Судья Курамшина А.Р. дело № 33а-10351/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2019 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Осетровой З.Х.,
судей Милютина В.Н.,
ФИО1
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Осетровой З.Х. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС №40 по Республике Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России ..... по ..... к ФИО2 о взыскании транспортного налога с физических лиц: налог в размере .....
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России ..... по ..... обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании транспортного налога с физических лиц: налог в размере .....
Свои требования мотивировала тем, что ФИО2 (ИНН .....), имея в собственности транспортные средства марки ....., является налогоплательщиком. Согласно расчету налога за ....: по транспортному средству марки .....: налоговый период – ...., налоговая база – ..... руб.; по транспортному средству марки ..... руб. Согласно расчету налога за ....: по транспортному средству марки ..... руб. В соответствии со статьей 69 НК РФ ответчику были направлены требования об уплате задолженности по налогу, которые не были исполнены и в соответствии со статьей 75 НК РФ были начислены пени за период просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Межрайонная ИФНС России ..... по РБ просила суд взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере .....
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ее подателем ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывается на то, что на основании пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Данная обязанность в силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с частями 1-5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
ФИО2 (.....), имея в собственности транспортные средства марки ....., является налогоплательщиком.
Согласно расчету налога за ....: по транспортному средству марки .....
Межрайонная ИФНС ..... по РБ .... известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты транспортного налога, направив налоговое уведомление ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....).
.... Межрайонная ИФНС ..... по РБ известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив перерасчет налогового уведомления ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....).
Согласно расчету налога за ....: по транспортному средству марки .....
.... Межрайонная ИФНС ..... по РБ известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление ..... от .... об уплате налога за ....сроком уплаты до ....), что подтверждается реестром почтовых отправлений.
.... Межрайонная ИФНС ..... по РБ известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив перерасчет налогового уведомления ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....), что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В связи с неуплатой налогов и сборов в добровольном порядке, в адрес ФИО2.... было направлено требование ..... от .... об уплате налога (сроком уплаты до ....).
Определением мирового судьи судебного участка ..... по ..... Республики Башкортостан от .... в связи с поступившим возражением судебный приказ мирового судьи от .... о взыскании задолженности с должника был отменен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом были нарушены порядок и сроки направления налогового уведомления и требования об уплате налога, установленные статьями 52, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оснований для взыскания задолженности по транспортному налогу не имеется. Принимая во внимание, что задолженность за .... за налогоплательщиком ФИО2 не была установлена, то, следовательно, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и не подлежат взысканию.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
ФИО2 (ИНН ....., имея в собственности транспортные средства марки ....., является налогоплательщиком.
Согласно расчету налога за ....: по транспортному средству марки .....
Межрайонная ИФНС ..... по РБ .... известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты транспортного налога, направив налоговое уведомление ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....).
.... Межрайонная ИФНС ..... по РБ известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив перерасчет налогового уведомления ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....).
Согласно расчету налога за ....: по транспортному средству марки .....
.... Межрайонная ИФНС ..... по РБ известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....), что подтверждается реестром почтовых отправлений.
.... Межрайонная ИФНС ..... по РБ известила ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив перерасчет налогового уведомления ..... от .... об уплате налога за .... (сроком уплаты до ....), что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В связи с неуплатой налогов и сборов в добровольном порядке, в адрес ФИО2.... было направлено требование ..... от .... об уплате налога (сроком уплаты до ....).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм НК РФ, в .... налоговый орган осуществил исчисление (расчет) транспортного налога за .... и направил налогоплательщику налоговое уведомление, что не превышает три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ налоговый орган правомерно начислил налогоплательщику транспортный налог за ...., а также надлежащим образом известил ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление от ..........
В .... налоговым органом было произведено исчисление (расчет) транспортного налога за ...., и направлено налоговое уведомление от ..........
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ налоговый орган правомерно начислил налогоплательщику транспортный налог за ...., а также надлежащим образом известил ФИО2 о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление от ..........
С учетом изложенного, оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца и взыскании с административного ответчика в его пользу транспортного налога в размере .....
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда ..... Республики Башкортостан от .... отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России ..... по ..... к ФИО2 о взыскании транспортного налога с физических лиц: налог в размере ......, удовлетворить.
Взыскать ФИО2 в пользу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России ..... по ..... транспортный налог в размере ..... руб.
Председательствующий Осетрова З.Х.
Судьи Милютин В.Н.
ФИО1