ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10364/18 от 23.07.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лапунова Е.С. Дело 33а-10364/2018

А-3.194

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе: председательствующего судьи Жуль А.В.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю к Петрову Роману Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе Петрова Р.Н.

на решение Березовского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю к Петрову Роману Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.

Взыскать с Петрова Романа Николаевича, проживающего по адресу: <адрес>А<адрес> задолженность по земельному налогу за 2014-2015 годы в размере 1 264 854 рубля, счет получателя: 40101810600000010001, БИК 040407001, ИНН 2452029714 УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №26 по Красноярскому краю), код бюджетной классификации: 18210102030011000110.

Взыскать с Петрова Романа Николаевича, проживающего по адресу: <адрес>А<адрес>, пени по задолженности по земельному налогу за 2014-2015 годы в размере 87 073 рубля 05 копеек, счет получателя: 40101810600000010001, БИК 040407001, ИНН 2452029714 УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №26 по Красноярскому краю), код бюджетной классификации: 18210102030012100110.

Взыскать с Петрова Романа Николаевича, проживающего по адресу: <адрес>, штраф в размере 42 161 рубль 80 копеек, счет получателя: 40101810600000010001, БИК 040407001, ИНН 2452029714 УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №26 по Красноярскому краю), код бюджетной классификации: 18210102030013000110.

Взыскать с Петрова Романа Николаевича, проживающего по адресу: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 959 рублей 64 копейки».

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Петрову Р.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Требования мотивированы тем, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. В период с 30.06.2016 года по 29.08.2016 года в отношении Петрова Р.Н. проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что Петров Р.Н. с 01.01.2013 года по 31.12.2015 года получил доход от дарения земельных участков в размере 9 729 644,41 рублей, из которых за 2014 год – 1 983 421,66 рублей, за 2015 год – 7 746 222,75 рублей. Общая сумма налога, подлежащая уплате, составила за 2014 год – 257 845 рублей, за 2015 год – 1 007 009 рублей. В установленный срок обязанность по уплате налога на имущество физических лиц ответчиком не исполнена. По результатам проверки Петрову Р.Н. начислены пени в размере 87 073,05 рублей, а также штрафы за 2014 год в размере 8 594,83 рублей, за 2015 год – 33 566,97 рублей, которые МИФНС России № 26 по Красноярскому краю просила взыскать в судебном порядке.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Петров Р.Н. просил решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что судом не учтено, что Петровым Р.Н. земельные участки не были приняты в качестве дара, поскольку сделки по отчуждению земельных участков являлись возмездными и приобретались Петровым за выкупную стоимость, определенную договорами, в связи с чем обязанность по уплате НДФЛ у него отсутствует. Суд не вправе был основывать сое решение на наименовании сделки, указанной регистрирующим органом как договор дарения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю по доверенности Понамарева О.А. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо изменить по следующим основаниям.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Как следует из ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Согласно п. ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из ст. 228 НК РФ следует, что исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, кроме прочих, производят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 18.1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Исходя из положений п. 3 ст. 54 НК РФ, физические лица при получении в порядке дарения недвижимого имущества исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.3).

Согласно п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса

В силу ст.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии с п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015г., налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.01.2014 года по 31.12.2015 года Петровым Р.Н. получен доход от приобретения им земельных участков с кадастровыми номерами по договору дарения с ФИО6, ФИО7, по договору дарения с ФИО8, по договору дарения с ФИО8, по договору дарения с ФИО8, по договору дарения с ФИО8, по договору дарения с ФИО9, по договору дарения с ФИО10, по договору дарения с ФИО9, по договору дарения с ФИО11, по договору дарения с ФИО12, по договору дарения с ФИО12, по договору дарения с ФИО12, по договору дарения с ФИО12, по договору дарения с ФИО12, по договору дарения с ФИО13, по договору дарения с ФИО14, по договору дарения с ФИО15, ФИО16, по договору дарения с ФИО17

В результате приобретения указанных земельных участков в соответствии с их кадастровой стоимостью Петровым Р.Н. получен доход в общем размере 9 729 644,41 рублей.

Дарители в родстве с Петровым Р.Н. не состоят, поэтому одаряемый должен был самостоятельно исчислить сумму налога на доходы физических лиц для последующей уплаты в бюджет.

10 октября 2016г. МИФНС России №26 по Красноярскому краю по результатам выездной налоговой проверки в отношении Петрова Р.Н. составлен акт №02-71/09, в соответствии с которым установлено, что за период с 01.01.2013 года по 31.12.2015 года Петровым Р.Н. получен доход в результате дарения вышеуказанных земельных участков на общую сумму 9 729 644,41 рублей, налог на указанную сумму не уплачен.

23.11.2016г. МИФНС России №26 по Красноярскому краю вынесено решение №02-71/13 о привлечении Петрова Р.Н. к ответственности за неуплату налога с дохода, полученного в результате дарения земельных участков на общую сумму 9 729 644,41 рублей, предложено уплатить налог в размере 1 264 854 рублей, пени в размере 87 073,05 рублей, штраф в сумме 42 161,8 рублей.

Обязанность по уплате налога, пени и штрафа ответчиком не исполнена.

Проверяя законность решения административного истца о привлечении Петрова Р.Н. к ответственности за неуплату налога на доходы физических лиц, суд первой инстанции, руководствуясь указанными положениями налогового законодательства, пришел к обоснованному выводу, что расчет налоговых обязательств Петрова Р.Н. по НДФЛ при получении в порядке дарения земельных участков произведен налоговым органом правомерно, исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем обоснованно доначислен налог на доходы физических лиц, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, принято решение о привлечении административного ответчика к ответственности за налоговое нарушение в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Петров Р.Н. обязан платить налог на доходы физического лица от доходов в натуральной форме по договорам дарения земельных участков. Расчет задолженности произведен правильно, с учетом размера полученного дохода. Порядок привлечения к налоговой ответственности, установленный ст. 101 НК РФ, был соблюден, нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки не имеется. Расчет суммы пени является верным, соответствующим требованиям ст.75 НК РФ.

Штраф за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.122 НК РФ, налоговым органом самостоятельно уменьшен в 6 раз. Оснований для дальнейшего снижения штрафа не имеется.

Указанные договоры ответчиком не оспорены и не признаны недействительными, доказательств того, что сделки являлись возмездными, Петровым Р.Н. не предоставлено.

Более того, как следует из предоставленных суду апелляционной инстанции материалов рассмотренного Березовский районным судом Красноярского края административного дела №2а-972/17 по административному иску Петрова Р.Н. к МИ ФНС России №26 по Красноярскому краю в жалобе на решение от 23.11.2016г., поданной в Управление ФНС России по Красноярскому краю и подписанной собственноручно Петровым Р.Н. он не оспаривая, что им получены земельные участки по договору дарения, просил определить величину экономической выгоды в соответствии с рыночной стоимостью полученного в дар имущества(л.д.162-163), что опровергает изложенные в апелляционной жалобе от 7 мая 2018г. доводы Петрова Р.Н. о совершении возмездных сделок в отношении всех земельных участков.

Таким образом, решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.

Вместе с тем, судом первой инстанции в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения допущены явные описки при указании вида взыскиваемого с Петрова Р.Н. налога как земельного, хотя на самом деле с него взыскан налог на имущество физических лиц и пени за неуплату данного налога, поэтому эти описки судебная коллегия считает необходимым исправить путем соответствующих изменений.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Березовского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2018 года изменить, исключив из описательной-мотивировочной и резолютивной частей указание на взыскание с Петрова Романа Николаевича земельного налога и пени по земельному налогу, указать на взыскание с Петрова Романа Николаевича налога на имущество физических лиц в размере 1 264 854 рубля и пени за неуплату налога на имущество физических лиц в размере 87 073 рубля 5 копеек.

В остальной части решение Березовского районного суда Красноярского края от 6 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: