Судья Чагочкина М.В.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33а-10305/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М.,
при секретаре Шеине М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области на решение Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 20 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование указав, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области. ФИО1 ранее осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и соответственно обязан был осуществлять исчисление и уплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В связи с несвоевременной оплатой задолженности по страховым взносам, начислены соответствующие пени:
- пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01 января 2013 года в размере 1 786 руб. 53 коп.: за период с 26 июня 2015 года по 06 августа 2015 года в размере 124 руб. 77 коп.;
- пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01 января 2013 года в размере 696 руб. 28 коп.: за период с 10 июня 2015 года по 25 августа 2015 года в размере 116 руб. 09 коп.;
- пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 776 руб. 93 коп.; за период с 12 ноября 2014 года по 24 сентября 2015 года в размере 850 руб. 91 коп. В связи с частичной оплатой, остаток задолженности по пени 776 руб. 93 коп.;
- пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС 01 января 2017 года в размере 414 руб. 47 коп.: за период с 25 июня 2015 года по 24 сентября 2015 года в размере 106 руб. 61 коп.
В настоящее время, согласно данным, переданным ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области, у ФИО1 имеется задолженность по пени по страховым взносам в размере 3 674 руб. 21 коп.
В связи с неуплатой задолженности по страховым взносам и начисленными на нее пени, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области, в адрес ФИО1 было выставлено требование № 048S01150072541 от 11 октября 2016 года, а также Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области № 31610 от 22 марта 2017 года.
Срок исполнения требований истек, в установленный срок налогоплательщик погашение задолженности в полном объеме не произвел.
Задолженность по пени по страховым взносам в размере 3 674 руб. 21 коп. ФИО1 до настоящего времени не оплачена.
В связи со списанием задолженности образовавшейся до 01 января 2013 года по пени по страховым взносам в размере 2 482 руб. 81 коп: по пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01 января 2013 года в размере 1 786 руб. 53 коп., пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01 января 2013 года в размере 696 руб. 28 коп.
Просил суд с учетом уточнений взыскать с ФИО1 задолженность по пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 776 руб. 93 коп. за период с 12 ноября 2014 года по 24 сентября 2015 года в размере 776 руб. 93 коп., пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС 01 января 2017 года в размере 414 руб. 47 коп. за период с 12 ноября 2014 года по 24 сентября 2015 года в размере 414 руб. 47 коп.
Решением суда в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что пропуск срока с заявлением о вынесении судебного приказа, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, начисление страховых взносов, определяемом в соответствии с ч. 11 статьи 14 ФЗ № 212-ФЗ, ФИО1 не производилось, в связи с предоставлением отчетности, соответственно, основания для списания задолженности в соответствии с положениями 436-ФЗ у налогового органа отсутствуют.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ, пришел к выводу о том, что поскольку пени начислены на недоимку по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, заявленные истцом суммы пени признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
С такими выводами суда следует согласиться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах), действовавшего до 1 января 2017 г., индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Как видно из материалов дела, ФИО1 в период с 05.07.2007 по 03.10.2014 являлся индивидуальным предпринимателем.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за всеми индивидуальными предпринимателями.
При таких обстоятельствах вопреки доводам жалобы суд первой инстанции обоснованно применил положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ, поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2012 - 2014 годы, имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Кроме того, административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока обращения в суд с указанным иском.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).
Согласно пункту 2 той же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3).
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес административного ответчика направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов № 31610 от 22 марта 2017 года с предложением погасить задолженность добровольно в срок до 06 апреля 2017 года.
27 декабря 2017 мировым судьей судебного участка № 50 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в указанном выше размере, однако в связи с поступлением возражений от административного ответчика на судебный приказ, он был отменен определением от 16 января 2018 года.
Таким образом, учитывая срок исполнения указанного выше требования и сумму задолженности, Инспекция вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в срок не позднее 06 октября 2017 года.
Доказательств того, что Межрайонная ИФНС России № 15 по Иркутской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа до 06 октября 2017 года, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, о восстановлении срока не заявлено, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности решения суда, в том числе о соблюдении сроков на обращение в суд, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут быть приняты по изложенным выше мотивам.
Подлежит отклонению и довод о неправильном применении судом первой инстанции положений Закона № 436-ФЗ в части признания безнадежной к списанию задолженности по страховым взносам как основанный на ошибочном толковании статьи 11 данного Закона, не делающей исключения на списание неуплаченных до 01.01.2017 страховых взносов для всех перечисленных в ней лиц.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции не содержат, в связи с чем являются несостоятельными и не могут повлечь отмену правильного по существу решения.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не установила.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Падунского районного суда города Братска Иркутской области от 20 сентября 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Л.В. Гусарова
Н.М. Усова