ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1041 от 14.07.2016 Московского окружного военного суда (Город Москва)

КОПИЯ

Председательствующий по делу Ващук С.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1041

14 июля 2016 года город Москва

Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:

председательствующего Караблина А.А.,

судей: Зинюшина Н.Н., Коронца А.А.,

при секретаре Ивановой Е.А., с участием представителя административного истца – Баженова В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего военной прокуратуры Сергиево-Посадского гарнизона <данные изъяты> Халанского ФИО8 об оспаривании решения начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел), связанного с отказом в признании права на дополнительную площадь жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Халанский, относящийся к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, с 2014 года проходит военную службу в военной прокуратуре Сергиево-Посадского гарнизона в должности заместителя военного прокурора гарнизона.

30 ноября 2015 года истец обратился в 1 отдел с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении с учетом его права, как прокурорского работника, на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного п. 4 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Решением начальника 1 отдела от 25 декабря 2015 года Халанский принят на жилищный учет составом семьи 2 человека (он и дочь), а его супруге отказано в принятии на жилищный учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Также истцу отказано в праве на дополнительную общую площадь жилого помещения, поскольку он не относится к категории лиц, обладающих правом на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Полагая таким решением свои жилищные права нарушенными, Халанский обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение начальника 1 отдела от 25 декабря 2015 года в части отказа в признании права на дополнительную общую площадь жилого помещения и обязать названное должностное лицо отменить указанное решение и признать за ним право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренное п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного административного иска отказал.

В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении его иска.

В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что суд первой инстанции при разрешении спорных правоотношений не принял во внимание, что проходя военную службу в органах военной прокуратуры, он обладает двойным правовым статусом, как военнослужащий и как работник органов прокуратуры, что, в силу п. 8 ст. 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляет ему права и социальные гарантии, предусмотренные как названным законом, так и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Считает, что исходя из требований ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, ч. 4 ст. 44 и ч. 1 ст. 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», право на предоставление отдельным категориям военнослужащих дополнительной общей площади жилого помещения подлежит применению и в отношении военных прокуроров.

Ссылается на то, что с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в ст. 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в п. 3.4 которого указано на то, что обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры и членов их семей жилыми помещениями осуществляется по нормам и в порядке, установленном для военнослужащих, с учетом особенности, предусмотренной абз. 1 п. 4 ст. 44 данного закона.

Полагает, что оспариваемое им решение начальника 1 отдела не соответствует позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 23 апреля 2004 года № 9-П.

Обращает внимание на то, что действующее законодательство предполагает возможность предоставления дополнительной общей площади жилого помещения и иным, не указанным в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», категориям граждан в силу занимаемых ими должностей государственной службы.

Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Халанского суд первой инстанции, сославшись на п. 1 ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 3 ст. 40, п. 4 ст. 44, п. 8 ст. 48, п. 1 ст. 49 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года № 192, пришел к правильному выводу о том, что отказ начальника 1 отдела в признании права административного истца на дополнительную жилую площадь, в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при обеспечении его жилым помещением как военнослужащего, является обоснованным.

В соответствии с п. 8 ст. 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 49 этого же закона на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, военнослужащие органов военной прокуратуры обладают двойным статусом - как военнослужащие и как прокурорские работники, а их деятельность регулируется законодательством, как о прокуратуре, так и о военной службе. В связи с этим, при установлении названным законодательством льгот и преимуществ для данной категории граждан, в нем определяется механизм реализации данных льгот и преимуществ, а также источник финансирования.

В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.

В пределах данных полномочий органами государственной власти был определен порядок и источник финансирования реализации жилищных прав как военнослужащих, так и прокурорских работников, который установлен соответствующими Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О прокуратуре Российской Федерации».

Главой 5 Бюджетного кодекса РФ определены принципы бюджетной системы Российской Федерации, одними из которых является самостоятельность бюджета и разграничение расходов бюджета (ст. 30 и 31 данного кодекса), что предполагает реализацию льгот и социальных гарантий, установленных для определенной категории граждан в соответствии с механизмом их реализации, предусмотренным действующим законодательством, с учетом выделенных средств федерального бюджета на эти цели соответствующему распорядителю бюджетных средств в лице органов государственной власти. Министерство обороны РФ и Генеральная прокуратура РФ являются разными распорядителями средств федерального бюджета.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 1 ст. 15.1 названного Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащим в соответствии с Законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В п. 2 указанной статьи определен конкретный перечень военнослужащих, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв. метров.

Данный перечень является исчерпывающим, а правовая конструкция данной нормы не предусматривает реализацию прав иных категорий граждан, чье право на дополнительную жилую площадь гарантируется специальными нормами права, финансируемыми из бюджетов иных органов власти. При этом, установление перечня получателей данной льготы за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Министерству обороны РФ, относится к исключительной компетенции законодателя.

В данном перечне не содержится указания на выделение в отдельную категорию военнослужащих органов военной прокуратуры, как имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения, установленное Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Кроме того, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, Жилищный кодекс РФ в настоящее время не регулирует правоотношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительной общей площади жилого помещения, за исключением некоторых вопросов предоставления жилых помещений, превышающих норму предоставления (ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ). В связи с чем, вопросы предоставления дополнительной общей площади жилого помещения регулируются отдельными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а поэтому являются специальными нормами по отношению к нормам жилищного законодательства.

Исходя из изложенного, право на получение дополнительной общей площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных нормами Жилищного кодекса РФ, по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учётом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряжённых с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы. В силу чего, п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является специальной нормой, предусматривающей обеспечение определенной категории граждан дополнительной общей площадью жилого помещения за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ.

Как усматривается из материалов дела, административный истец ни к одной из перечисленных в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» категорий военнослужащих, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения, не относятся.

В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путём предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора РФ.

Данная норма закона, являясь специальной, также предусматривает порядок и условия предоставления определенной категории граждан, к которой относятся прокуроры, дополнительной общей площади жилого помещения в соответствии с их статусом и спецификой выполняемых задач. При этом, эта норма четко определяет источник финансирования данной льготы (средства федерального бюджета, выделенные на эти цели прокуратуре Российской Федерации) и соответствующий порядок ее реализации.

В подтверждение этого вывода указывает и постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями».

При таких обстоятельствах право военных прокуроров на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения, установленное п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», не подлежит реализации при обеспечении жильём военнослужащих за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Министерству обороны РФ.

Таким образом, действиями начальника 1 отдела, связанными с отказом административному истцу в признании права на дополнительную общую площадь жилого помещения, права и законные интересы Халанского нарушены не были, что является основанием для отказа в удовлетворении его административного иска, о чем правильно указано в решении суда первой инстанции.

Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается административный истец в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Халанского ФИО8 об оспаривании решения начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в признании права на дополнительную площадь жилого помещения, оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: