ТН ВЭД.
Анализируя положения выше приведенных норм, с учетом представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в отношении ввезенного ИП ФИО1 в Российскую Федерацию товар № – минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 849 см.куб, мощностью 14,8 л.с., колесный, 1996 года выпуска подлежит уплате утилизационный сбор, который в нарушение вышеприведенных норм закона административным ответчиком не исчислен и не уплачен.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, и оснований дл удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства, судебной коллегией не принимаются, в виду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Следовательно, право прокурора на обращение в суд с требованием о защите прав государства, предусмотрено как специальным законом, так и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций.
Поскольку спор возник не из экономической деятельности индивидуального предпринимателя в связи с предпринимательской деятельностью, а направлен на устранение нарушений таможенного законодательства и взыскание обязательных платежей, правила подведомственности при рассмотрении данного спора не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный декларантом факт некорректно поданных поставщиком данных о постановленных товарах, свидетельствующих о заявлении в таможенный орган недостоверных сведений о дате производства товара, судебной коллегий не принимаются.
В силу ч.1 ст. 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. В декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе в кодированном виде (п.5 ч. 2 ст. 181 ТК ТС).
В соответствии со ст. 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, брать пробы и образцы товаров, присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров, представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах и прочее.
Обязанность осуществления декларантом декларирования, а также предоставления в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, регламентирована ст. 188 ТК ТС.
В силу ст. 189 ТК ТС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей предусмотренных ст.188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
ИП ФИО1 при декларировании товара № заявлены сведения о дате его изготовления – 1996 год. Указанные сведения подтверждены представленным при декларировании документом, а именно – упаковочным листом. Правами, предусмотренными в ст. 187 ТК ТС, по осмотру и исследованию товаров, предоставлению дополнительных документов и сведений, декларант при осуществлении декларирования не воспользовался. Осуществив таможенное декларирование товара № по декларации №, ИП ФИО1 подтвердил достоверность заявленных сведений о дате изготовления товара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ввезенный ИП ФИО1. товар № имеет классификационный код 8701915000, отличный от товара, подлежащего оплате утилизационным сбором, является несостоятельными, поскольку наименование видов и категорий самоходных машин указаны в столбце 2 Перечня, в частности п.14 Перечня содержит следующие признаки видов и категорий самоходных машин: тракторы сельскохозяйственный колесные отличающиеся идентификационным кодом (столбец 1 Перечня) в зависимости от мощности силовой установки. В 2016 г. указанные виды и категории классифицировались по коду товарной субпозиции 870190. А с 1.01.2017 года указанный вид и категории, а именно тракторы сельскохозяйственные колесные в соответствии с Перечнем квалифицируются в безкодовой однодефисной субпозиции «Прочие, с мощностью двигателя», которая далее дифференцируется в зависимости от мощности двигателя.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, снований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2017 года по административному иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ИП ФИО1 о возложении обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор – оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Иском Е.П.
Позднякова О.Ю.