Судья Федоров О.А. Дело № 33А-1046/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 02 декабря 2014 года
Судебная коллегия
по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2014 года
дело по апелляционной жалобе Б.
по апелляционной жалобе Министра Министерства имущественных отношений СК ФИО1
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 июля 2014 года
по делу по заявлению Б. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Ставропольского края и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края <…> года в предоставлении земельного участка в собственность.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, уточнив требования, просила признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края, выразившееся в невыполнении действий по приему и регистрации заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка от <…>года и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем принятия и регистрации заявления.
В обоснование заявленных требований представитель заявителя ФИО2 указала, что в ходе подготовки дела к рассмотрению выяснилось, что заявление Б. не принято заинтересованным лицом к рассмотрению в качестве заявления о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность". Данное заявление рассмотрено как обращение, однако в заявлении не содержится никаких просьб о предоставлении какой-либо информации. Таким образом, бездействием заинтересованного лица нарушаются права и законные интересы заявителя.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 31 июля 2014 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края, выразившееся в невыполнении административной процедуры по приему и регистрации документов по заявлению Б.А., действующего по доверенности в интересах заявителя Б., о предоставлении в собственность за плату земельного участка от <…>года. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность выполнить административную процедуру по приему и регистрации документов по заявлению Б.А., действующего по доверенности в интересах заявителя Б., о предоставлении в собственность за плату земельного участка от <…>года в соответствии с требованиями Административного регламента по оказанию государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от <…>.
В апелляционной жалобе Б. указано, что решение суда незаконное и необоснованное. Просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе Министра Министерства имущественных отношений СК ФИО1 указано, что решение суда незаконное и необоснованное, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять новое решение, которым оказать в удовлетворении заявленных требований.
Б. в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями о вручении извещений.
Принимая во внимание, что лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО3, просившую отменить решение суда в части, представителя Министерства имущественных отношений СК ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» указывается, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст.1, ч. 3 ст.11 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами, Б.А., действуя по доверенности в интересах Б., обратился к министру имущественных отношений Ставропольского края ФИО1 с заявлением, в котором изложил просьбу о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: г. Пятигорск, район <…>Федеральной автомагистрали «Кавказ» площадью <…> кв.м., кадастровый номер <…>. При этом указал, что на данном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности Б. три помещения кафе.
Данное заявление приняло Министерством имущественных отношений Ставропольского края <…>года, что подтверждаемся копией заявления с соответствующей отметкой и не оспаривалось сторонами.
Из письма <…>года за подписью заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края З., направленного в адрес Б., следует, что обращение о предоставлении в собственность земельного участка рассмотрено. Однако предоставить в собственность указанный земельный участок не представляется возможным.
Пунктом 2 ст. 10 ЗК РФ предусмотрено, что субъектами Российской Федерации осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Исходя из положений ст.2 ФЗ РФ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принятие исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, является государственной услугой.
Согласно ч.1 ст. 12 указанного закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п. 16 Административного регламента по оказанию государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.03.2012 N 79, указанная государственная услуга предоставляется Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
На основании п.45 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 2) формирование и направление межведомственного запроса; 3) рассмотрение документов; 4) направление заявителю результата предоставления государственной услуги.
В соответствии с п. 46-50 Административного регламента административная процедура по приему и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги, пунктах 46-50 Административного регламента, которыми следующее.
Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление документов, указанных в пункте 24 Административного регламента.
Должностное лицо отдела земельных отношений устанавливает:
представлен полный или неполный комплект документов;
представленные документы соответствуют или не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 25 Административного регламента;
подготавливает в двух экземплярах уведомление о приеме документов по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту, один экземпляр прикладывает к документам, а второй экземпляр направляет заявителю.
Максимальное время выполнения административной процедуры по приему и регистрации документов составляет 15 минут.
Результатом выполнения административной процедуры является прием и регистрация документов с направлением заявителю уведомления о приеме документов.
Способом фиксации результата административной процедуры является оформление на бумажном носителе уведомления о приеме документов.
Как установлено в судебном заседании, предусмотренное вышеуказанными нормами уведомление о приеме документов ФИО5 II. лично в ходе приема документов не выдавалось, по адресу, указанному заявителем, не высылалось.
Доказательств обратного представителем заинтересованного лица -Министерства имущественных отношений Ставропольского края суду не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и не отрицалось сторонами, что государственная услуга "Предоставление земельных участков, находящихся 15 собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" Б. не оказывалась, поскольку заявление поступило без необходимых приложений, не содержало сведений подлежащих обязательному указанию к заявлении в соответствии с вышеуказанным регламентом, в связи с чем оно рассмотрено как обращение, в порядке информирования гражданина о предоставлении государственных услуг.
В соответствии с п. 20 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:заключение договора аренды земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
заключение договора купли-продажи земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
заключение договора о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федераций и законодательством Ставропольского края;
распоряжение министерства о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
отказ в предоставлении государственной услуги с направлением заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа.
Кроме того, пунктом 31 анализируемого Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении данной услуги:
отсутствие в заявлении сведений, которые должны быть указаны в обязательном порядке;
непредставление заявителем документов, указанных в Административном регламенте; решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять государственную услугу в отношении конкретного земельного участка;
смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим; ликвидация заявителя - юридического лица;
отсутствие у министерства полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком;
отзыв или истечение срока действия доверенности в случае, если с заявлением обратился представитель заявителя.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении гос. услуги, предусмотренных п. 31 Административного регламента, должностное лицо отдела земельных отношений в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату подготавливает проект распоряжения Правительства СК о предоставлении земельного участка в собственность за плату и проводит его согласование. Затем, в течение 10 рабочих дней со дня принятия Правительством СК распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность за плату подготавливает проект договора купли-продажи земельного участка.
Результатом выполнения анализируемой административной процедуры является подготовка договора купли-продажи земельного участка в соответствии с законодательством РФ и законодательством Ставропольского края, либо отказ в предоставлении государственной услуги с направлением заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа (п. 60 Административного регламента).
Министерство, заявив о том, что заявление Б. от 01.04.2014 не было рассмотрено в установленном Административным регламентом порядке, письмом от <…>, указало, что ее обращение о предоставлении в собственность земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, г. Пятигорск, район <…>м федеральной автомагистрали «Кавказ», рассмотрено. Учитывая изложенное, предоставить в собственность указанный земельный участок не представляется возможным.
Таким образом, в данной спорной ситуации восстановление нарушенного права Б. возможно было бы исключительно в обязании Министерства рассмотреть в срок и в порядке, установленном Административным регламентом для предоставления Министерством имущественных отношений Ставропольского края государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование, в собственность», утвержденным Приказом министра имущественных отношений от 28.03.2012 № 79, заявление Б. <…>о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <…>с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, в районе <…>м Федеральной автомобильной автомагистрали «Кавказ», и предоставить результат данной государственной услуги.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий и решений, в силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия.
Таких доказательств ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии заинтересованным лицом не предоставлено.
Кроме того, из положений п.5 Административного регламента следует, что заявители обращаются в Министерство имущественных отношений Ставропольского края для получения информации о порядке предоставления государственной услуги и сведений о ходе предоставления государственной услуги.
Индивидуальное письменное информирование заявителей осуществляется путем направления заявителю ответа в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении заявителя, или 15 форме электронного документа по адресу электрон пои почты, указанном) в обращении заявителя, в срок, непревышающий 15 календарных дней со дня регистрации такого обращения (п. 10).
При индивидуальном письменном информировании ответы на письменные обращения заявителей даются в простой, четкой и понятной форме в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы; должность. фамилию, и инициалы должностного лица, подписавшего ответ; фамилию и инициалы исполнителя; номер телефона исполнителя (п. 1).
Вместе с тем, из буквального толкования заявления, поданного Б.А. 02 апреля 2014 года, следует, что заявитель просит предоставить, ему в собственность за плату земельный участок, и не ставит никаких вопросов, касающихся информации о порядке предоставления государственной услуги и сведений о ходе предоставления государственной услуги.
Отсутствие в заявлении сведений, которые должны быть укачаны в обязательном порядке, а также непредставление заявителем необходимых документов, на которые ссылается заинтересованное лицо, в силу п.31 Административного регламента являются одними из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Подготовка отказа в предоставлении государственной услуги в случае установления оснований и последующее направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа является одним из результатов административной процедуры - рассмотрение документов, основанием для начала которой является прием и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.п.57-60 Административного регламента).
Вместе с тем, Б.А. уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги не направлялось, что также не отрицалось представителем заинтересованного лица.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу о том, что Б.А., действуя по доверенности в интересах заявителя Б., в порядке, предусмотренном Административным регламентом, обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Однако по указанному заявлению заинтересованным лицом не выполнена административная процедура "Прием и регистрация документов", предусмотренная Административным регламентом, максимальное время выполнения которой ограничено 15 минутами с момента поступления заявления, в связи с чем такое бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края не может быть признано законным, поскольку оно нарушает право заявителя на получение государственной услуги в установленном законом порядке.
На основании изложенного судебная коллегия находит необоснованными доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений СК о нарушении норм права при рассмотрении данного гражданского дела.
Учитывая, что суд первой инстанции установил фактические обстоятельства дела, однако не восстановил в полном объеме нарушенные права заявителя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 июля 2014 года в части признания незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края, выразившееся в невыполнении административной процедур по приему и регистрации документов по заявлению Б.А., действующего по доверенности в интересах заявителя Б., о предоставлении в собственность за плату земельного участка от 02 апреля 2014 года оставить без изменения.
В оставшейся части решение суда отменить и вынести новое решение, которым на Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложить обязанность рассмотреть в срок и в порядке, установленном Административным регламентом для предоставления Министерством имущественных отношений Ставропольского края государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование, в собственность», утвержденным Приказом министра имущественных отношений от <…>, заявление от 01.04.2014 Б.А., действующего по доверенности в интересах заявителя Б<…>о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <…>кв.м. с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Пятигорск, в районе <…>м Федеральной автомобильной автомагистрали «Кавказ», и предоставить результат данной государственной услуги.
Председательствующий
Судьи