ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10550/2022 от 09.08.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33а-10550/2022

УИД 66RS0008-01-2021-003354-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2022 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Захаровой О.А., Бачевской О.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-160/2021 по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании недействительным свидетельства, прекращении действия права на управление транспортными средствами, перевозящими опасные грузы

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения представителя заинтересованного лица Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2, представителя административного истца прокурора Октябрьского района города Екатеринбурга Дубовских Т.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района города Екатеринбург обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Кондрату Д.Я., в котором просил признать недействительным свидетельство о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы <№>, выданное Кондрату Д.Я.; прекратить действие права административного ответчика на управление транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, возникшего на основании указанного свидетельства.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района по информации УМВД России по городу Екатеринбургу проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно протокола заседания экзаменационной комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Уральском федеральном округе (город Екатеринбург) № 34 от 11 сентября 2020 года Кондрат Д.Я. сдал экзамен по базовому и основным курсам, 1 класса ОГ по результатам подготовки в ЧУ ДПО «Автошкола «Экстрим». Также из вышеуказанного протокола следует, что он подписан всеми членами экзаменационной комиссии. Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной ОЭБиПК УМВД России по городу Екатеринбург установлено, что Кондрат Д.Я. в сентябре 2020 года передал денежные средства в размере 15 000 рублей третьему лицу (посреднику), предназначенные сотрудникам экзаменационной комиссии по приему экзаменов на условиях успешной сдачи указанного экзамена. Согласно пояснениям Кондрата Д.Я и его явки с повинной экзамен на выдачу свидетельства ДОПОГ он не сдавал, на экзамене 11 сентября 2020 года не присутствовал. В рамках материала доследственной проверки опрошены члены экзаменационной комиссии, которые пояснили, что не участвовали в выездном заседании экзаменационной комиссии в УрФО 11 сентября 2020 года. Из ответа врио начальника Уральского МУГАДН ( / / )15 следует, что 11 сентября 2020 года в городе Нижний Тагил проводилось выездное заседание экзаменационной комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, на котором присутствовал только один член экзаменационной комиссии ( / / )7, остальные члены экзаменационной комиссии поставили свои подписи на протокол проведения данного заседания экзаменационной комиссии уже после проведения экзамена; секретарь экзаменационной комиссии также отсутствовал.

Учитывая вышеизложенное, административный истец полагает, что свидетельство ДОПОГ выдано административному ответчику в нарушение установленной процедуры, проверка его знаний фактически не проведена, соответственно, допущена незаконная выдача свидетельства ДОПОГ Кондрату Д.Я. без должной проверки и оценки знаний, чем нарушены требования законодательства и создана повышенная общественная опасность в сфере дорожного движения.

Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24 февраля 2022 года признано недействительным свидетельство о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы <№>, выданное Кондрату Д.Я., прекращено действие права ФИО1 на управление автотранспортными средствами, перевозящими опасные грузы, возникшее на основании указанного свидетельства. С ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей.

Заинтересованное лицо Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – Управление) подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на наличие у Управления полномочий по выдаче свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, но не приему экзаменов у водителей. Проведение экзамена для проверки необходимого объема знаний осуществляет экзаменационная комиссия на основании распоряжения Минтранса Российской Федерации от 11 февраля 2013 года № МС-7-р «Об организации работы по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», которая, в свою очередь, судом первой инстании не была привлечена к участию в настоящем деле, равно как и члены экзаменационной комиссии. Также полагает отсутствие оснований для признания оспариваемого свидетельства недействительным, поскольку требование о признании процедуры проведения экзамена незаконной в суде первой инстанции не заявлялось.

Административным истцом прокурором Октябрьского района города Екатеринбурга на апелляционную жалобу подано письменное возражение, в котором указано на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

Административный ответчик Кондрат Д.Я., представители заинтересованных лиц УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, ЧУДПО Автошкола «Экстрим» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом путем направления извещения по электронной почте, почтовой корреспонденцией, в том числе посредством публикации указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в связи с чем, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения») права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В части 1 статьи 26 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, а также прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.

При этом согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: в установленных случаях документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов. Пунктом 3 постановления (в редакции, действовавшей на день издания Порядка) на Министерства транспорта России возложена обязанность компетентного органа по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года. (ДОПОГ).

Порядок выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 года № 202, действовавшим на момент 2020 года, определяет правила утверждения курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и проведения экзамена для проверки необходимого объема знаний таких водителей, а также оформления, выдачи и получения свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, в соответствии с главой 8.2 «Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства» приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (пункт 1 Порядка).

Пунктом 8.2.1.2 приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов предусмотрено, что водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия - для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия.

Согласно части 9 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 21 сентября 2016 год № 273 утверждены типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ, предусматривающие базовый курс обучения, а также специализированные курсы по перевозке в цистернах, веществ и изделий класса 1, радиоактивных материалов класса 7.

Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов (пункт 8.2.1.1 приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов).

Согласно пунтку 25 Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки, утвержденного Приказом Министерства транспорта Федерации от 9 июля 2012 года № 202, действовавшим на момент 2020 года, по завершении курса, соответствующей подготовки и сдачи кандидатом экзамена, территориальным органом Ространснадзора выдается свидетельство о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы.

Срок действия свидетельства о подготовке водителя составляет пять лет с даты сдачи водителем экзамена по соответствующему курсу подготовки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Учитывая изложенное, прокурором при общении в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц обоснована возможность и основания для такого обращения, а именно: в соответствии с положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае невозможно конкретно определить состав лиц, чьи интересы могут пострадать в результате деятельности ответчика по управлению транспортным средством, перевозящим опасные грузы, в т.ч. учитывая, что к данной деятельности устанавливаются специальные требования в области подготовки и знаний водителей, подлежащие соблюдению.

Судом установлено, что Кондрат Д.Я., имеющий ранее выданное свидетельство ДОПОГ <№> (сроком действия до 8 сентября 2020 года) был зачислен в ЧУ ДПО Автошкола «Экстрим» на обучение по курсам подготовки (переподготовки) водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы – базовый курс, спецкурс цистерны и спецкурс 1 класс; прошел обучение по указанным курсам в период с 24 августа по 1 сентября 2020 года; по итогам обучения по соответствующим курсам 27 августа 2020 года, 29 августа 2020 года, 1 сентября 2020 года директором ЧУДПО Автошкола «Экстрим» Кондрату Д.Я. выданы свидетельства о прохождении обучения и повышении квалификации водителя. Указанное подтверждается представленными материалам, в т.ч. полученными в ходе проведения проверки КУСП № 8689 от 25 марта 2021 года: список водителей, зачисленных на обучение и список водителей, прошедших обучение, подписанные директором Учебного заведения; копии свидетельств о повышении квалификации водителей <№>, <№>, <№>. При этом, как следует из представленной информации, ЧУДПО Автошкола «Экстрим» Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 12 февраля 2018 года выдано удостоверение <№> об утверждении курсов подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы; которое приказом Управления от 18 марта 2020 года переоформлено бессрочно.

Впоследствии, как следует из представленных экзаменационных листов за 11 сентября 2020 года и протокола заседания экзаменационной комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Уральском федеральном округе № 34 от 11 сентября 2020 года, Кондрат Д.Я. по результатам подготовки в ЧУ ДПО «Автошкола «Экстрим» сдал экзамен по базовому и основному курсам, курсу 1 класса ОГ (успешно). По итогам Кондрату Д.Я. 11 сентября 2020 года выдано свидетельство <№>.

Суд первой инстанции, признавая недействительным указанное свидетельство <№> и прекращая действие права ФИО1 на управление автотранспортными средствами, перевозящие опасные грузы, пришел к выводу о нарушении установленной процедуры сдачи Кондратом Д.Я. экзамена на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов. Установив, что из пяти членов экзаменационной комиссии фактически на квалификационном экзамене присутствовал только один член комиссии – помощник начальника Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора ( / / )7, а также отсутствовал секретарь заседания комиссии, суд указал, что порядок проведения экзамена в отношении ФИО1 на выездном заседании комиссии 11 сентября 2020 года в городе Нижний Тагил членами комиссии, подписавшими соответствующий протокол № 34 от 11 сентября 2020 года, не соблюден. В связи с чем пришел к выводу о том, что достоверность в объективной проверке знаний ФИО1 вызывает сомнения в возможной оценке правильности знаний и соответственно влияет на обоснованность получения административным ответчиком свидетельства <№>, а также на дальнейшую деятельность по управлению транспортными средствами, перевозящими опасные грузы. Учитывая, что право на управление транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, возникает после прохождения обучения и успешной сдачи экзамена, а также должно подтверждаться выданным в установленном законом порядке свидетельством ДОПОГ, установление судом факта нарушения обязательных к применению положений при выдаче такого свидетельства, влечет за собой признание его недействительным с прекращением соответствующего возникшего на его основании права.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Как следует из Типового Положения об экзаменационной комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в федеральном округе, и Типового Положения о территориальной экзаменационной комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утвержденных распоряжением Минтранса России от 11 февраля 2013 года № МС-7-р (приложение №2 и 3), а также Положения об экзаменационной комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Уральском федеральном округе, утвержденного председателем экзаменационной комиссии в Уральском федеральном округе ( / / )8 от 4 февраля 2014 года:

- основные задачи экзаменационной комиссии в УрФО является оценка уровня знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, необходимых для организации безопасной перевозки грузов, и принятие соответствующих решений;

- в состав комиссии входят шесть человек; привлекаются наблюдатели с целью повышения объективности оценки уровня знаний претендентов;

- председатель экзаменационной комиссии организует проведение заседаний экзаменационной комиссии в соответствии с требованиями, изложенными в Положении; ведет заседание экзаменационной комиссии и объявляет его результаты; утверждает экзаменационные билеты; заместитель исполняет обязанности председателя в его отсутствие;

- секретарь экзаменационной комиссии ведет протоколы заседаний экзаменационной комиссии; предоставляет документы в органы Ространснадзора;

- члены экзаменационной комиссии принимают непосредственное участие в проведение экзаменов; участвуют в обсуждении и принятии решений экзаменационной комиссии;

- заседание экзаменационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов;

- решения экзаменационной комиссии принимаются простым большинством голосов от общего состава присутствующих на заседании членов;

- результаты экзаменов оформляются в виде протоколов, подписываемых членами экзаменационной комиссии;

- экзаменационная комиссия доводит результаты экзаменов до сведения претендентов в день экзамена.

Как следует из представленных суду доказательств в полном объеме указанный порядок проведения экзамена в отношении ФИО1 на выездном заседании комиссии 11 сентября 2020 года в городе Нижний Тагил фактически не был соблюден членами комиссии, подписавшими соответствующий протокол № 34 от указанной даты, поскольку из пяти членов экзаменационной комиссии, фактически на квалификационном экзамене присутствовал только один член комиссии – помощник начальника Уральского межрегионального правления государственного автодорожного надзора ( / / )7, что следует из пояснений указанного лица, данных оперуполномоченногому при проведении проверки в рамках КУСП 8689. Также суду представлены объяснения иных членов комиссии – ( / / )9, ( / / )10, указанного в протоколе экзаменационной комиссии в качестве секретаря, которыми указано, что они не принимали участие в выездном заседании комиссии 11 сентября 2020 года.

Несмотря на указанные помощником начальника Уральского межрегионального правления государственного автодорожного надзора ( / / )7 в объяснениях факты соблюдения всех процедурных моментов проведения экзамена, а также наличие подписанного протокола, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоблюдении установленного порядка процедуры проведения экзамена; поскольку комиссия считается правомочной, если на ней присутствуют более половины ее членов, которые должны принимать непосредственное участие в комиссии по проверке знаний кандидатов и участвовать в голосовании при принятии соответствующего решения, в т.ч. в целях повышения объективности оценки уровня знаний претендентов.

Кроме того, протокол должен вестись в ходе заседания комиссии непосредственно секретарем, который, учитывая вышеуказанные объяснения, фактически отсутствовал; факт обсуждения указанных в протоколе вопросов объективно не подтвержден иными доказательствами.

В связи с чем достоверность в объективной проверке знаний ФИО1, с учетом указанной выше процедуры принятия экзамена и фактических обстоятельств по данному делу, вызывает сомнения в возможной оценке правильности знаний; и соответственно влияет на обоснованность получения административным ответчиком оспариваемого свидетельства.

Поскольку право на управление транспортными средствами, перевозящими опасные грузы возникает после прохождения обучения и успешной сдачи экзамена, а также должно подтверждаться выданным ему в установленном законом порядке свидетельством ДОПОГ, установление судом факта нарушения обязательных к применению положений при выдаче такого свидетельства, влечет за собой признание его недействительным с прекращением соответствующего возникшего на его основании права.

Учитывая вышеизложенное, а также положения статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ (учитывая истечение срока действия свидетельства ДОПОГ у административного ответчика ранее выданного), пункта 26 и 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», судебной коллегией учитывается в данном деле, что водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если выдано с нарушением установленного Правилами порядка. Наличие у лица свидетельства, подтверждающего специальное право управления соответствующим видом транспорта, нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, гарантированные государством и обеспеченные исполнением статьи 24 Закона о безопасности движения.

Вместе с тем, в данном случае у судебной коллегии отсутствует объективная возможность сделать выводы относительно каких-либо виновных и противоправных действий кого-либо из членов экзаменационной комиссии, в том числе и самого ФИО1, поскольку установлен иной порядок для выяснения данных обстоятельств.

Таким образом, судебная коллегия полагает о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, учитывая несоблюдение в полном объеме порядка (процедуры) проведения экзаменационной комиссии по проверке специальных знаний у ФИО1

При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает законным и обоснованным решение суда первой инстанции.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле экзаменационной комиссии, учитывая, что последняя не является самостоятельным органом и создается основании распоряжения Минтранса Российской Федерации от 11 февраля 2013 года № МС-7-р «Об организации работы по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», тем более, что действующим законодательством вопрос процедуры отмены/аннулирования свидетельств не урегулирован.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий Шабалдина Н.В.

Судьи Захарова О.А.

Бачевская О.Д.