ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10290 от 07.10.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Копылова Е.В. № 33А-10290

Докладчик: Быкова С.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«07» октября 2015г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Быковой С.В.,

судей: Шалагиной О.В., Булычевой С.Н.,

при секретаре: Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. по апелляционной жалобе Администрации Мариинского муниципального района на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 июня 2015 года

административное дело по иску Администрации Мариинского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области (далее – УФССП по Кемеровской области), Межрайонному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам (далее – МОСП по ОВИП) об уменьшении размера исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Мариинского муниципального района обратилась с заявлением к УФССП по Кемеровской области, МОСП по ОВИП об уменьшении размера исполнительского сбора до <данные изъяты> руб., взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП от 20.01.2015г.

Требования мотивированы тем, что 16.05.2014 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП на основании исполнительного листа от 31.03.2014г., выданного Мариинским городским судом, возбуждено исполнительное производство, предмет исполнения: обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО9 жилое помещение не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма.

Определением Мариинского городского суда от 23.01.2015 года администрации Мариинского муниципального района отказано в предоставлении отсрочки исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13.03.2014 г., на основании которого был выдан исполнительный документ. Определение вступило в законную силу 05.03.2015 г.

20.01.2015 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

С постановлением от 20.01.2015 г. не согласена, поскольку приняла все возможные меры по предоставлению ФИО10 жилого помещения и неисполнение исполнительного документа в срок, предусмотренный законом на добровольное исполнение, вызвано исключительно уважительными причинами, так как в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 28.04.2015г.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФССП России по <адрес>.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе Администрация Мариинского муниципального района просит решение суда отменить.

Указывает, суд не учёл сложное финансовое положение администрации Мариинского муниципального района, а именно информацию финансового управления по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой бюджет Мариинского муниципального района на 2015 год утвержден в объёме по доходам <данные изъяты> тыс. руб. по расходам <данные изъяты> тыс. руб.

Суд не принял во внимание, что в соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Мариинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.

Согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ свободные жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет субвенций на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют.

Суду представлено достаточно доказательств, дающих право уменьшить исполнительский сбор на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве".

На апелляционную жалобу представителем УФССП России по <адрес>ФИО6 принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика ФИО6, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей, (часть 3 ст. 112 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 441-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что апелляционным определением коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13.03.2014 г. суд обязал администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО8 однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в виде жилого дома или квартиры, в черте Мариинского городского поселения Кемеровской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма <данные изъяты> кв. метров.

16.05.2014 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство.

Поскольку должником требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, 20.01.2015 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

26.01.2015 г. постановление поступило в администрацию Мариинского муниципального района.

Обращаясь с требованиями об уменьшении размера исполнительского сбора, истец ссылается на то обстоятельство, что согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 28.04.2015 г. в казне Мариинского муниципального района свободные жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет субвенций на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. По смыслу и содержанию Постановления должнику следует надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, об отсутствии вины должника в неисполнении судебных актов о предоставлении взыскателю жилого помещения в установленный судебным приставом для их добровольного исполнения срок могут свидетельствовать только те объективно препятствующие этому обстоятельства, которые имели место в период со дня получения должником требования об исполнении решения суда до вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора.

Доказательств того, что Администрацией принимались все возможные меры по предоставлению взыскателю жилого помещения не представлено, не подтверждены обстоятельства, свидетельствующие, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казенным учреждением и действует от имени муниципального образования «Мариинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства, сложное финансовое положение и отсутствие денежных средств не относится к чрезвычайным и непреодолимым обстоятельствам, препятствующим своевременному исполнению судебного акта.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оснований для уменьшения суммы исполнительского сбора не имеется и обоснованно отказал в удовлетворении требований.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе, не имеют значения для разрешения спора.

Руководствуясь ст. 309 «КАС РФ» судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Мариинского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: