Судья Харламов С.Н. Дело № 33а-10571/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 15 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.
при секретаре Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Штайнерт В.А. к Отделению по вопросам миграции Отдела МВД России по Котовскому району Волгоградской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства
по апелляционной жалобе административного истца Штайнерт В.А.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Штайнерт В.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Штайнерт В.А. обратилась в суд с административным иском, в обоснование указала, что она проживает в квартире по адресу: <адрес> на основании завещательного отказа в силу статьи 1137 ГК РФ. Завещание было составлено ДД.ММ.ГГГГП. умершим ДД.ММ.ГГГГ. В завещании Павловским В.П. было указано, что принадлежащую ему квартиру №<адрес> он завещает сыну П. при этом возлагает на него обязанность предоставить указанную квартиру в пожизненное пользование Штайнерт В.А. Собственником квартиры в настоящее время, насколько ей известно, является Б. Адрес её проживания ей неизвестен, контакта между ними нет. В <адрес>Б.. не проживает. В квартире после смерти П. и до настоящего времени она проживает одна, несет бремя содержания квартиры, оплачивает регулярно необходимые коммунальные платежи. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отделение по вопросам миграции Отдела МВД России по Котовскому району Волгоградской области с вопросом о регистрации по месту жительства в указанной квартире. ДД.ММ.ГГГГ ей был вручен ответ начальника Отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по Котовскому району Волгоградской области З. № № <...>, в котором отказано в регистрации по месту проживания. В ответе указывается, что для регистрации по месту жительства необходимо с заявлением о регистрации по месту жительства предоставить согласие собственника вышеуказанного жилого помещения. Она проживает в квартире на законных основаниях, что, в свою очередь, является основанием для регистрации в данном жилом помещении. Ранее она была зарегистрирована в жилом доме по адресу: ДД.ММ.ГГГГ. № <...> она была снята с регистрационного учета по данному адресу в связи с продажей жилого дома. С ДД.ММ.ГГГГ года она не имеет постоянной регистрации, однако регистрация ей необходима, чтобы получать пенсию, беспрепятственно выезжать за пределы <адрес>
Просила признать незаконным отказ в регистрации по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и возложить обязанность на отделение по вопросам миграции отдела МВД России по Котовскому району Волгоградской области зарегистрировать её в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, по месту жительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Штайнерт В.А. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно части 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.
В соответствии с частями 1 - 3 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно п. 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.
Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала.
Согласно п.49 Административного регламента, одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в том числе паспорт, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям, предоставленным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области, правообладателем объекта недвижимости по адресу: <адрес>, является Б..
Из ответа ОВМ Отдела МВД России по Котовскому району № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для регистрации Штайнерт В.А. по месту жительства необходимо одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства предоставить письменное согласие от собственника помещения.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, поскольку на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ года) в ОВМ ОМВД России по Котовскому району предоставлены заявление о регистрации по месту жительства и паспорт Штайнерт В.А., что подтверждается распиской о принятии документов (л.д. 27). Какие-либо иные документы, подтверждающие ее право на проживание в квартире, а также те обстоятельства, на которые административный истец ссылается в административном иске, административному ответчику предоставлены не были.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что административным ответчиком при вынесении отказа в регистрации по месту жительства Штайнерт В.А. не были нарушены требования Административного регламента Министерства внутренних дел Российской федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при наличии двух условий: несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ ОВМ ОМВД России по Котовскому району в регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ отвечает вышеуказанным требованиям законодательства, при этом нарушение прав и охраняемых законом интересов административных истцов не установлено, суд первой инстанции правомерно указал об отсутствии правовых оснований для признания указанного решения незаконными.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку являются аналогичными доводам, изложенным в административном иске, противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции следует признать законным, обоснованным, по существу правильным в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Штайнерт В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи