ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10362/2023 от 25.07.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33а-10362/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2023 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кориновской О.Л.,

судей Бачевской О.Д., Антропова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярковой И.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-962/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Верхняя Пышма к Главе городского округа Среднеуральск, администрации городского округа Среднеуральск о признании бездействия незаконным

по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО1 на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Бачевской О.Д., объяснения представителя административного истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор города Верхняя Пышма обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Среднеуральск, в котором просил признать незаконным бездействие Главы городского округа Среднеуральск, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзорных функций в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, изучена справка о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2021 год, представленная заместителем Главы администрации городского округа Среднеуральск ФИО1 При изучении данной справки были выявлены нарушения действующего законодательства. Так, ФИО1 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ( / / )5 за отчетный период 2021 год, отражены недостоверные и неполные сведения об имущественном положении. А именно, в разделе 1 справки указано, что супруг ( / / )5 не имел никаких доходов. Вместе с тем, в ходе надзорных мероприятий была получена информация ФНС России о доходах физического лица ( / / )5 за 2021 год от налогового агента ... в размере 250000 рублей. Кроме того, согласно справке 3-НДФЛ ФИО2 представлена налоговая декларация, которая содержит информацию о его доходе в размере 190542902 рубля 25 копеек. Заявление ФИО1 о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих родственников являлось предметом обсуждения на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов городского округа Среднеуральск, по результатам которой причина не предоставления сведений признана неуважительной, служащему даны рекомендации о принятии дополнительных мер по представлению сведений. В целях устранения выявленных нарушений 12 сентября 2022 в адрес Главы администрации городского округа Среднеуральск ФИО3 внесено представление. На основании распоряжения администрации городского округа Среднеуральск от 04 октября 2022 года № 311-РА в отношении ФИО1 назначена и проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе проверки было установлено, что в справке на супруга не отражены сведения о его доходе, а также о счетах в банках. По результатам проверки начальником организационного отдела администрации городского округа Среднеуральск подготовлен доклад, которым предложено установить, что ФИО1 представлены полные и достоверные сведения о доходах за 2021 год в отношении себя и несовершеннолетних детей, при этом, вывод о полноте и достоверности в отношении сведений на супруга не сделан. По результатам рассмотрения представления принято решение об отсутствии оснований для применения мер юридической ответственности к муниципальному служащему. Считает данные выводы незаконными, поскольку совершено коррупционное правонарушение, ФИО1 имела реальную возможность истребовать данные сведения и супруга и представить указанные сведения в срок. ФИО1 фактически не предпринимала необходимых мер к получению требуемых сведений, при этом за 2020 года были представлены необходимые сведения в отношении супруга, в том числе и с указанием полученного им дохода, сведений о наличии транспортных средств. Кроме того, заявление о невозможности представить сведения, было подано за несколько дней до окончания декларационной компании.

Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 21 марта 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава городского округа Среднеуральск.

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04 апреля 2023 года административное исковое заявление прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации удовлетворено. Признано незаконным бездействие в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что в ее действиях отсутствует состав коррупционного правонарушения. 26 января 2021 года она была назначена на должность заместителя Главы администрации городского округа Среднеуральск. По результатам изучения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2020 года и 2021 года, недостоверность и неполнота сведений, представленных за 2021 года, не выявлена. 27 апреля 2022 года в адрес Главы городского округа Среднеуральск направлено заявление о невозможности по объективным причина представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга ( / / )5 в части сведений о доходах и счетах за отчетный период 2021 год по причине отказа супруга в предоставлении сведений. К заявлению приложено ее обращение к супругу о предоставлении недостающих сведений, отказ ( / / )5 в предоставлении сведений по причине небезопасности размещения данных сведений в публичном доступе, а также в связи с коммерческой тайной. 19 мая 2022 года Комиссия рекомендовала принять дополнительные меры по предоставлению сведений: обратиться в письменном виде в ФНС, к главному бухгалтеру индивидуального предпринимателя о предоставлении сведений в отношении супруга, а также в судебные органы об истребовании у супруга сведений о доходах за 2021 года. Дополнительные меры в виде обращения в ФНС и супругу были ей предприняты. Кроме того, по ее инициативе был расторгнут брак с супругом в судебном порядке. Таким образом, не предоставление истребуемых сведений в отношении супруга ( / / )5 произошло по независящим от нее причинам. Кроме того, иные сведения, о которых ей было известно, были представлены в установленный законом срок. Также считает, что все действия должностных лиц администрации городского округа Среднеуральск соответствуют требованиям законодательства в сфере противодействия коррупции. Кроме того, указала, что на основании распоряжения администрации городского округа Среднеуральск от 21 февраля 2023 года № 21/к-РП она уволена с муниципальной службы и освобождена от должности по соглашению сторон.

Заместителем прокурора города Среднеуральск Бондарь О.О. в возражениях на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность судебного акта, просил оставить решение суда без изменения.

Представитель административного истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаева А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Административный истец прокурор города Верхняя Пышма, административные ответчики Глава городского округа Среднеуральск, администрация городского округа Среднеуральск, заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, а также путем размещения информации о рассмотрении административного дела на официальном сайте Свердловского областного суда. Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с распоряжением администрации городского округа Среднеуральск от 26 января 2021 года № 12-к ФИО1 была назначена на должность заместителя Главы администрации городского округа Среднеуральск.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории», Решения Думы городского округа Среднеуральск от 22 декабря 2016 года № 6/3, ФИО1 обязана была предоставить до 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга, несовершеннолетних детей.

ФИО1 были предоставлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год в отношении себя и несовершеннолетних детей ( / / )9, ( / / )10, ( / / )11 В отношении супруга ( / / )5 было представлено заявление о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год в связи с отказом супруга ( / / )5 в предоставлении сведений.

Согласно протоколу заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов городского округа Среднеуральск от 20 мая 2022 года № 5 следует, что по вопросу № 3 рассмотрения заявления заместителя Главы ФИО1 о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год в отношении супруга, Комиссией было принято решение о признании причины непредставления сведений неуважительной, рекомендовано: обратиться в письменном виде в ИФНС о предоставлении сведений о доходах за 2021 год супруга, а также сведений о наличии счетов; обратиться в письменном виде судебные органы об истребовании от супруга сведений о доходах за 2021 год, а также сведений о наличии счетов; обратиться в письменном виде к главному бухгалтеру индивидуального предпринимателя ( / / )5 о предоставлении сведений о доходах за 2021 года.

12 сентября 2022 года по результатам надзорных мероприятий по факту нарушения антикоррупционного законодательства заместителем Главы ФИО1 заместителем прокурора города Верхняя Пышма в адрес Главы администрации городского округа Среднеуральск ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции.

Основанием для внесения представления явилось то, что заместителем Главы ФИО1 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ( / / )5 за отчетный период 2021 год отражены недостоверные и неполные сведения об имущественном положении супруга. В рамках проведенной проверки установлено, что ФИО1 в «Справке о доходах» за 2021 год указаны недостоверные сведения, следовательно, ею нарушены требования законодательства о противодействии коррупции о необходимости предоставлять достоверные сведения о доходах.

17 января 2023 года в адрес прокуратуры города Верхняя Пышма направлено письмо № 01-01-31/123 о рассмотрении представления, в соответствии с которым по результатам рассмотрения доклада Главой городского округа Среднеуральск ФИО3 принято решения решение об отсутствии оснований для принятия мер юридической ответственности в отношении ФИО1

Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заместителем Главы ФИО1 необходимых мер к получению требуемых сведений в отношении супруга не принято. Заявление о невозможности представления справки в отношении супруга было подано за несколько дней до истечения срока окончания подачи сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (до 30 апреля). Доход ФИО1 и его супруга ( / / )5 за 2021 год составил в совокупности 383374976 рублей 71 копейка, из которого при предоставлении сведений ею не указан доход супруга в размере 381462694 рубля 52 копейки, что составляет значительный размер от общей суммы дохода. Также ФИО1 не были указаны счета супруга в ...», в ...», в ...», в ...», в ...», в ...». Приведенные фактические обстоятельства дела не могут расцениваться иначе как представление представителю работодателя заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку они не соответствуют требованиям достоверности и при их представлении были заведомо искажены, не содержали полной информации о размере полученного дохода и имеющихся банковских счетах.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 указанного Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно статьям 8, 8.1 данного Федерального закона лица, замещающие должности муниципальной службы обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данная обязанность распространяется на все доходы муниципального служащего, полученного за отчетный период.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в статье 12.1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области», в статье 10 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области».

Согласно части 5 статьи 15 Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 данной статьи).

Согласно статье 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Как указано выше, заместителем Главы ФИО1 за 2021 год не была представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга ( / / )5 в связи с отказом последнего в предоставлении необходимых сведений.

ФИО1 Главе городского округа Среднеуральск подано ФИО3 подано 27 апреля 2022 года заявление о невозможности по объективным причинам представить необходимые сведения.

Судебная коллегия отмечает, что справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо было представить до 30 апреля года, следующего за отчетным, следовательно, до 30 апреля 2022 года, иных промежуточных сроков о предоставлении данной справки либо о предоставлении заявления о невозможности предоставить сведения законодательство не содержит.

Данное заявление о невозможности предоставить сведения было предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов городского округа Среднеуральск, по результатам которого принято решение о признании причины непредставления сведений неуважительной, рекомендовано дополнительного предпринять меры в виде обращения в ФНС, к главному бухгалтеру индивидуального предпринимателя ( / / )5 о предоставлении сведений о доходах за 2021 год в отношении ( / / )5., а также сведений о наличии счетов; обратиться в письменном виде судебные органы об истребовании от супруга сведений о доходах за 2021 год.

Вместе с тем, ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ни иными положения законодательства о противодействии коррупции не предусмотрено предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера третьим лицам, в том числе и супруге/супругу.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом УФНС России по <адрес> от <дата><№>@ (л.д. 108об.-109).

Кроме того, после поступления представления заместителя прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года № 02-49-2022 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, Главой администрации городского округа Среднеуральск ФИО3 вынесено распоряжение от 04 октября 2022 года № 311-РА о назначении проверки в отношении ФИО1

В ходе проверки были установлено, что сведения, отраженные в справке о доходах, расходах, об имуществе и обстоятельствах имущественного характера на ФИО1 и несовершеннолетних детей являются достоверными. В отношении супруга ( / / )5 недостоверно отражены сведения о доходах, не отражены счета в банках. При этом у ФИО1 были истребованы пояснения, в которых указано, что получить сведения о доходах, счетах в банках супруга ( / / )5 невозможно.

По результатам проверки начальником организационного отдела администрации городского округа Среднеуральск ( / / )14 подготовлен доклад Главе городского округа Среднеуральск, в соответствии с которым предлагается установить, что ФИО1 представлены полные и достоверные сведения о доходах за 2021 год в отношении себя и несовершеннолетних детей; признаки коррупционного правонарушения отсутствуют; оснований для применения мер юридической ответственности не имеется.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что должностным лицом Главой городского округа Среднеуральск бездействия по рассмотрению представления прокурора, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года, не имеется.

При этом судебная коллегия отмечает, что решение вопроса о привлечении/непривлечении ФИО1 к ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции не входит в компетенцию суда, поскольку суд не вправе вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти или подменять их, но впоследствии может проверить правильность принятых ими решений.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 04 апреля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации городского округа Среднеуральск, Главе городского округа Среднеуральск о признании незаконным бездействия в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по представлению прокурора города Верхняя Пышма от 12 сентября 2022 года – отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий

О.Л. Кориновская

Судьи

О.Д. Бачевская

И.В. Антропов