№ 33а-10588/2018
33а-554/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 31 января 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
судей Кудряшова В.К., Новожениной О.Р.,
при секретаре Ершовой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новотроицка, действующего в интересах Российской Федерации, к нотариусу нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области Мироновой Н.Н. о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе Мироновой Н.Н. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Трофимова А.А., представителя нотариуса Мироновой Н.Н. – Ионова А.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Новотроицк в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к нотариусу нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области Мироновой Н.Н. В обоснование требований указал, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Оренбургской области проведена проверка соблюдения нотариусом Мироновой Н.Н. законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В рамках проверки были получены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом нотариуса Мироновой Н.Н. от 3 июня 2013 г. (далее Правила).
22 июня 2018 г. Правила были опротестованы прокурором города как не соответствующие требованиям федерального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Письмом от 6 июля 2018 г. № нотариус Миронова Н.Н. сообщила об отсутствии оснований для внесения изменений в Правила, ввиду их соответствия положениям федерального законодательства.
По мнению прокурора, определенное в Правилах понятие бенефициарного владения, не соответствует понятию, данному в ст.3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).
В составе Правил не разработана программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Правилами не предусмотрен порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников, порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц. Правила не учитывают мероприятия по определению принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу, выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска, обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей. Правила не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, а также информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным). Правила не содержат сведения, устанавливаемые при идентификации представителя физического лица, сведения, устанавливаемые при идентификации юридического лица. Правилами не предусмотрены сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя. Программа документального фиксирования информации не содержит основания документального фиксирования информации, полученной в результате реализации Правил внутреннего контроля. В Правилах не определен порядок фиксирования и обновления данных, полученных в результате идентификации и оценки уровня (степени) риска, а также не в полном объеме учтены положения Приказа Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок».
Учитывая указанные нарушения, прокурор полагает, что нотариусом ненадлежащим образом организованы мероприятия внутреннего контроля, не обеспечивается соблюдение публично-правовой обязанности, возложенной государством и ставит под угрозу достижение целей и задач, предусмотренных ст. 1 Закона № 115.
Прокурор просит признать незаконным бездействие нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области Мироновой Н.Н. по неприведению в соответствие с требованиями федерального законодательства Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области Мироновой Н.Н. от 3 июня 2013 г. и обязать нотариуса Миронову Н.Н. в течение месяца со дня вступления в силу решения суда привести Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 3 июня 2013 г. в соответствие с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 октября 2013 г. административное исковое заявление прокурора г. Новотроицка удовлетворено.
С таким решением административный ответчик нотариус Миронова Н.Н. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает, что требования прокурора не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, поскольку нотариус, занимающийся частной практикой, является самозанятым частным лицом, и публичными полномочиями не обладает; требования Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г., на которые ссылается прокурор, не распространяются в полном объёме на обязанности нотариуса, обладающего специальным статусом.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного ответчика Ионов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Трофимов А.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу Приволжского федерального округа в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Положениями ст. 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 утверждены требования к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее - Требования к Правилам внутреннего контроля), а Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 утверждены Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
На основании подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Правила внутреннего контроля, утвержденные нотариусом, не отвечают требованиям, установленным Федеральным законом № 115-ФЗ и вышеуказанным постановлениям Правительства Российской Федерации.
Так, в нарушение пунктов 2.12, 2.14, 2.15, 2.18 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59 (далее - Положение № 59), в составе Правил внутреннего контроля отсутствует программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Правилами внутреннего контроля не предусмотрен порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований, предусмотренных пунктом 1.9 Положения № 59 и пункта 11 Требований к Правилам внутреннего контроля.
Кроме того, процедуры, применяемые административным ответчиком при реализации программы идентификации, не учитывают мероприятия по определению принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска; обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
Также, Правила внутреннего контроля не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющими общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным).
Указанное свидетельствует о нарушении пункта 2.1 и приложения №1 Положения №59.
Правила внутреннего контроля не содержат сведений, устанавливаемых при идентификации представителя физического лица, а сведения, устанавливаемые при идентификации юридического лица, предусмотренные пунктом 2.6 Правил внутреннего контроля, не отвечают требованиям, предусмотренным Законом №115-ФЗ.
Кроме того, приложением 3 к Положению № 59 определены конкретные сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя, а именно: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется); данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания; данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания); идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).
В отношении выгодоприобретателя - юридического лица в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115 устанавливаются наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется)); организационно-правовая форма; идентификационный номер налогоплательщика - для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации - для нерезидента; сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента - регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию; адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица - уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии); номера контактных телефонов и факсов.
Вместе с тем, Правила внутреннего контроля от 20 июля 2013 года не предусматривают соответствующие сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя как физического, так и юридического лица.
Правила внутреннего контроля не содержат в себе основания документального фиксирования информации о сделках, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, что противоречит пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ
Кроме того, Правилами внутреннего контроля не определен порядок фиксирования и обновления данных, полученных в результате идентификации и оценки уровня (степени) риска, что не соответствует пунктам 2.5, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.14, 2.16 и 2.17 Положения № 59.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Не могут быть приняты в качестве основания для отмены постановленного решения суда доводы апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства, учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 о том, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о нераспространении на нотариусов в полной мере действия Федерального закона № 115, судебная коллегия считает также необоснованными.
Согласно статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, распространяются в том числе на нотариусов, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее Положение № 59).
При этом, в соответствии с п. 1.1 указанного Положения оно распространяется, в том числе на лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ. Какие-либо ограничения по его применению нотариусами Положение не содержит, следовательно, оно в полном объеме без каких-либо исключений подлежат применению всеми субъектами регулируемых им правоотношений, в том числе нотариусами.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не влияют на обоснованность и законность судебного акта и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 23 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области Мироновой Н.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: