ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10362/2023 от 25.07.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33а-10362/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2023 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кориновской О.Л.,

судей Бачевской О.Д., Антропова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярковой И.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-962/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Верхняя Пышма к Главе городского округа Среднеуральск, администрации городского округа Среднеуральск о признании бездействия незаконным

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Чернавиной Екатерины Сергеевны на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Бачевской О.Д., объяснения представителя административного истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор города Верхняя Пышма обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Среднеуральск, в котором просил признать незаконным бездействие Главы городского округа Среднеуральск, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзорных функций в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, изучена справка о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2021 год, представленная заместителем Главы администрации городского округа Среднеуральск Чернавиной Е.С. При изучении данной справки были выявлены нарушения действующего законодательства. Так, Чернавиной Е.С. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ( / / )5 за отчетный период 2021 год, отражены недостоверные и неполные сведения об имущественном положении. А именно, в разделе 1 справки указано, что супруг ( / / )5 не имел никаких доходов. Вместе с тем, в ходе надзорных мероприятий была получена информация ФНС России о доходах физического лица ( / / )5 за 2021 год от налогового агента ... в размере 250000 рублей. Кроме того, согласно справке 3-НДФЛ Чернавиным И.С. представлена налоговая декларация, которая содержит информацию о его доходе в размере 190542902 рубля 25 копеек. Заявление Чернавиной Е.С. о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих родственников являлось предметом обсуждения на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов городского округа Среднеуральск, по результатам которой причина не предоставления сведений признана неуважительной, служащему даны рекомендации о принятии дополнительных мер по представлению сведений. В целях устранения выявленных нарушений 12 сентября 2022 в адрес Главы администрации городского округа Среднеуральск Ковальчика А.А. внесено представление. На основании распоряжения администрации городского округа Среднеуральск от 04 октября 2022 года № 311-РА в отношении Чернавиной Е.С. назначена и проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе проверки было установлено, что в справке на супруга не отражены сведения о его доходе, а также о счетах в банках. По результатам проверки начальником организационного отдела администрации городского округа Среднеуральск подготовлен доклад, которым предложено установить, что Чернавиной Е.С. представлены полные и достоверные сведения о доходах за 2021 год в отношении себя и несовершеннолетних детей, при этом, вывод о полноте и достоверности в отношении сведений на супруга не сделан. По результатам рассмотрения представления принято решение об отсутствии оснований для применения мер юридической ответственности к муниципальному служащему. Считает данные выводы незаконными, поскольку совершено коррупционное правонарушение, Чернавина Е.С. имела реальную возможность истребовать данные сведения и супруга и представить указанные сведения в срок. Чернавина Е.С. фактически не предпринимала необходимых мер к получению требуемых сведений, при этом за 2020 года были представлены необходимые сведения в отношении супруга, в том числе и с указанием полученного им дохода, сведений о наличии транспортных средств. Кроме того, заявление о невозможности представить сведения, было подано за несколько дней до окончания декларационной компании.

Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 21 марта 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава городского округа Среднеуральск.

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04 апреля 2023 года административное исковое заявление прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации удовлетворено. Признано незаконным бездействие в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Чернавина Е.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что в ее действиях отсутствует состав коррупционного правонарушения. 26 января 2021 года она была назначена на должность заместителя Главы администрации городского округа Среднеуральск. По результатам изучения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2020 года и 2021 года, недостоверность и неполнота сведений, представленных за 2021 года, не выявлена. 27 апреля 2022 года в адрес Главы городского округа Среднеуральск направлено заявление о невозможности по объективным причина представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга ( / / )5 в части сведений о доходах и счетах за отчетный период 2021 год по причине отказа супруга в предоставлении сведений. К заявлению приложено ее обращение к супругу о предоставлении недостающих сведений, отказ ( / / )5 в предоставлении сведений по причине небезопасности размещения данных сведений в публичном доступе, а также в связи с коммерческой тайной. 19 мая 2022 года Комиссия рекомендовала принять дополнительные меры по предоставлению сведений: обратиться в письменном виде в ФНС, к главному бухгалтеру индивидуального предпринимателя о предоставлении сведений в отношении супруга, а также в судебные органы об истребовании у супруга сведений о доходах за 2021 года. Дополнительные меры в виде обращения в ФНС и супругу были ей предприняты. Кроме того, по ее инициативе был расторгнут брак с супругом в судебном порядке. Таким образом, не предоставление истребуемых сведений в отношении супруга ( / / )5 произошло по независящим от нее причинам. Кроме того, иные сведения, о которых ей было известно, были представлены в установленный законом срок. Также считает, что все действия должностных лиц администрации городского округа Среднеуральск соответствуют требованиям законодательства в сфере противодействия коррупции. Кроме того, указала, что на основании распоряжения администрации городского округа Среднеуральск от 21 февраля 2023 года № 21/к-РП она уволена с муниципальной службы и освобождена от должности по соглашению сторон.

Заместителем прокурора города Среднеуральск Бондарь О.О. в возражениях на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность судебного акта, просил оставить решение суда без изменения.

Представитель административного истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаева А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Административный истец прокурор города Верхняя Пышма, административные ответчики Глава городского округа Среднеуральск, администрация городского округа Среднеуральск, заинтересованное лицо Чернавина Е.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, а также путем размещения информации о рассмотрении административного дела на официальном сайте Свердловского областного суда. Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с распоряжением администрации городского округа Среднеуральск от 26 января 2021 года № 12-к Чернавина Е.С. была назначена на должность заместителя Главы администрации городского округа Среднеуральск.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории», Решения Думы городского округа Среднеуральск от 22 декабря 2016 года № 6/3, Чернавина Е.С. обязана была предоставить до 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга, несовершеннолетних детей.

Чернавиной Е.С. были предоставлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год в отношении себя и несовершеннолетних детей ( / / )9, ( / / )10, ( / / )11 В отношении супруга ( / / )5 было представлено заявление о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год в связи с отказом супруга ( / / )5 в предоставлении сведений.

Согласно протоколу заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов городского округа Среднеуральск от 20 мая 2022 года № 5 следует, что по вопросу № 3 рассмотрения заявления заместителя Главы Чернавиной Е.С. о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год в отношении супруга, Комиссией было принято решение о признании причины непредставления сведений неуважительной, рекомендовано: обратиться в письменном виде в ИФНС о предоставлении сведений о доходах за 2021 год супруга, а также сведений о наличии счетов; обратиться в письменном виде судебные органы об истребовании от супруга сведений о доходах за 2021 год, а также сведений о наличии счетов; обратиться в письменном виде к главному бухгалтеру индивидуального предпринимателя ( / / )5 о предоставлении сведений о доходах за 2021 года.

12 сентября 2022 года по результатам надзорных мероприятий по факту нарушения антикоррупционного законодательства заместителем Главы Чернавиной Е.С. заместителем прокурора города Верхняя Пышма в адрес Главы администрации городского округа Среднеуральск Ковальчука А.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции.

Основанием для внесения представления явилось то, что заместителем Главы Чернавиной Е.С. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ( / / )5 за отчетный период 2021 год отражены недостоверные и неполные сведения об имущественном положении супруга. В рамках проведенной проверки установлено, что Чернавиной Е.С. в «Справке о доходах» за 2021 год указаны недостоверные сведения, следовательно, ею нарушены требования законодательства о противодействии коррупции о необходимости предоставлять достоверные сведения о доходах.

17 января 2023 года в адрес прокуратуры города Верхняя Пышма направлено письмо № 01-01-31/123 о рассмотрении представления, в соответствии с которым по результатам рассмотрения доклада Главой городского округа Среднеуральск Ковальчуком А.А. принято решения решение об отсутствии оснований для принятия мер юридической ответственности в отношении Чернавиной Е.С.

Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заместителем Главы Чернавиной Е.С. необходимых мер к получению требуемых сведений в отношении супруга не принято. Заявление о невозможности представления справки в отношении супруга было подано за несколько дней до истечения срока окончания подачи сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (до 30 апреля). Доход Чернавиной Е.С. и его супруга ( / / )5 за 2021 год составил в совокупности 383374976 рублей 71 копейка, из которого при предоставлении сведений ею не указан доход супруга в размере 381462694 рубля 52 копейки, что составляет значительный размер от общей суммы дохода. Также Чернавиной Е.С. не были указаны счета супруга в ...», в ...», в ...», в ...», в ...», в ...». Приведенные фактические обстоятельства дела не могут расцениваться иначе как представление представителю работодателя заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку они не соответствуют требованиям достоверности и при их представлении были заведомо искажены, не содержали полной информации о размере полученного дохода и имеющихся банковских счетах.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 указанного Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно статьям 8, 8.1 данного Федерального закона лица, замещающие должности муниципальной службы обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данная обязанность распространяется на все доходы муниципального служащего, полученного за отчетный период.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в статье 12.1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области», в статье 10 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области».

Согласно части 5 статьи 15 Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 данной статьи).

Согласно статье 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Как указано выше, заместителем Главы Чернавиной Е.С. за 2021 год не была представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга ( / / )5 в связи с отказом последнего в предоставлении необходимых сведений.

Чернавиной Е.С. Главе городского округа Среднеуральск подано Ковальчику А.А. подано 27 апреля 2022 года заявление о невозможности по объективным причинам представить необходимые сведения.

Судебная коллегия отмечает, что справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо было представить до 30 апреля года, следующего за отчетным, следовательно, до 30 апреля 2022 года, иных промежуточных сроков о предоставлении данной справки либо о предоставлении заявления о невозможности предоставить сведения законодательство не содержит.

Данное заявление о невозможности предоставить сведения было предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов городского округа Среднеуральск, по результатам которого принято решение о признании причины непредставления сведений неуважительной, рекомендовано дополнительного предпринять меры в виде обращения в ФНС, к главному бухгалтеру индивидуального предпринимателя ( / / )5 о предоставлении сведений о доходах за 2021 год в отношении ( / / )5., а также сведений о наличии счетов; обратиться в письменном виде судебные органы об истребовании от супруга сведений о доходах за 2021 год.

Вместе с тем, ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ни иными положения законодательства о противодействии коррупции не предусмотрено предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера третьим лицам, в том числе и супруге/супругу.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом УФНС России по <адрес> от <дата><№>@ (л.д. 108об.-109).

Кроме того, после поступления представления заместителя прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года № 02-49-2022 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, Главой администрации городского округа Среднеуральск Ковальчиком А.А. вынесено распоряжение от 04 октября 2022 года № 311-РА о назначении проверки в отношении Чернавиной Е.С.

В ходе проверки были установлено, что сведения, отраженные в справке о доходах, расходах, об имуществе и обстоятельствах имущественного характера на Чернавину Е.С. и несовершеннолетних детей являются достоверными. В отношении супруга ( / / )5 недостоверно отражены сведения о доходах, не отражены счета в банках. При этом у Чернавиной Е.С. были истребованы пояснения, в которых указано, что получить сведения о доходах, счетах в банках супруга ( / / )5 невозможно.

По результатам проверки начальником организационного отдела администрации городского округа Среднеуральск ( / / )14 подготовлен доклад Главе городского округа Среднеуральск, в соответствии с которым предлагается установить, что Чернавиной Е.С. представлены полные и достоверные сведения о доходах за 2021 год в отношении себя и несовершеннолетних детей; признаки коррупционного правонарушения отсутствуют; оснований для применения мер юридической ответственности не имеется.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что должностным лицом Главой городского округа Среднеуральск бездействия по рассмотрению представления прокурора, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года, не имеется.

При этом судебная коллегия отмечает, что решение вопроса о привлечении/непривлечении Чернавиной Е.С. к ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции не входит в компетенцию суда, поскольку суд не вправе вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти или подменять их, но впоследствии может проверить правильность принятых ими решений.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04 апреля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации городского округа Среднеуральск, Главе городского округа Среднеуральск о признании незаконным бездействия в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года – отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий

О.Л. Кориновская

Судьи

О.Д. Бачевская

И.В. Антропов