ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1044/20 от 22.07.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД: 04RS0008-01-2019-001894-52

(судья Мархаев П.С.)

№ 33а-1044/2020(в апелл.инст.)

поступило 14.02.2020г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2020 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Мархаевой С.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баяндуевой Даримы Чингисовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятии о признании решения незаконным

по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Бурятия на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 24 декабря 2019г., которым постановлено:

Административное исковое заявление Баяндуевой Д.Ч. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Республике Бурятия от 16 октября 2019г. №КУВД-001/2019-7978393/2 об отказе Баяндуевой Д.Ч. в государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь <...> кв.м., <...>

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Баяндуевой Д.Ч. – Грешилову Г.В., представителя Управления Росреестра по Республике Бурятия Логинову Л.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Баяндуева Д.Ч. обратилась с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ) от 16 октября 2019г. №КУВД-001/2019-7978393/2 об отказе в государственной регистрации права безвозмездного пользования на недвижимое имущество – земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 26 июня 2019г. между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» АМО «Заиграевский район («Ссудодатель») и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Баяндуевой Д.Ч. («Ссудополучатель») был заключен договор безвозмездного пользования №6, в соответствии с которым указанный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, был предоставлен для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

15.07.2019г. Управлением Росреестра по РБ было вынесено решение №КУВД-001/2019-7978393, которым была приостановлена государственная регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок с указанием на то, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка было принято с нарушением земельного законодательства, а 16.10.2019г. решением Управления Росреестра по РБ №КУВД-001/2019-7978393/2 в государственной регистрации было отказано.

Ссылаясь на то, что при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства соблюдение ст.39.17 ЗК РФ о публикации информации о предоставлении участка и проведении торгов не требуется, Баяндуева просила признать решение об отказе в регистрации права незаконным.

В судебное заседание Баяндуева Д.Ч., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, ее представитель на основании доверенности Грешилова Г.В. поддержала исковые требования.

Представитель Управления Росреестра по РБ, в судебное заседание, к о котором был извещен надлежащим образом, не явился, указав в письменном отзыве о несогласии с иском, поскольку для предоставления земельного участка в безвозмездное пользование для ведения КФХ требования ст.39.17, 39.18 ЗК РФ о публикации сообщения должны быть соблюдены.

Обжалуемым решением административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Бурятия просит отменить решение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что при проведении правовой экспертизы документов административному истцу было правомерно отказано в государственной регистрации права безвозмездного пользования земельным участком в связи с нарушением процедуры предоставления земельного участка, установленной земельным законодательством, поскольку в нарушение ст.39.18 ЗК РФ информация о предстоящем предоставлении земельного участка не была опубликована уполномоченным органом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Логинова Л.Б. поддержала доводы жалобы, против которых возражала представитель Баяндуевой Д.Ч. –Грешилова Г.В.

Баяндуева Д.Ч. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Законом Республики Бурятия от 30.12.2003г. №601-III «О земле» предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности во всех городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципальных районов в Республике Бурятия.

При этом в соответствии с ч.8 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков в том числе гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, помимо прочего гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В частности, процедура предоставления земельного участка предусматривает необходимость в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для указанных целей обеспечения опубликования уполномоченным органом в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.1 ч.1 ст.39.18).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление заявителю, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса, которое в свою очередь является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (ч.ч.5, 6 ст.39.18 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, 26 июня 2019г. между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» АМО «Заиграевский район» и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Баяндуевой Д.Ч. был заключен договор безвозмездного пользования №6, в соответствии с которым Крестьянскому (фермерскому) хозяйству в лице Баяндуевой Д.Ч. был предоставлен в безвозмездное пользование находящийся в муниципальной собственности земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

2 июля 2019г. Баяндуева Б.Ч. обратилась в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права безвозмездного пользования указанным земельным участком.

Уведомлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 15 июля 2019г. №КУВД-001/2019-7978393 было приостановлено осуществление государственной регистрации права безвозмездного пользования в отношении указанного объекта недвижимости на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ – в связи с несоответствием формы и (или ) содержания документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или ) государственной регистрации прав, требованиям законодательства РФ.

При этом государственным регистратором со ссылкой на ч.8 ст. 39.14., ст.39.18 ЗК РФ было указано, что земельный участок может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона при условии, что данный гражданин является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок и органом местного самоуправления было обеспечено опубликование и размещение извещения о возможном предоставлении земельного участка на официальном сайте для сведения неопределенного круга лиц. Наличие заявлений иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, является основанием для проведения торгов в форме аукциона. Поскольку извещение на сайте www.torgi.gov.ru размещено не было, договор заключен с нарушением земельного законодательства.

Уведомлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 16 октября 2019г. №КУВД-001/2019-7978393/2 в осуществлении государственной регистрации было отказано на основании ст.27 Закона о регистрации недвижимости - в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Управления Росреестра по РБ в государственной регистрации права безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером <...> является незаконным, поскольку законодательством предусмотрено право органа местного самоуправления предоставлять гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью без проведения торгов.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа, судебная коллегия однако находит неверными основания, по которым суд пришел к указанному выводу.

Как установлено ч.3 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Статьей 14 Закона №218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Так, помимо прочего к таким основаниям относятся:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 Федерального закона №218-ФЗ: так, в соответствии с ч.1 ст.21 документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью (ч.2).

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме (п.1 ч.3).

Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю (ч.5).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в ч.1 ст.26 Закона № 218-ФЗ.

Одним из оснований приостановления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 указанного закона является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.27 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В силу п.п.1, 3 ч.1 ст.29 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп.1 и 2 п.221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.

Указанная правовая позиция нашла отражение в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2020г. №41-КА19-15.

В рассматриваемом случае принимая решение о приостановлении государственной регистрации, а затем в связи с неустранением оснований для приостановления - об отказе в регистрации, государственный регистратор со ссылкой на п.7 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации недвижимости указал о несоответствии формы и содержания документа, представленного Баяндуевой Д.Ч. для осуществления государственной регистрации прав требованиям законодательства РФ.

Однако требования к форме и содержанию документов (договора безвозмездного пользования) были соблюдены, поскольку договор заключен в письменной форме, содержит обязательные реквизиты: наименование, место и дату составления, подписи сторон (уполномоченных представителей), существенные условия договора, в том числе сведения об имуществе, подлежащем передаче в безвозмездное пользование, в договоре определены.

Фактически правовой экспертизе подверглась процедура заключения договора безвозмездного пользования, предусмотренная ст.39.18 Земельного Кодекса РФ, что, как указано в уведомлении, свидетельствует о заключении договора с нарушением земельного законодательства в связи с отсутствием сведений о публикации уполномоченным органом извещения о предстоящем предоставлении земельного участка.

Между тем, в ч.1 ст.26 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости закреплены самостоятельные основания, препятствующие государственной регистрации прав, а именно: когда сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (пункт 12); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).

Однако на данные основания для приостановления (отказа) в государственной регистрации права государственный регистратор не ссылался, при том, что в соответствии с ч.5 ст.29 Закона о государственной регистрации недвижимости уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что государственный регистратор, отказывая в регистрации права безвозмездного пользования земельным участком при наличии действующего и не признанного в установленном законом порядке недействительным договора безвозмездного пользования, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом о государственной регистрации недвижимости.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что правовые основания для отмены решения суда, которым было признано незаконным решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, отсутствуют.

Вместе с тем, принимая решение, суд не учел, что согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В нарушение изложенных требований суд при вынесении решения не указал в его резолютивной части способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит дополнению указанием о восстановлении допущенных нарушений прав административного истца путем возложения на Управление Росреестра по Республике Бурятия обязанности рассмотреть вопрос о государственной регистрации договора безвозмездного пользования земельным участком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 24 декабря 2019 года изменить.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем 2:

«Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия обязанность рассмотреть вопрос о государственной регистрации права безвозмездного пользования земельным участком на основании договора от 26 июня 2019 года №6, заключенного между МКУ «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» Администрации МО «Заиграевский район» и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Баяндуевой Даримой Чингисовной».

В остальной части решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: П.С. Назимова

Т.Б. Казанцева