ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10299/2021 от 02.03.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Исакова Н.Н.

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-460/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 марта 2022 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Каракич Л.Л., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Бадиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2588/2021 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Иркутска, комитету городского обустройства администрации г. Иркутска, Правительству Иркутской области, министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области об обязании провести выявление и оценку объекта накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Иркутское производственное объединение «Восток», в целях включения его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 октября 2021 г.,

установила:

в обоснование административного иска, уточненного в порядке ст. 46 КАС РФ, указано, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного законодательства, по факту размещения микрополигона опасных отходов бывшего федерального государственного унитарного предприятия «Иркутское производственное объединение «Восток», заброшенного хранилища гальванических отходов по .

Отходы размещены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Данный земельный участок расположен в границах ), в окружении земельных участков с кадастровыми номерами (данные изъяты). Общая площадь под объектом (данные изъяты), площадь загрязненной территории -300 м2. Масса загрязняющих веществ составляет (данные изъяты) тонн гальванических отходов и химических реактивов (данные изъяты) класса опасности, и (данные изъяты) м2 отходов разборки деревянных зданий в которых хранятся гальванические отходы. По данным государственного реестра ПТО УОНВОС, микрополигон не числится как объект негативного воздействия на окружающую среду.

В ходе осмотра территории с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, установлено, что микрополигон опасных отходов бывшего ФГУП «ПО «Восток», представляет собой заброшенное хранилище гальванических отходов производства.

Протоколы количественного химического анализа отхода ПЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону от Дата изъята Номер изъят, протокол испытаний почвы от Дата изъята Номер изъят, протоколы испытаний отходов производства от Дата изъята Номер изъят, Номер изъят показали, что гальванические шламы, химические отходы и грунт имеют (данные изъяты) класс опасности для окружающей среды содержат окись титана, хром, оксид марганца, железо, медь, цинк, оксид кальция, оксид алюминия, двуоокись кремния, оксид калия, оксид магния, оксид натрия, олово.

Согласно заявке администрации г. Иркутска, в 2012 году в контрольном створе реки Кая превышение предельно допустимой концентрации трудноокисляемых органических веществ по химическому потреблению кислорода; азота нитритного; железа; меди. Максимальное содержание органических веществ по химическому потреблению кислорода в воде достигало (данные изъяты) предельно допустимой концентрации, органических веществ по биохимическому потреблению кислорода 5 фенолов, азота аммонийного азота нитритного, меди, цинка, марганца на уровне предельно допустимой концентрации.

При анализе материалов обследования территории, проведенной группой сотрудников НИИ ИрГТУ для предварительного исследования отходов и оценки ситуации в 2013 году, установлено, что указанные отходы содержат окись титана, мышьяк, ртуть, ванадий, хром, оксид марганца, железо, кобальт, никель, медь, цинк, стронций, свинец, оксид кальция, оксид алюминия, двуоокись кремния, оксид фосфора, оксид калия, оксид магния, оксид натрия, олово. Гальваноотходы относятся к (данные изъяты) классам опасности, содержат ионы тяжелых металлов, оказывающих высокое токсичное, канцерогенное и мутагенное воздействие на живые организмы. При нахождении возле данного объекта ощущается кислометаллический привкус, першение в горле, слезоточивость.

Нахождение гальванических шламов и остатков химических реактивов, содержащих данные вещества, на грунтовом покрытии, в не защищенном от воздействия атмосферных осадков и ветров месте, не имеющем искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не имеющего ограничения доступа посторонних лиц, может привести к негативному воздействию на окружающую среду и человека, за счет пыления, размыва осадками и попадания в почву и грунтовые воды, разноса отходов посторонними лицами и т.д.

Микрополигон гальванических отходов расположен на в непосредственной близости 100-300 м от объектов индивидуальной жилой застройки, сектора многоэтажной застройки, образовательных учреждений, культурно-развлекательных учреждений, предприятий торговли, складского назначения, а также в (данные изъяты) метрах от уреза реки Кая. Тогда как санитарная зона для свалок промышленных отходов по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 составляет 1000 метров.

В ходе проверки установлено, что собственник отходов (объекта накопленного вреда) отсутствует.

Административный истец просил обязать администрацию г. Иркутска в лице Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области провести выявление и оценку объекта накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Иркутское производственное объединение «Восток», в целях включения его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации в течение 1,5 (полутора) лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 16 июня 2021 г. по делу в качестве административного соответчика привлечен Комитет городского обустройства Администрации г. Иркутска.

Определением суда от 23 июля 2021 г. по делу в качестве административного соответчика привлечено министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 октября 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – ФИО1 просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований к Правительству Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

В обосновании доводов апелляционной жалобы указано, что принятое в последней редакции заявление прокурора в порядке ст. 46 КАС РФ не содержало в себе требований к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области. Возложение обязанности на Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области является некорректным, поскольку министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является самостоятельным органом исполнительной власти, отдельным юридическим лицом. Указанная судом в резолютивной части решения формулировка вызовет юридические сложности при исполнении судебного акта. Заявитель жалобы ссылается на то, что на министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Правительство Иркутской области не могут быть возложены обязанности по исполнению предъявленных исковых требований ввиду отсутствия полномочий по их выполнению. Возложение таких обязанностей не предусмотрено действующим законодательством, как и не предусмотрено одновременное возложение обязанности на орган государственной власти и орган местного самоуправления, указанное является противоречием нормам действующего законодательства. Обжалуемое решение суда не содержит разрешение вопроса о том, какие действия, и в каком объеме должен совершить каждый субъект в целях его исполнения. Кроме того, земельный участок по предмету административного иска не относится к объектам государственной собственности, не поставлен на кадастровый учет, что неоднократно подтверждалось в процессе рассмотрения административного дела. Вынесенное судом решение не исполнимо, поскольку у министерства не имеется полномочий для осуществления действий, указанных в решении суда. В судебном заседании 20 октября 2021 г. представитель министерства полагала, что возложение обязанности на администрацию г. Иркутска является обоснованным, а на министерство и Правительство нет.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Иркутской области – ФИО2 просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований к Правительству Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Возложение обязанности на Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области является некорректным, поскольку министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и Правительство Иркутской области являются самостоятельными органами исполнительной власти, отдельными юридическими лицами. Указанная судом в резолютивной части решения формулировка вызовет юридические сложности при исполнении судебного акта. Заявитель жалобы ссылается на то, что на министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Правительство Иркутской области не могут быть возложены обязанности по исполнению предъявленных исковых требований ввиду отсутствия полномочий по их выполнению. Возложение таких обязанностей не предусмотрено действующим законодательством, как и не предусмотрено одновременное возложение обязанности на орган государственной власти и орган местного самоуправления, указанное является противоречием нормам действующего законодательства. Обжалуемое решение суда не содержит разрешение вопроса о том, какие действия, и в каком объеме должен совершить каждый субъект в целях его исполнения. Кроме того, земельный участок по предмету административного иска не относится к объектам государственной собственности, не поставлен на кадастровый учет, что неоднократно подтверждалось в процессе рассмотрения административного дела. Вынесенное судом решение не исполнимо. В административном исковом заявлении имеется ссылка на то, что отходы образованы в результате деятельности ФГУП «Восток», при прекращении своей деятельности собственником имущества должна была быть разрешена судьба образовавшихся в результате его деятельности отходов, при этом не разрешение такого вопроса собственником имущества (Российская Федерация) не может служить основанием возложения обязанности на органы государственной власти Иркутской области осуществить соответствующие бюджетные расходы в форме применения специального механизма ликвидации накопленного вреда.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились представители ответчиков и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалоб в их отсутствие не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., объяснения прокурора ФИО7, проверив материалы административного дела, законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права (ст. 310 КАС РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 3 которого предусмотрено, что деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 1 ст. 80.1 указанного Федерального закона от 10 января 2002 г. выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления; в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п. 3 ст. 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Судом первой инстанции достоверно установлено и подтверждается материалами настоящего административного дела, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного законодательства, по факту размещения микрополигона опасных отходов бывшего ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток», заброшенного хранилища гальванических отходов по .

Из ответа Службы государственного экологического надзора от Дата изъята Номер изъят следует, что микрополигон отходов бывшего ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток» расположен по адресу: , земельный участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Общая площадь под объектом (данные изъяты) кв.м., площадь загрязненной территории (данные изъяты) кв.м. ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток», OГРH Номер изъят, ИНН/КПП Номер изъят. С 1945 года предприятие осуществляло серийное производство автомобилей ГАЗ-51. С 1952 года выпускало мобильные средства связи для вооруженных сил России. Деятельность прекращена на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 21 апреля 2005 г. № А19-9142/01-11-8-29. Сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду в государственном реестре ПТО УОНВОС отсутствуют. Контрольно-надзорные мероприятия в отношении микрополигона отходов бывшего ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток» Службой за период не проводились. В целях реализации функций по выявлению, оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и включения в региональный проект Иркутской области «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» («Чистая страна») в рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 г. № 776-пп на реализацию мероприятия «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» предусмотрено финансирование на 2022 - 2024 годы из средств областного бюджета, в рамках которого будет осуществляться оценка накопленного вреда и организация работ по ликвидации накопленного вреда, в том числе опасного объекта накопленного вреда окружающей среде «Микрополигон опасных отходов бывшего ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток». Обоснование негативного воздействия опасного объекта накопленного вреда окружающей среде «Микрополигон опасных отходов бывшего ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток» выполнено профессором кафедры инженерной экологии ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», членом-корреспондентом РАН, экспертом Росприроднадзора ФИО8 Выполнение комплекса работ по инженерным изысканиям и разработке проекта рекультивации, а также проведению государственной экологической экспертизы проектной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в отношении опасного объекта накопленного вреда окружающей среде «Микрополигон опасных отходов бывшего ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток» планируется администрацией города Иркутска. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области прорабатывается вопрос предоставления субсидий за счет средств областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Указанные отходы размещены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Данный земельный участок расположен в границах Свердловского округа города Иркутска (Иркутская область), в окружении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят.под объектом (данные изъяты) м2, площадь загрязненной территории – (данные изъяты) м2. Масса загрязняющих веществ составляет (данные изъяты) тонн гальванических отходов и химических реактивов (данные изъяты) класса опасности, и (данные изъяты) отходов разборки деревянных зданий в которых хранятся гальванические отходы. По данным государственного реестра ПТО УОНВОС, микрополигон не числится как объект негативного воздействия на окружающую среду.

В ходе осмотра прокуратурой территории с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории составлено заключение от Дата изъята , согласно которому, микрополигон опасных отходов бывшего ФГУП «ПО «Восток» представляет собой заброшенное хранилище гальванических отходов производства, а именно: ветхое полуразрушенное здание склада с металлическим каркасом, обшитое деревянными досками, визуально имеет размеры ориентировочно (данные изъяты) метров и высоту около (данные изъяты) метров, с фасада часть стены здания демонтирована. Здание более чем наполовину заполнено веществом неустановленного состава, представляющим собой смесь гранул и песка желтого и бурого цветов с вкраплениями светло-серого порошка; ветхое брусовое деревянное здание, визуально имеет размеры 5(данные изъяты) метров и высоту около (данные изъяты) метров. Здание наполовину заполнено порошкообразным веществом неустановленного состава с вкраплениями ярко голубого и ярко желтого порошка. Наблюдаются потеки ярко желтого цвета; насыпь с размерами около (данные изъяты) метров и высотой около 6 метров, предположительно размещенной на месте ранее демонтированного здания склада, имевшего каркасную конструкцию и обшитого деревянным брусом, состоящая из смеси гранул, порошка и огарков, неизвестного компонентного состава и имеющих различные цвета: черный, серый, бурый, ярко желтый и ярко голубой, остатков пластиковой тары и металлических ветхих проржавевших контейнеров. Предположительно данные вещества являются остатками гальванических шламов (сухих), остатками химических реактивов и тары, в которой они хранились. Также наблюдаются смешанные с указанными отходами различный бытовой мусор (остатки полиэтиленовых пакетов, пустые стеклянные бутылки, и т.д.), поверх разбросаны элементы конструкции ранее демонтированного здания - остатков деревянного бруса, металлических конструкций. Насыпь отходов размещена частично на металлической основе, частично на незащищенном почвенном покрове.

При анализе материалов обследования территории, проведенной группой сотрудников НИИ ИрГТУ для предварительного исследования отходов и оценки ситуации в 2013 году, установлено, что указанные отходы содержат окись титана, мышьяк, ртуть, ванадий, хром, оксид марганца, железо, кобальт, никель, медь, цинк, стронций, свинец, оксид кальция, оксид алюминия, двуоокись кремния, оксид фосфора, оксид калия, оксид магния, оксид натрия, олово. Гальваноотходы относятся к (данные изъяты) классам опасности, содержат ионы тяжелых металлов, оказывающих высокое токсичное, канцерогенное и мутагенное воздействие на живые организмы. При нахождении возле данного объекта ощущается кислометаллический привкус, першение в горле, слезоточивость. Нахождение гальванических шламов и остатков химических реактивов, содержащих данные вещества, на грунтовом покрытии, в не защищенном от воздействия атмосферных осадков и ветров месте, не имеющем искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не имеющего ограничения доступа посторонних лиц, может привести к негативному воздействию на окружающую среду и человека, за счет пыления, размыва осадками и попадания в почву и грунтовые воды, разноса отходов посторонними лицами и т.д.

Также судом первой инстанции установлено, что в 2018, 2020 году администрацией г. Иркутска в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области направлена информация об объекте «микрополигон ФГУП ПО «Восток», для включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрев заявку, указало на ряд замечаний, в частности: не проведена оценка затрат на реализацию мероприятий по критериям отбора проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба (отсутствуют проектно-сметная документация на ликвидацию ОНВОС, положительное заключение государственной экологической экспертизы, заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранного проекта).

В ответе Вице-мэра г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят, адресованном заместителю Межрайонного природоохранного прокурора Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры указано на то, что администрацией города Иркутска в лице Комитета Городского обустройства администрации города Иркутска ведутся работы по выявлению, оценке и учету объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии со статьей 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды». На территории города Иркутска расположен обладающий признаками объекта накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС) - мйкрополигон опасных отходов бывшего ПО «Восток», заброшенное хранилище гальванических отходов по (далее - ФГБОУ ПО «Восток»). Во исполнение мероприятий, обозначенных в ответе на представление Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от Дата изъята Номер изъят- отделом экологической безопасности и контроля департамента городской Среды Комитета городского обустройства администрации города Иркутска сделаны запросы коммерческих предложений в адрес ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» от Дата изъята в части предоставления информации о стоимости выполнения работ. Получен ответ от ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» от Дата изъята о готовности выполнить в соответствии со статьей 80.1 ФЗ № 7 комплекс работ по инженерным изысканиям, а именно: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-геофизические, инженерно-экологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания, разработать проект рекультивации, выполнить работы по организации и сопровождении проведения государственной экологической экспертизы проектной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в отношении указанных, объектов. Стоимость перечисленных работ составит (данные изъяты) рублей без учета НДС. Тем самым Комитетом городского обустройства администрации города Иркутска при формировании бюджета города Иркутска на 2021 год обозначена потребность в денежных средствах на выполнение указанных мероприятий. Указанная потребность не включена в расходную статью бюджета в связи дефицитом бюджетных средств, однако будет предусмотрена при формировании бюджета города Иркутска на 2022 год. Также с целью включения ФГБОУ ПО «Восток» в государственный реестр ОНВОС администрацией города Иркутска по запросам министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области неоднократно направлялись сведения об ФГБОУ ПО «Восток» с приложением имеющихся подтверждающих документов. Данный вопрос остается на контроле у Комитета городского обустройства администрации города Иркутска.

Удовлетворяя административные исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и возлагая обязанность на администрацию г. Иркутска в лице Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области провести выявление и оценку объекта накопленного вреда, окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ФГУП «Иркутское производственное объединение «Восток», в целях включения его в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и последующей ликвидации в течение 1,5 лет с момента вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174 «Об экологической экспертизе», исходил из того, что законодатель относит полномочия в области охраны окружающей среды, как к полномочиям федеральных органов, так и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и пришел к выводу, что Правительство Иркутской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, вправе как самостоятельно осуществлять полномочия по решению вопросов выявления, оценки объектов накопленного вреда окружающей среде и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, так и возложить указанные функции на отраслевой исполнительный орган государственной власти Иркутской области. При этом определение способа реализации своих полномочий относится к исключительной компетенции Правительства Иркутской области.

Суд первой инстанции, при разрешении спорных правоотношений, принял во внимание положения Порядка реализации функций по выявлению, оценке объектов накопительного вреда окружающей среде, организации работ по ликвидации накопительного вреда окружающей среде, установленному постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2000 г. № 1197-пп, согласно пункту 2 которого министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является уполномоченным органом на реализацию функций по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Помимо этого, судом первой инстанции учтен и Порядок реализации функций по выявлению, оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории г. Иркутска, утвержденному постановлением администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят, согласно которому, уполномоченный орган – администрация г. Иркутска в лице Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска осуществляет выявление, оценку объектов накопленного вреда в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, а также на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поступающее загрязнение с микрополигона ФГУП ИПО «Восток» в атмосферный воздух, водные объекты и почву создают угрозу окружающей среде и здоровью населения на территории муниципального образования, выполнение полномочий, перечисленных в ст. 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ, работы, связанные с исполнением указанных полномочий должны быть организованы как органом местного самоуправления г. Иркутска – администрацией г. Иркутска в лице Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, так и органом государственной власти Иркутской области – Правительством Иркутской области в лице его отраслевого органа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, поскольку данный вывод основан на требованиях действующего законодательства, возлагающего полномочия выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде на органы государственной власти, а также органы местного самоуправления в равной мере, не освобождая от данной обязанности привязкой к наличию либо отсутствию собственности на земельный участок или объект накопленного вреда.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом акте, подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не вызывают сомнений в их законности и обоснованности и доводами апелляционных жалоб под сомнение поставлены быть не могут.

Суждения апеллянтов о несогласии с принятым судом первой инстанции судебным актом, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия расценивает как несостоятельные, противоречащие установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам, и направленные на их переоценку.

Доводы апелляционных жалоб о том, что возложение обязанности на Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области является некорректным, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является самостоятельным органом исполнительной власти, отдельным юридическим лицом, отклоняются судебной коллегией, поскольку Правительство Иркутской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, вправе как самостоятельно осуществлять полномочия по решению вопросов выявления, оценки объектов накопленного вреда окружающей среде и организации деятельности по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, так и возложить данные функции на отраслевой исполнительный орган государственной власти Иркутской области министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Таким образом, реализация полномочий по выявлению и оценке накопленного вреда осуществляется Правительством Иркутской области через отраслевой исполнительный орган государственной власти – министерство природных ресурсов Иркутской области.

При этом вопросы, связанные с финансированием этих полномочий, в компетенцию отраслевого органа не входят.

Из анализа положений Устава Иркутской области, регламента Правительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 1 июня 2016 г. № 334-пп следует, что Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим свою деятельность в коллегиальных и единоличных формах, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области. В структуру Правительства Иркутской области входят, в том числе министры Иркутской области, которые в свою очередь, в пределах своих полномочий дают поручения и указания лицам, находящимся в их непосредственном подчинении, а также исполнительным органам государственной власти, в случаях, установленных законом. Следовательно, Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области, руководящий соответствующим министерством, входит в структуру высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области, управляется Правительством Иркутской области и подчинен ему.

Реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326).

Приложением № 6 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба.

Согласно Правилам, субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации, прошедшим отбор на право получения субсидий на основе заявок субъектов, в которых должна содержаться информация, позволяющая провести оценку затрат на реализацию мероприятий по критериям отбора проекта в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба (природоохранных проектов).

С 1 января 2017 г. вступили в силу положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 254 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным актом Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополнен главой XIV «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», содержащей статьи 80.1 «Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде» и 80.2 «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде». В соответствии с указанными статьями выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 26.3, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно возложена обязанность на Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по исполнению предъявленных исковых требований, так определение способа реализации своих полномочий относится к исключительной компетенции Правительства Иркутской области.

Доводы апелляционных жалоб о том, что на Правительство Иркутской области и министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не могут быть возложены обязанности по исполнению предъявленных административных исковых требований, в связи с отсутствием у административных ответчиков полномочий по их выполнению противоречат положениям п. 3 ст. 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Полномочия федеральных органов власти ограничены перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и касаются только федеральных земель, а с июля 2020 также и объектов, на которых осуществлялась экономическая деятельность, связанная с производством химических веществ и продуктов на территории г. Усолье-Сибирское, а также прошлая экономическая деятельность ОАО «БЦБК».

Судебная коллегия принимает во внимание, что полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среды являются частью полномочий по охране окружающей среды, что прямо установлено требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Нормы природоохранного законодательства исключают произвольное определение уполномоченными органами возможности проведения либо непроведения мероприятий по выявлению, оценке и ликвидации объектов накопленного вреда. Осуществление данных природоохранных мероприятий является не правом, а обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционных жалоб о том, что законодательством не предусмотрено разрешение одного вопроса, как органом местного самоуправления, так и органом государственной власти, поскольку обратное обозначало бы создание возможности вторжения публичных субъектов в компетенцию друг друга, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Так, создание в Российской Федерации с точки зрения состояния экологии, условий для жизнедеятельности человека (преамбула; статья 7, часть 1; статья 58 Конституции Российской Федерации) связано, и осуществление надлежащих мер по обращению с отходами производства и потребления с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, на основе взаимодействия территориальных уровней публичной власти, включая местное самоуправление.

Возложение обязанности на администрацию г. Иркутска в лице Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска и на Правительство Иркутской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области провести выявление и оценку объекта накопленного вреда окружающей среде, соответствует наиболее эффективной ее реализации экологической функции.

Доводы жалоб о неисполнимости решения в связи с тем, что в нем отсутствуют четкие указания на совершение конкретных действий каждым из административных ответчиков, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие конкретных указаний не является препятствием для исполнения решения суда; конкретные действия, которые необходимо совершить органам государственной власти и органам местного самоуправления в целях оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, и способ исполнения они вправе определить самостоятельно в рамках предоставленных им полномочий. Кроме того, суд отразил в мотивировочной части решения, что ответчики обязаны обеспечить проведение оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством и предоставленными полномочиями каждому из органов государственной власти.

Ввиду комплексного характера мероприятий по выявлению, оценке и ликвидации объекта накопленного вреда, их непосредственной взаимосвязи между собой, судом первой инстанции верно определен состав лиц, участвующих в деле и их процессуальный статус.

Иные доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку не влияют на законность принятого судом решения, сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 октября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Л.Л. КаракичО.С. Махмудова