ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1059/2022 от 17.02.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующегосудьи Селютиной И.Ф.,

судей Дорохиной Т.С., Хакимовой О.В.,

при секретаре Мустафиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 14 по Оренбургской области к Кирееву С.Н. о взыскании обязательных платежей по апелляционной жалобе Киреева С.Н. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 12 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 14 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Киреев С.Н. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Однако, обязанность по уплате налогов за 2017-2018 годы не исполнил.

Кроме того, согласно сведениям о доходах физического лица за 2019 г., поступившим в налоговый орган от налогового агента - ООО Микрофинансовая компания «Кармани», административным ответчиком получен доход в размере 682836,73 рублей. При этом сумма НДФЛ не удержана налоговым агентом.

Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в спорный период Киреевым С.Н. не исполнена.

Административный истец просил суд взыскать с Киреева С.Н. сумму задолженности по обязательным платежам в размере 91047,06 рублей, из которых: недоимка по налогам на доходы физических лиц за 2019 год в размере 88249 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 87,51 рублей; недоимку по налогу на имущество за 2017-2018 годы в размере 381 рубль, пени по налогу на имущество за 2017-2018 годы в размере 7,83 рублей; недоимка по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере 2251 рубль, пени по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере 70,72 рублей.

Определениями Новотроицкого городского суда Оренбургской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО Микрофинансовая компания «Кармани», произведена замена административного истца МИФНС России № 8 по Оренбургской области на МИФНС России № 14 по Оренбургской области.

Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 12 ноября 2021 г. заявленные требования удовлетворены.

С таким решением Киреев С.Н. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение суда в части взыскания налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 88249 рублей отменить. Указывает, что доход образовался вследствие заключения дополнительного соглашения о прощении части долга, в связи с чем он не обязан уплачивать исчисленный налог.

Представитель административного истца МИФНС России № 14 по Оренбургской области, административный ответчик Киреев С.Н., представитель заинтересованного лица ООО Микрофинансовая компания «Кармани» в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. №322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 0 рублей; свыше 100 до 150 л.с.-15 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей, свыше 100л.с.до 150 - 40,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 50,0 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65,0 рублей, свыше 250 л.с.-85 рублей, автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно -50 рублей.

В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Киреев С.Н. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, ИНН .

Киреев С.Н. является собственником:

транспортного средства *** государственный регистрационный знак ;

квартиры, расположенной по адресу: (адрес), кадастровый номер .

Согласно налоговому уведомлению от 23 июня 2018 г. Кирееву С.Н. за 2017 год исчислен транспортный налог в размере 938 рублей, а также налог на имущество в размере 203 рубля. Срок уплаты установлен до 3 декабря 2018 г.

В соответствии с налоговым уведомлением от 22 августа 2019 г. Кирееву С.Н. за 2018 г. исчислен транспортный налог в размере 1313 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 178 рублей. Срок уплаты установлен до 2 декабря 2019 г.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принимая во внимание факт неисполнения налоговых уведомлений, в адрес Киреева С.Н. направлены налоговые требования:

по состоянию на 11 февраля 2019 г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 938 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 16,62 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 203 рублей. Срок уплаты установлен до 20 марта 2019 г.;

по состоянию на 25 декабря 2019 г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1313 рублей, пени по транспортному налогу в размере 6,16 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 178 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,83 рублей. Срок уплаты установлен до 28 января 2020 г.

Налоговые уведомления и требования переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается выписками из личного кабинета.

Налоговые требования Киреевым С.Н. не исполнены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено названной статьей.

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что налоговым агентом ООО Микрофинансовая компания «Кармани» в соответствии с пунктом 5 статьи 226, пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации представлена справка о доходах и суммах налога физических лиц за 2019 г. от 4 марта 2020 г. , согласно которой в октябре 2019 года Киреев С.Н. имел доход в размере 682836,73 рублей (код операций ).

На основании указанных сведений МИФНС России № 8 по Оренбургской области через личный кабинет налогоплательщика в адрес Киреева С.Н. направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2020 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 88249 рублей. Срок уплаты установлен до 1 декабря 2020 г.

Ввиду неисполнения Киреевым С.Н. уведомления налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика направлено требование по состоянию на 9 декабря 2020 г. об уплате в срок до 19 января 2021 г. НДФЛ в размере 88249 рублей и пени в сумме 87,51 рублей.

Указанное требование административным ответчиком не исполнено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

10 марта 2021 г. мировым судьей судебного участка г.Новотроицка Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Киреева С.Н. сумм недоимки и пени, который отменен 22 марта 2021 г. в связи с поступлением от должника возражений.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

18 августа 2021 г., то есть в срок, установленный законом, налоговым органом подано в суд настоящее административное исковое заявление.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств уплаты указанной недоимки, начисленной в соответствии с требованиями закона, административный ответчик не представил, срок обращения в суд за взысканием с административного ответчика обязательных платежей налоговым органом соблюден.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Довод апелляционной жалобы о том, что сумма налога на доходы физических лиц образовалась вследствие заключения дополнительного соглашения о прощении части долга, в связи с чем он не обязан уплачивать исчисленный налог, признается необоснованным по следующим обстоятельствам.

Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды определены статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям подпункта 1 пункта 1 которой доходом налогоплательщика признается выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

В силу изложенных в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации общих принципов определения дохода как извлеченной налогоплательщиком экономической выгоды, для признания экономии на процентах в качестве объекта налогообложения достаточно упоминания в главе 23 Кодекса о принципиальной возможности оценки такой выгоды при исчислении налога на доходы физических лиц.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обложения налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

В этой связи специальный порядок определения даты фактического получения дохода при списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации применяется, только в том случае, если налогоплательщик и соответствующая организация являются взаимозависимыми лицами.

В случае прекращения обязательства физического лица - должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет право требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности.

При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, соглашение о прощении долга).

Если списание безнадежного долга с баланса организации, не являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, не связано с полным или частичным прекращением обязательства налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, то указанная в подпункте 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации дата не является для такого налогоплательщика датой фактического получения дохода в целях обложения НДФЛ.

Данная позиция отражена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 03-04-06/25688, от 30 января 2018 г. № 03-04-07/5117 (направлено письмом ФНС России от 8 февраля 2018г. № ГД-4-11/2419@).

Из материалов дела следует, что 19 декабря 2017 г. между ООО Микрофинансовая компания «КарМани» и Киреевым С.Н. заключен договор микрозайма .

30 октября 2019 г. между ООО Микрофинансовая компания «КарМани» и Киреевым С.Н. заключено дополнительное соглашение о прощении долга.

Согласно пункту указанного дополнительного соглашения стороны пришли к соглашению о полном прекращении обязательств заемщика в части процентов и неустойки на дату погашения задолженности в размере 682836,73 рублей при условии полного досрочного погашения заемщиком суммы микрозайма в размере 297000 рублей в срок до 31 октября 2019 г.

Принимая во внимание, что данное соглашение исполнено административным ответчиком Киреевым С.Н., суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что прощеный долг подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке в размере 13 процентов.

Доказательств уплаты указанной недоимки административный ответчик не представил.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 12 ноября 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Киреева С.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: