Судья 1 инстанции Мицкевич А.О. | УИД 38RS0023-01-2023-001562-49 |
Судья – докладчик Жильцова Н.Н. | № 33а-10361/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Жильцовой Н.Н.,
судей Папуши А.С., Шуняевой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Урывском В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1331/2023 по административному иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Умыганского сельского поселения о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скважин
по апелляционной жалобе администрации Умыганского сельского поселения на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 24 июля 2023 г.
установила:
в обоснование административного иска указано, что на территории Умыганского сельского поселения населением эксплуатируется 2 скважины под водонапорными башнями, расположенными по адресам: <...>; <...>. Нежилое помещение - водонапорная башня, расположенная по адресу: <...> находится в собственности МОУ «Умыганская СОШ». Вместе с тем, при фактической эксплуатации скважин, не имеющих собственника, который обеспечивает их надлежащее состояние в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может привести к неблагоприятным последствиям. Отсутствие у скважин собственника влечет невозможность обеспечения сохранности и безопасности гидротехнических сооружений, которые расположены в границах муниципального образования, в связи с чем обязанность по поставке его на учет как бесхозяйного имущества должна быть возложена на органы местного самоуправления, на территории которого имущество находится, то есть на административного ответчика.
Просил обязать администрацию Умыганского сельского поселения в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скважин, расположенных по адресам: <...>; <...>.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 24 июля 2023 г. административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрация Умыганского сельского поселения просит решение суда отменить. В качестве доводов жалобы указывает, что с принятым решением не согласны, поскольку признавая административный иск, глава Умыганского сельского поселения полагал, что к ним предъявлены только требования, касающиеся скважины по адресу <...>, так как водонапорная башня, расположенная по адресу: <...> находится в муниципальной собственности Умыганского сельского поселения. В решении суд указал, что скважина по адресу <...> не имеет собственника, однако правообладателем на праве оперативного управления нежилого помещения – водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>, и земельного участка под ней является МОУ «Умыганская СОШ» что подтверждается выписками из ЕГРН, в связи с чем, бюджетные средства поселения не могут быть потрачены на объекты, не принадлежащие сельскому поселению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, уведомленных о судебном заседании надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Жильцовой Н.Н., пояснения прокурора Нарижняк О.Н., проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебный акт подлежит безусловной отмене апелляционным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 КАС РФ.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пп. 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.310 КАС РФ установлено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В частях 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Названным Порядком предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй пункта 5).
В соответствии с пунктом 12 Порядка заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, в том числе: если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества.
Таким образом, постановка объекта на учет в качестве бесхозяйного, возможна тогда, когда на соответствующий объект отсутствуют правопритязания либо он не находится в фактическом владении у кого-либо.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо вправе отказаться от права на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом, без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, сведения, что собственником нежилого помещения – водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>, и земельного участка под ней является муниципальное образование Тулунский район, а правообладателем на праве оперативного управления и фактическим пользователем - МОУ «Умыганская СОШ», что подтверждается выписками из ЕГРН, суд первой инстанции не принял данные обстоятельства во внимание, неправильно применил нормы процессуального права при определении состава лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле пользователей спорного объекта, не установил наличие правопритязаний этих лиц на скважину, факт бесхозяйности имущества.
Нарушение судом первой инстанции норм процессуального закона является существенным, допущенные нарушения не позволили гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в ч. 7 ст. 6 КАС РФ, а именно, состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Поскольку суд первой инстанции разрешил публичный спор о правах лиц, не привлеченных к участию в деле, судебная коллегия в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 и п. 3 ст. 309 КАС РФ отменяет решение суда по настоящему делу и направляет административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует правильно определить субъектный состав участвующих в деле лиц и разрешить возникший административный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 309, пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 24 июля 2023 г. отменить.
Направить административное дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Н.Н. Жильцова | |
Судьи | А.С. ПапушаН.А. Шуняева |