ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10335/2021 от 11.08.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Рукосуева Е.В. Дело 33а-10335/2021

УИД 24RS0031-01-2020-000930-77

А-3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе: председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,

судей Колпакова И.Ю., Корниенко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Курагинского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации п. Краснокаменска Курагинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности

по апелляционной жалобе Главы п. Краснокаменска ФИО1

на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 4 июня 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации п. Краснокаменска в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно-коммунального хозяйства - тепловые сети, протяженностью. 12 305,7 м лит №1, расположенные по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, проходящие от сооружения по ул. Центральная, ул. Пушкина, ул. Маяковского, ул. Есенина, ул. Строителей, ул. Зеленая, м-н Южный, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 190 ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Обязать администрацию п. Краснокаменск в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства - тепловых сетей, протяженностью. 12 305,7 м лит №1, расположенных по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, проходящих от сооружения по ул. Центральная, ул. Пушкина, ул. Маяковского, ул. Есенина, ул. Строителей, ул. Зеленая, м-н Южный, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».»

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Курагинского района Красноярского края Шабанов А.М. обратился с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Курагинского района Красноярского края проведена проверка распоряжения муниципальной собственностью администрацией пос. Краснокаменска, в ходе которой выявлены нарушения закона. На праве собственности пос. Краснокаменск принадлежат следующие объекты теплоснабжения: сооружение-тепловые сети, протяженностью 12305,4м, лит. №1 по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, проходящие от сооружения - котельная по адресу: п. Краснокаменск, промплощадка № 11 до потребителей по ул. Центральная, ул. Пушкина, ул. Маяковского, ул. Есенина, ул. Строителей, ул. Зеленая, м-н Южный, кадастровый номер 24623:0000000:0000:04:230:002:001029730.

27.08.2018 года между администрацией п. Краснокаменска и ООО «Краснокаменские энергосети» заключен договор безвозмездного пользования №25 на указанное имущество. Указанный договор заключен до момента заключения концессионного соглашения и передачи его по акту приема-передачи концессионеру.

Однако администрация п. Краснокаменска не имела права на передачу имущества в безвозмездное пользование, а обязана передать объекты теплоснабжения по концессионному соглашению в силу требований ФЗ РФ «О теплоснабжении» и ФЗ РФ «О концессионных соглашениях». Передача муниципальных объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствует развитию конкуренции, приводит к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения, чем администрацией п. Краснокаменска нарушаются права граждан.

Прокурор Курагинского района Красноярского края Шабанов А.М. просил:

- признать незаконным бездействие администрации пос. Краснокаменска Курагинского района Красноярского края в части необеспечения передачи права пользования в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190 ФЗ, Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в собственности п. Краснокаменска, переданными ООО «Краснокаменские Энергосети»,

- обязать администрацию п. Краснокаменска Курагинского района Красноярского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства ООО «Краснокаменские Энергосети» по договору безвозмездного пользования № 25 от 27.08.2018г.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава п. Краснокаменска ФИО1 просил отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства по делу. В рамках дела № 25258/2020, рассмотренного Арбитражным судом Красноярского края, по иску прокурора Красноярского края к ООО «Краснокаменские Энергосети» о признании ничтожным договора безвозмездного пользования № 25 от 27.08.2018г. приняты обеспечительные меры в виде запрета администрации п. Краснокаменска совершать действия по передаче третьим лицам прав и заключению сделок на тепловые сети. До вынесения арбитражным судом решения по делу администрация пос. Краснокаменска была не вправе совершать какие-либо действия с данным имуществом. Общий исполнительный лист выдан 16.06.2021г. Нарушений законодательства при распоряжении муниципальной собственностью со стороны администрации поселка не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Курагинского района Красноярского края Шабанов А.М. просил оставить без изменения решение суда первой инстанции как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андреева А.И., согласившегося с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.

Статьей 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 указанной нормы передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В силу части 3 статьи 28.1 ФЗ РФ "О теплоснабжении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 данного Федерального закона (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ целями закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

На основании части 1 статьи 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 18.11.2011 г. муниципальному образованию поселок Краснокаменск Курагинского района Красноярского края на праве собственности принадлежат следующие объекты теплоснабжения: сооружение-тепловые сети, протяженностью 12 305,4 м, лит. №1, по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, проходящие от сооружения - котельная по адресу: п. Краснокаменск, промплощадка № 11 до потребителей по ул. Центральная, ул. Пушкина, ул. Маяковского, ул. Есенина, ул. Строителей, ул. Зеленая, м-н Южный, кадастровый номер 24623:0000000:0000:04:230:002:001029730 (л.д. 10).

27.08.2018 года между администрацией п. Краснокаменска ООО «Краснокаменские энергосети» заключен договор безвозмездного пользования №25 на указанное имущество. Договор заключен до момента заключения концессионного соглашения и передачи его по акту приема-передачи концессионеру (п. 1.2 Договора) (л.д. 11-15).

В 2019 г. администрацией п. Краснокаменска организован конкурс на заключение концессионного соглашения на эксплуатацию указанных объектов, который был отменен по предписанию УФАС по Красноярскому краю.

В 2020 г., кроме направления 17.02.2020 г. запроса в ООО «Первая тарифная компания», администрация поселка не предпринимала никаких мер для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов.

21.07.2020г. прокурором Курагинского района Красноярского края Главе п. Краснокаменска внесено представление об устранении нарушения законодательства в части непринятия мер по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения на пользование указанными объектами жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 24-28).

Согласно ответу административного ответчика от 20.08.2020 г. поселковым Советом депутатов подготовлен проект решения о создании муниципального унитарного предприятия на территории МО поселок Краснокаменск и разработан план мероприятий для дальнейшей регистрации МУП и передачи муниципального имущества – сооружение тепловые сети, поэтому нарушений законодательства по распоряжению муниципальной собственностью со стороны администрации поселка не имеется.(л.д. 29-30)

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2020 года, вступившим в законную силу 1 марта 2021г., иск прокурора Красноярского края к ООО «Краснокаменские Энергосети», администрации п. Краснокаменска Курагинского района Красноярского края удовлетворен, признан недействительным договор безвозмездного пользования указанными объектами теплоснабжения от 27.08.2018г.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение приведенных выше требований законодательства в отношении объектов теплоснабжения, имеющих срок ввода в эксплуатацию более пяти лет, конкурсные процедуры длязаключенияконцессионногосоглашенияне проводились, более того, 27.08.2018г. заключен ничтожный договор безвозмездного пользования объектами теплоснабжения, который решением арбитражного суда от 12.11.2020 г. признан недействительным.

То есть на протяжении длительного времени установленный ФЗ РФ «О теплоснабжении» особый порядок передачи права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, предусматривающий в данном случае исключительно заключение концессионного соглашения, органом местного самоуправления не соблюден.

Как верно указано судом, данные обстоятельства нарушают права граждан на эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности на условиях концессионного соглашения и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, затрудняют проведение мероприятий по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства.

В связи с чем суд первой инстанции возложил на администрацию п. Краснокаменска Курагинского района Красноярского края обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верно установленных юридически значимых обстоятельствах дела, соответствуют нормам материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

В данном случае в силу части 3 статьи 28.1 ФЗ РФ "О теплоснабжении" заключение концессионного соглашения является обязательным в отношении объектов имущества теплоснабжения, у которых срок ввода в эксплуатацию превысил пять лет.

Однако действенных и эффективных мер к заключению концессионного соглашения органом местного самоуправления не принималось, а, наоборот, муниципальные объекты теплоснабжения незаконно переданы 27 августа 2018г. по договору безвозмездного пользования. Создание МУП «Краснокаменские теплосети» не свидетельствует о соблюдении административным ответчиком законодательства о концессионных соглашениях и о теплоснабжении, так как само по себе никоим образом не делает возможным более оперативное заключение такого соглашения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что наложенные 21.08.2020г. Арбитражным судом Красноярского края обеспечительные меры препятствовали администрации п. Краснокаменска заключению концессионного соглашения, как на основание к отмене решения признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку допущенное бездействие по непринятию мер к заключению концессионного соглашения имело место как минимум с 2018года, то есть носило длящийся характер еще до возбуждения дела Арбитражным судом Красноярского края.

Шестимесячный срок, предписанный судом для принятия мер по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, по мнению судебной коллегии, отвечает общеправовому принципу разумности.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену итогового решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 4 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: