ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1056/2017 от 22.03.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ганин В.А. Дело № 33а-1056/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.

судей Корнюшенкова Г.В., Струковой А.А.

при секретаре Колгановой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Светлогорский район» на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 30 ноября 2016 года, которым оставлен без удовлетворения административный иск администрации МО «Светлогорский район» к Светлогорской межрайонной прокуратуре об оспаривании представления от 26 июля 2016 года об устранении нарушений требований земельного законодательства.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя администрации МО «Светлогорский район» – Грибанова А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения заместителя Светлогорского межрайонного прокурора Подать С.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

27 июля 2016 года главе администрации МО «Светлогорский район» внесено Светлогорским межрайонным прокурором представление от 26 июля 2016 года об устранении нарушений требований земельного законодательства, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 39:17:010004:199, находящийся в муниципальной собственности с 18 ноября 2013 года и расположенный в границах первой, второй и третьей зон округа санитарной охраны курорта Светлогорск-Отрадное, в нарушение требований законодательства об охране земель курортов предоставлен на праве аренды ООО «Солнечный Спуск» для целей строительства, что, по мнению прокурора, недопустимо, в связи с чем прокурор требовал принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях закона, а также рассмотреть представление с обязательным участием прокурора и о принятых мерах сообщить не позднее одного месяца со дня получения представления.

22 сентября 2016 года администрация МО «Светлогорский район» обратилась в суд с административным иском об оспаривании указанного представления прокурора, ссылаясь на то, что фактически представлением прокурора, содержащим ссылки на положения ст. 56.2 и ст. 96 ЗК РФ в части изъятия земельных участков для муниципальных нужд, на орган местного самоуправления возложена обязанность по изъятию земельного участка у арендатора при отсутствии у администрации муниципального образования полномочий по изъятию земельных участков на территории курортов федерального значения.

Судом вынесено решение, изложенное выше.

В апелляционной жалобе администрация МО «Светлогорский район» просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, настаивая на отсутствии у нее полномочий по совершению требуемых прокурором действий. Также обращает внимание на то, что в силу закона земельный участок в границах курорта не изъят из оборота и, следовательно, может быть предоставлен на праве аренды. Обращает внимание на то, что согласно генеральному плану МО «Город Светлогорск» земельный участок с кадастровым номером 39:17:010004:199 находится в зоне «Зона застройки променада», согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Светлогорск» - в зоне делового, общественного и коммерческого назначения в зоне променада и в береговой линии (О1.2), где разрешены, в частности, гостиничное обслуживание и курортная деятельность, вследствие чего установленный вид разрешенного использования названного земельного участка – для размещения гостиницы апартаментного типа – соответствует территориальному зонированию и требованиям первой зоны округа санитарной охраны курорта федерального значения и, более того, может быть изменен по усмотрению арендатора. Ссылается на то, что данный земельный участок расположен в первой, второй и третьей зонах охраны курорта, а в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ арендатор вправе произвести раздел исходного земельного участка с образованием новых земельных участков, расположенных в одной зоне охраны курорта, после чего осуществлять хозяйственную деятельность, исходя из имеющихся ограничений на каждом из вновь образованных участков. Полагает недоказанным, что возводимый объект будет расположен непосредственно в первой охранной зоне. Утверждает, что законных оснований к изъятию земельного участка (п.п. 1, 2 ст. 56.3, п. 3 ст. 96 ЗК РФ) в данной ситуации не имеется.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 39:17:010004:199 площадью 2550 кв.м, вид разрешенного использования – для размещения гостиницы апартаментного типа, категория – земли населенных пунктов, расположенный по ул.Динамо в г.Светлогорске Калининградской области, образован на основании постановления администрации МО «Светлогорский район» от 17 сентября 2013 года № 594 «Об утверждении схемы объединения земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:010004:194 и 39:17:010004:60» и поставлен на государственный кадастровый учет 10 октября 2013 года.

В отношении данного земельного участка в дальнейшем, 18 ноября 2013 года, было зарегистрировано право собственности муниципального образования «Светлогорский район» (регистрационная запись ) и 13 мая 2014 года – право аренды ООО «Солнечный спуск» на срок до 22 февраля 2056 года на основании соглашения от 7 апреля 2014 года о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, которое не содержит условия о возмездности этой сделки (регистрационная запись ).

Вид разрешенного использования - для размещения гостиницы апартаментного типа с лифтом и рестораном – установлен в феврале 2014 года.

Согласно акту осмотра земельного участка, составленному муниципальным инспектором по использованию и охране земель на территории городского поселения «Город Светлогорск», расстояние от северной границы земельного участка до линии прибоя составляет 43 метра.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 39:17:010004:199 площадью 2550 кв.м, вид разрешенного использования – для размещения гостиницы апартаментного типа с лифтом и рестораном, следует, что в отношении всего участка установлены и учтены в государственном кадастре недвижимости ограничения в связи с нахождением всего участка одновременно в I (зона строгого режима), II (зона ограничений) и III (зона наблюдения) зонах округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное на основании постановления Совмина СССР от 5 сентября 1973 года № 654 «Об утверждении Положения о курортах» и постановления Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 года № 325 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области, озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области».

В силу пункта 12 Положения о курортах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 5 сентября 1973 года № 654, для курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и санитарное состояние курортов.

В соответствии с пунктом 15 этого же Положения округ санитарной охраны курорта делится на три зоны.

Первая зона (зона строгого режима) охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера и лиманы, воду которых используют для лечебных целей, пляжи, а также прибрежную полосу моря и территорию, прилегающую к пляжам, шириной не менее 100 метров.

На территории первой зоны запрещаются не связанные непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказывать вредное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

На территории этой зоны разрешаются связанные с эксплуатацией природных лечебных средств горные и земляные работы, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров, питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи лечебных грязей), выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений.

Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к месторождениям лечебных грязей, к минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников; естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей; территорию, на которой расположены санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха, а также территорию, предназначенную для строительства таких учреждений (по генеральному плану курорта); парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению, изменению состава или истощению запасов минеральных вод и лечебных грязей или ухудшению всей совокупности природных лечебных средств курорта.

На территории второй зоны запрещается строительство объектов и сооружений, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных средств курорта.

Третья зона (зона наблюдения - внешние границы ее совпадают с границами округа санитарной охраны курорта) охватывает всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие курорт, а также территории, хозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно-климатические условия курорта.

На территории третьей зоны допускаются все виды работ, которые не могут оказывать отрицательное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

Границы и режим округов санитарной охраны курорта Светлогорск-Отрадное в Калининградской области установлены вышеназванным постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 года № 325, которое содержит описание границ I (зоны строгого режима), II (зоны ограничений) и III (зоны наблюдений) зон округов санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2010 года, оставленным без изменения определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2010 года, постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1982 года № 325 в части установления границ и режима охраны округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области признано не противоречащим действующему федеральному законодательству.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» постановлено считать округами горно-санитарной охраны курортов утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов.

Постановлением правительства РФ от 29 марта 1999 года № 359 курорт Светлогорск-Отрадное признан курортом федерального значения.

Основными природными лечебными ресурсами курорта Светлогорск-Отрадное являются минеральные воды Светлогорского месторождения, лечебные грязи и лечебный климат. Запретительные мероприятия на территории курорта Светлогорск-Отрадное предусматриваются режимом округа горно-санитарной охраны (п.п. 5, 6, 30 Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное, утвержденного постановлением правительства РФ от 26 августа 2000 года № 633).

Следовательно, утвержденные до вступления в силу Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ округа и зоны санитарной охраны курорта сохраняют свое правовое значение.

Более того, и в последующем федеральном законодательстве предусмотрено выделение в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта до трех зон, при этом на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ, пункты 11-14 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1425).

Таким образом, в отношении земель первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта установлен запрет на проживание и временное пребывание граждан и строительство любых объектов, не связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, в том числе гостиницы апартаментного типа с рестораном, а на территории второй зоны - запрет на размещение объектов, не связанных непосредственно с развитием сферы курортного лечения и отдыха.

В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить, в частности, к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

По обращению Калининградского регионального общественного движения «Наш берег» о незаконном начале строительства 14-этажного апарт-отеля в первой зоне охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное прокурором проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, по итогам которой внесено оспариваемое представление.

На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) предметом надзора является, в частности, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Принимая во внимание фактические обстоятельства образования указанного земельного участка и его последующего предоставления для целей строительства, в том числе в первой зоне охраны курорта федерального значения, прокурор правомерно поставил вопрос об устранении допущенных нарушений закона перед районной администрацией, утвердившей схему подобного образования земельного участка и являющейся арендодателем земельного участка, предоставленного для строительства гостиницы апартаментного типа с рестораном.

Ошибочные ссылки в тексте представления на нормы закона, регулирующие основания и порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, сами по себе не нарушают законных прав и интересов администрации МО «Светлогорский район», которой не указано на необходимость принятия конкретной меры по устранению выявленных нарушений закона и которая вправе в связи с этим определить способ прекращения прав на данный участок, в том числе путем внесудебного урегулирования отношений, возникших по поводу формирования и предоставления земельного участка, либо путем обращения в соответствующими исковыми требованиями в суд.

Таким образом, оспариваемое представление вынесено прокурором в пределах его компетенции, по сути поставленного вопроса о прекращении прав на упомянутый земельный участок не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов административного истца.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможном разделе указанного земельного участка и изменении арендодателем вида разрешенного использования носят предположительный характер и, более того, не имеют отношения к предмету спора по настоящему делу.

Доводы об отсутствии у районной администрации полномочий а принятие решения об изъятии земельного участка из состава земель курорта федерального курорта, не влекут отмену решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным выше.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи