ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10395/17 от 11.09.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33 а – 10395/2017

Судья Янаева О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2017 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н.

Судей Никитиной Т.А., Копылова – Прилипко Д.А.

При секретаре Мальцевой Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 29 июня 2017 года, которым ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Октябрьского муниципального района, администрации Октябрьского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского городского поселения по не включению ее в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, возложении на администрацию Октябрьского городского поселения обязанность устранить нарушения по не включению в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, включить в сводный список лиц участников на получение субсидий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года» на 2017 финансовый год и плановый период с последующим направлением списков, с приложением сведений о привлечении средств местного бюджета для этих целей в орган исполнительной власти Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В обоснование иска указала, что согласно уведомлению от 09.07.2010 №25, выданного управлением сельского хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края семья ФИО1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В последующем участники программы были включены в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Финансирование указанной программы производится, в том числе и из средств муниципального бюджета. В 2016 году Октябрьский муниципальный район в указанной программе участия не принимал. Согласно выписке из решения Думы Октябрьского городского поселения от 15 ноября 2016 №229 «О бюджете Октябрьского городского поселения на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г.» средства для участия в указанной программе из муниципального бюджета выделены. Согласно списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (планируемых к реализации в 2017 году) значится только К. При составлении сводного списка администрация Октябрьского муниципального района не учла, что ФИО1 имеет преимущественное право перед К. на получение сертификата на приобретение жилья. Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского городского поселения по не включению ее в список, возложить на администрацию Октябрьского городского поселения обязанность устранить нарушения.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1, считает его незаконным и необоснованным поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, не применен закон подлежащий применению. По сути, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении.

Судебная коллегия, изучив материалы дела в соответствии с положением ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 858 была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», целью которой было улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности. Срок действия указанной Программы истек 31.12.2013 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598 была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 года и на период до 2020 года» (далее – Программа).

Указанная Программа предусматривает мероприятия по обеспечению жильем проживающих в сельской местности в рамках которых, предоставляются социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в размере до 70 % от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 03.06.2010 года (согласно списку очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В настоящее время ФИО1 включена в список лиц изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках Программы, и была включена в очередь «граждане, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта), с номером в очереди **.

Согласно протоколу заседания комиссии по определению очередности № ** от 16.01.2017 года ФИО2 поменяла номер в очереди с №** на № **.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что участие муниципального образования в Программе возможно при условии наличия бюджетных ассигнований на данные цели.

Поскольку размер бюджетных средств муниципального образования в текущем году не является достаточным для участия в текущем году в софинансировании расходного обязательства с целью предоставления социальной выплаты ФИО1 с учетом определения её очередности в своей группе, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, считает их правильными исходя из следующего.

Как установлено пунктом 2 раздела 1 Типового положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, являющегося приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 596 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и до 2020 года) социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы Постановлением Правительства Пермского края №338 – П от 15.05.2014 утвержден Порядок предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Согласно п.2.1 указанного выше Положения субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований при условии наличия в бюджете бюджетных ассигнований на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 1.3.2 настоящего Порядка, в размере, необходимом для обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства.

Доля софинансирования вышеуказанных мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет не более 70%, доля софинансирования за счет средств краевого и местного бюджетов - не менее 30%, в том числе за счет средств бюджета Пермского края - 75% и за счет средств местного бюджета - 25%;

Таким образом, поскольку участие в Программе носит заявительный характер, субсидии из федерального бюджета предоставляются на условиях софинансирования из краевого и местного бюджетов, а также внебюджетных источников, следовательно Октябрьский муниципальный район имеет право получить субсидию при условии наличия в бюджете органа местного самоуправления достаточного объема средств для обеспечения необходимого софинансирования.

Согласно выписке из решения Думы Октябрьского городского поселения от 15.11.2016 №229 «О бюджете Октябрьского городского поселения на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов размер расходов на обеспечение жильем граждан и молодых специалистов составляет 317 тыс. руб.

Поскольку размер финансирования муниципального образования является явно недостаточным для участия в Программе с целью предоставления субсидии ФИО1, с учетом ее очередности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

При этом доводы административного истца о том, что она должна быть обеспечена социальной выплатой в первоочередном порядке, с учетом ее участия в федеральной целевой Программе «Социальное развитие села до 2013 года» в связи с чем должна быть включена в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года (планируемых к реализации в 2017 году) не могут быть признаны обоснованными исходя из следующего.

Из прямого толкования п.6 Типового положения следует, что гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» социальные выплаты предоставляются в первоочередном порядке, но с учетом групп, указанных в пункте 5 Типового положения. Следовательно, ФИО1 имеет право претендовать на получение субсидии в соответствии с пунктом 5 Типового положения, то есть согласно определения её очередности в своей группе по дате подачи заявления.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 29 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи