ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10390/2023 от 24.08.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело 33а-10390/2023(судья Хомченко И.Ю.)

УИД 24RS0013-01-2022-001201-56

А-3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2023 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Корниенко А.Н., Штея Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по доверенности Трифоновой Т.В.

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 мая 2023 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по неорганизации обследования силами специализированной организации многоквартирного дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек,1.

Обязать администрацию Солонцовского сельсовета организовать проведение обследования специализированной организацией дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек,1, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу»,

заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлены нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 1.

21.02.2020г. прокурором объявлено предостережение Главе Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о недопустимости нарушений ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 2, 44, 45 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ в части невыполнения органом местного самоуправления обязанностей по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду и надлежащие условия для осуществления права на жилище.

11.03.2020г. прокурором внесено представление по факту непринятия мер по обследованию многоквартирного дома.

18.03.2020г. Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в Солонцовский сельсовет направлено заключение о проведении оценки соответствия многоквартирного дома, согласно которому многоквартирный дом имеет ряд неисправностей конструктивных элементов.

17.04.2020г. Администрацией Солонцовского сельсовета проведено заседание комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на котором принято решение предложить собственникам жилых помещений представить заключение специализированной организации по обследованию дома.

Администрацией Солонцовского сельсовета в нарушение п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, вопрос о признании многоквартирного дома аварийным по существу не рассмотрен, органом местного самоуправления не организовано обследование дома силами специализированной организации.

Прокурор просил:

- признать незаконным бездействие Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, выраженное в непринятии мер по организации обследования силами специализированной организации многоквартирного дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 1;

- возложить на Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанность получить заключение специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций спорного многоквартирного дома в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести межведомственную комиссию с целью принятия решения о признании либо непризнании дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по доверенности Трифонова Т.В. просила отменить решение суда, поскольку судом неверно применены нормы материального права. У административного ответчика отсутствует право муниципальной собственности в отношении указанного многоквартирного дома. Административным истцом пропущен срок для обращения в суд.

Заслушав представителя Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по доверенности Трифоновой Т.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Гераскевич А.С., полагавшую решение суда законным, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо изменить по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения (п. 42 Положения).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края была проведена оценка соответствия установленным требованиям многоквартирного жилого дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 1. Составлено заключение № 6 от 18 марта 2020 года и предложено рассмотреть вопрос, соответствует ли состояние дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Заключением межведомственной комиссии Администрации Солонцовского сельсовета 17.04.2020 года «Об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» в отношении спорного многоквартирного дома не принято решение об отсутствии оснований для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Руководствуясь положениями ст.1, ч.4 ст. 15 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", установив, что межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и приняла формальное решение, которое не соответствует положениям п. 46 и 47 Положения № 47, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого заключения.

В качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции возложил на Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек,1, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по неорганизации обследования силами специализированной организации спорного многоквартирного дома и возложении обязанности организовать проведение обследования специализированной организацией дома, как основанными на правильно установленных обстоятельствах, имеющих юридическое значение для дела, а также верном применении норм материального права к возникшим отношениям.

В соответствии с п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее Положение), комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

То есть заявителем с целью рассмотрения вопроса о признании дома аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, может выступать Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, предоставляющая соответствующее заключение.

Однако, рассматривая заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, Межведомственная комиссия не нашла оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом не было предоставлено заключение о фактическом состоянии спорного дома, а также не опровергнуто представленное заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 6 от 18 марта 2020 года.

Таким образом, именно межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, провести оценку соответствия жилого дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения.

Принятая судом первой инстанции правовосстановительная мера в виде возложения на Администрацию Солонцовского сельсовета обязанности организовать проведение обследования специализированной организацией на предмет соответствия требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года № 47, для признания дома пригодным(непригодным) для проживания, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает общеправовым принципам разумности и правовой определенности судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у муниципалитета отсутствует право собственности на жилые помещения в спорном жилом доме как основание для отказа в удовлетворении иска отклоняются судебной коллегией в связи с несостоятельностью, поскольку решение вопросов признания дома пригодным(непригодным) для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, для чего следует организовывать оценку состояния многоквартирного дома вне зависимости от принадлежности жилого фонда.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока для обращения в суд противоречат положениям ст.219 КАС РФ, поскольку бездействие административного ответчика является длящимся и соответствующие обязанности могут быть возложены в течение всего периода времени, пока данный многоквартирный дом существует в натуре.

Вместе с тем судебная коллегия учитывая, что вопросы признания дома пригодным(непригодным) для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, исключить из резолютивной части решения указание о возложении на Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанности принять решение в соответствии с пунктом 47 данного Положения.

Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового постановления, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 мая 2023 года изменить, исключить из резолютивной части решения указание о возложении на Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанности принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.

В остальной части решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 4 сентября 2023г.