Судья Сат А.Е. Дело № 33а-1038/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 12 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Кунгаа Т.В. и Железняковой С.А.,
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 июня 2018 года,
Заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В., доводы представителя административного ответчика ++, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения административного истца
УСТАНОВИЛА:
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО2 обратилась в суд с вышуказанным административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Министерство, Минземимущество Республики Тыва) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, устранения нарушений прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в обоснование иска указав, что 12 января 2018 года ФИО1 подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1500 кв.м, находящегося по адресу: ** В утверждении схемы расположения земельного участка было отказано по причине: предоставленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к его подготовке. Испрашиваемый ФИО1 земельный участок имеет картографическую основу. И соответственно отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные дороги, линии электропередач, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) не требуется.В отказе написано, что данный земельный участок предоставлен другому лицу. При изготовлении схемы расположения земельного участка ФИО1 удостоверилась, что участок свободен от прав иных лиц, в государственном кадастровом учете участок не стоит. Отказ в предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы ФИО1 в оформлении права на земельный участок.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 мая 2018 года административное исковое заявление ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворено. Судом постановлено: «Признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 24 апреля 2018 года № ОГ-733 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка. Обязать Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: **».
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, указав, что в отказе Министерства указано на несоблюдение требований п. 1 ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п.п. 4 и 7 Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой, осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762 (далее – Требование). Министерство несогласно с выводами суда о том, что отказ Министерства со ссылкой на несоответствие цели использования земельного участка назначению территориальной зоне, документально не подтвержден. Пунктом 4 Требования установлено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утверждены решением Кызылского городского Хурала представителей от 27 ноября 2012 года № 432 (далее – Правила). Указанные Правила являются нормативным правовым актом и действуют на всей территории города Кызыла. Они обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, физическими и юридическими лицами вне зависимости от организационно-правовых форм, форм собственности и гражданства. В отказе со ссылкой на официальную информацию Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла от 06 марта 2018 года указано, что в представленной истицей схеме не учтены сведения вышеназванных Правил, запрашиваемый участок по цели использования не соответствует назначению территориальной зоны. Информация приложена к отказу. Несмотря на то, что в оспариваемом отказе указано, что представленная схема не может быть утверждена по основаниям, указанным в ЗК РФ, суд оставил без выяснения, соответствует ли схема расположения земельного участка правилам землепользования и застройки.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании жалобу поддержала, просила решение суда отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.
Административный истец ФИО1 просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы и представления.
Судом первой инстанции установлено, что 27 декабря 2017 года ФИО1 обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, по адресу: **.
24 апреля 2018 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва направлен ответ на заявление ФИО1, которым отказано в удовлетворении заявления, указав, что предоставленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения: 1) необходимо дополнить графическую информацию схематичным отображением границ территорий общего пользования и территории общего пользования, красные линии, местоположение границ земельных участков, местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, облегчающих ориентирование на местности; 2) в нарушение п. 3 сноски приложения № 3 приказа Минэкономразвития России от 27.11.14 № 762 значения указаны с округлением до 0,001 м.; 3) местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого ранее было принято решение о предварительном согласовании земельного участка, срок действия которого не истёк; 4) испрашиваемый земельный участок предоставлен другому лицу на основании договора аренды; 5) заявитель, имеющий многодетную семью, вправе получить земельный участок по месту жительства в пгт. Каа-Хем Кызылского района.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ФИО1, исходил из того, что необходимость дополнения графической информации схематичным отображением границ территорий общего пользования и территории общего пользования, красные линии, местоположение границ земельных участков, местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, облегчающих ориентирование на местности при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы. В данном случае, схема расположения, раздел КПТ.2.1 составлен на картографической основе государственного кадастра недвижимости. Что касается указания значений координат с округлением до целого числа, то в соответствии с Требованиями округление значений до 1 метра в схеме расположения земельного участка допустимо. Необходимость округления характерных точек границ земельного участка до 0,01 метра имеется лишь в межевом плане. Те обстоятельства, что местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого ранее было принято решение о предварительном согласовании земельного участка, срок действия которого не истёк, и что испрашиваемый земельный участок предоставлен другому лицу на основании договора аренды, материалами дела не подтверждается.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
В силу ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» (далее – КЗ РТ «О земле») земли в Республике Тыва используются в соответствии с целевым назначением, правовым режимом, исходящими из принадлежности их к той или иной категории, и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, принципы и порядок проведения которого устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального земельного законодательства.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст.8.1 КЗ РТ «О земле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный орган, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (ч. 1). Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва (ч. 2).
В соответствии с п. 1.1 Правил предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2017 г. N 260 (далее – Правила) настоящие Правила устанавливают процедуру и критерии предоставления земельных участков, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), в том числе порядок подачи заявлений лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и принятия решения органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство), в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города Кызыла, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Как следует из п. 6.1 Правил лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах города Кызыла, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, подает в порядке, установленном пунктом 2 настоящих правил, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", или о предоставлении земельного участка для указанных целей.
В соответствии с п. 6.4 Правил Министерство в срок не более чем тридцать календарных дней со дня поступления любого из заявлений, указанных в пункте 6.1 настоящих Правил, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в газетах "Тувинская правда", "Шын" и размещает извещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - извещение);
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе должно содержать основания отказа.
Согласно п. 3.5 Правил, продажа земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий - принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из п. 6 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 (далее – Требования) следует, что в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Как следует из материалов административного дела, 27 декабря 2018 года административным истом в Министерство подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, к которой приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Приложенная ФИО1 к заявлению схема, соответствует положениям Требований, к которой также приложена графическая информация, дополненная схематичным отображением границ территорий общего пользования, тем самым довод представителя административного ответчика о несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке необоснованны.
Вопреки доводам представителя административного ответчика о том, что запрашиваемый административным истцом участок по цели использования не соответствует назначению территориальной зоны, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, указав, что в кадастровом квартале № расположены жилые дома и участки с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, который подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на смежные земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенный по адресу: **, №, расположенный по адресу: **, №, расположенный по адресу: **.
Совокупность установленных по делу обстоятельств подтверждает обоснованность выводов суда о том, что Министерство не обосновало законность отказа в удовлетворении заявления С. в предоставлении земельного участка, тем самым должно рассмотреть заявление последней в соответствии с нормами ЗК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает возможным дополнить резолютивную часть решения суда первой инстанции указанием на срок, в течение которого административный ответчик обязан совершить действия, указанные в резолютивной части решения суда, так как в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При исследованных обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым установить Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва месячный срок для предоставления ответа в суд и административному истцу с сообщением об исполнении решения в срок, предусмотренный п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 мая 2018 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на обязанность административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщить об исполнении решения суда административному истцу ФИО1 и в Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено __ сентября 2018 года.
Председательствующий
Судьи