Судья Картавых М.Н. | № 33а-1037/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.04.2018 | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.01.2018 по административному исковому заявлению Карельской таможни об оспаривании предписания Отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия СЗМТУ Росстандарта от 08.12.2017 № (...).
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск подан по тем основаниям, что 08.12.2017 Карельской таможне Отделом государственного контроля и надзора в Республике Карелия СЗМТУ Росстандарта (далее – Росстандарт) выдано предписание № (...), согласно которому применение средств измерений – систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарных таможенных (далее – СТСО ДРМ) «Янтарь-1А» заводской (.....), заводской (.....), «Янтарь-1П» заводской (.....), заводской (.....) – с 08.12.2017 предписано запретить до устранения выявленных нарушений, а до 06.06.2018 предписано поверить указанные средства измерений. Полагая, что предписанием нарушаются права и законные интересы, Карельская таможня просила признать указанное предписание незаконным и отменить, поскольку СТСО ДРМ «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, не являются средством измерения, так как в соответствии с конструкторской документацией, разработанной в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации, отнесены в субпозиции – «прочие», с Общероссийским классификатором продукции к коду ОКП 703250 – к средствам обнаружения пассивным, а для проведения поверки они должны быть внесены предприятием-изготовителем в реестр средств измерения, разработана и утверждена методика поверки.
Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Отмечает, что согласно письменным ответам завода-изготовителя ЗАО НПЦ «Аспект» им. Ю.К. Недачина выпускается СТСО ДРМ «Янтарь» по двум техническим условиям: ДЦКИ 425713.001ТУ и ДЦКИ.412159.003ТУ. Первое устройство является средством измерения утвержденного типа, имеет номер в реестре 16756-10, а второе устройство является монитором радиационных материалов и соответствует ГОСТ Р 51635-2000. Считает, что поскольку технические средства, указанные в оспариваемом предписании, не относятся к средствам измерения, они не входят в сферу правового регулирования Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ).
В отзыве на апелляционную жалобу начальник отдела государственного контроля и надзора СЗМТУ Росстандарта в Республике Карелия Болтрушевич С.В. и государственный инспектор Башаримова С.А. выражают согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Кондратенко В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Начальник отдела государственного контроля и надзора СЗМТУ Росстандарта в Республике Карелия Болтрушевич С.В. и государственный инспектор Башаримова С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом СЗМТУ Росстандарта от 10.10.2017 (.....) в отношении Карельской таможни назначена плановая документарная и выездная проверка с 13.11.2017 по 08.12.2017 обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Согласно акту проверки от 08.12.2017 № (...) проверено (...) единицы применяемых средств измерений, выявлено нарушение части 1 статьи 9 и части 1 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ, а именно применение не поверенных средств измерений на таможенном посту МАПП Люття: СТСО ДРМ «Янтарь-1А» заводской (.....) (1 единица), заводской (.....) (1 единица), «Янтарь-1П» заводской (.....) (1 единица), заводской (.....) (1 единица).
В связи с выявленными нарушениями 08.12.2017 выдано предписание № (...), согласно которому запрещено использование указанных средств измерений с 08.12.2017 до устранения выявленных нарушений и в срок до 06.06.2018 предписано поверить указанные средства измерений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что СТСО ДРМ «Янтарь» внесены в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений под № 16756 и, соответственно, относятся к средствам измерения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции, в том числе, по контролю и надзору в области таможенного дела.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) таможенный контроль является государственной функцией таможенных органов.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.02.2004 № 154, определено, что уполномоченными должностными лицами таможенного органа проводится таможенный контроль в форме таможенного наблюдения с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (первичный радиационный контроль).
Согласно пунктам 4, 5, 7 Инструкции установлено, что при проведении таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ), товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения, уполномоченные должностные лица таможенного органа с учетом системы управления рисками применяют формы таможенного контроля, в том числе таможенное наблюдение с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (первичный радиационный контроль) и таможенный осмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль), проведение которого необходимо для оценки степени радиационной опасности объекта.
Целью таможенного наблюдения с использованием ТС ТКДРМ является выявление при перевозке товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций, объектов с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения.
В целях проверки соблюдения норм радиационной безопасности должностное лицо таможенного органа определяет на поверхности объекта точки (участки) с максимальной интенсивностью ионизирующего излучения, измеряет радиационные характеристики объекта, в том числе уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, и оценивает степень радиационной опасности объекта.
Таким образом, целью первичного радиационного контроля является определение не степени и уровня радиационного загрязнения, а лишь обращение внимания на объекты с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения.
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 71 Федерального закона № 311-ФЗ к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляется, в том числе, требование обеспечить техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации. Тип технических средств для проведения радиационного контроля, критерии принятия решений об их необходимости и о количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
Согласно пункту 1 приказа Федеральной таможенной службы от 09.10.2012 № 2026 «Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве» технические средства для проведения радиационного контроля могут быть следующего типа: стационарная система радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения, оснащенная комплектом видеонаблюдения с выводом информации на автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа; модификация указанной стационарной системы определяется с учетом вида транспорта, которым осуществляется доставка товаров на склад временного хранения; переносной поисковый прибор радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения.
Как следует из материалов дела, Карельской таможней применяются в работе СТСО ДРМ «Янтарь-1А» заводской (.....) и заводской (.....), «Янтарь-1П» заводской (.....) и заводской (.....).
Указанные системы соответствуют техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, в соответствии с которыми данные системы предназначены для обнаружения делящихся и радиоактивных материалов по гамма- и (или) нейтронному излучению.
Согласно пункту 1.2.7 Технических условий указанные системы должны обеспечивать: регистрацию информации; идентификацию сработавшего канала (гамма-канал или нейтронный канал); генерацию сообщения и выдачу световой сигнализации при выходе уровня радиационного фона за установленные пределы ((...)).
Статьей 2 Федерального закона № 102-ФЗ определено, что средство измерений – это техническое средство, предназначенное для измерений (пункт 21); технические системы и устройства с измерительными функциями – это технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции (пункт 23); измерение – это совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины (пункт 8).
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно письму ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» от 24.11.2017 (.....) в соответствии с техническими условиями ДЦКИ.412159.003ТУ Системы «Янтарь» как не предназначенные для количественной оценки какой-либо физической величины к средствам измерений отнесены быть не могут ((...)).
Письмом от 28.11.2017 (.....) завод-изготовитель Систем «Янтарь» сообщил, что Системы «Янтарь», выпущенные в соответствии с техническими условиями ДЦКИ.412159.003ТУ средствами измерений не являются, не внесены в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверке не подлежат. Данные технические устройства проходят ежегодное техническое обслуживание и проверку чувствительности блоков детектирования в соответствии с требованиями эксплуатационной документации ((...)).
Из материалов дела следует, что указанные системы прошли плановое годовое техническое обслуживание 02.11.2017 ((...), 132).
Письмом от 28.11.2017 (.....) ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области» сообщило, что Системы «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, не подлежат поверке, так как не являются средствами измерения утвержденного типа ((...)).
Согласно письму ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» от 30.11.2017 (.....) Системы «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, не являются средствами измерений и поверяться не могут ((...)
Письмом от 24.01.2018 (.....) завод-изготовитель сообщил, что выпускает Системы «Янтарь» по двум техническим условиям: ДЦКИ.425713.001ТУ (являются средствами измерения, внесены в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений и имеют утвержденную методику поверки) и ДЦКИ.412159.003ТУ (средствами измерения не являются, не внесены в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений и не имеют утвержденной методики поверки) ((...)).
По мнению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, выраженному в письме от 18.04.2018 № АК-5838/10, Системы «Янтарь» могут относиться к техническим системам и устройствам с измерительными функциями либо к средствам измерений, однако, поскольку ни заявки, ни соответствующего комплекта документов в Росстандарт от производителя ЗАО «Научно-производственный центр «Аспект» не поступало, достоверно определить отношение Системы «Янтарь» к техническим системам и устройствам с измерительными функциями или к средствам измерений не представляется возможным без проведения необходимых процедур ((...)).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в материалы дела доказательств того, что Системы «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, являются средствами измерений утвержденного типа и подлежат поверке, административными ответчиками не представлено. При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ бремя доказывания законности оспариваемого предписания возложено на административного ответчика.
Следовательно, оспариваемое предписание, основанное на положениях части 1 статьи 9 и части 1 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ, является незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30.01.2018 по настоящему делу отменить, принять новое решение.
Административное исковое заявление Карельской таможни удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия СЗМТУ Росстандарта от 08.12.2017 № (...), выданное Карельской таможне.
Председательствующий
Судьи