ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Чупошев Е.Н.
дело № 33а-7120 поступило 02.12.2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2017 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 28 октября 2016 года, которым административный иск удовлетворен, с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия взыскана задолженность по земельному налогу в размере ... руб., пени по земельному налогу - ... руб. С ФИО1 в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере ... руб.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав стороны, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд с административным иском, И.о.начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия ФИО2 просила взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу в размере ... руб., пени по земельному налогу – ... руб., пени по налогу на имущество – ... руб.
В обоснование требований указывала, что в установленный законодательством срок ответчиком не уплачен земельный налог за ... г.г., требования об уплате налога до настоящего времени не исполнены.
Определением мирового судьи судебного участка №7 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 08.07.2016 г. судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу, пени отменен.
До рассмотрения административного иска административным истцом подано письменное заявление об уточнении иска, в котором Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Бурятия просила взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу в размере ... руб., пени по земельному налогу – ... руб.
В суде первой инстанции ФИО1 административный иск не признал.
Судом дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца в порядке упрощенного производства и постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда. Заявитель жалобы указывает, что является пенсионером, ветераном труда и относится к категории: «дети войны». Размер пенсии составляет ... руб. В соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 г., действовавшим до 01.01.2015 г., главой 32 Налогового кодекса РФ с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2015 г., имеет льготы по земельному налогу. Кроме того, указывает, что в собственности у него находится один земельный участок, приобретенный у Администрации ... по договору купли-продажи от ... г.
На заседании судебной коллегии ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, против удовлетворения которой возражала представитель административного ответчика ФИО3
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по оплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч.2 ст.45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что за ФИО1 на праве собственности зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером ..., земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <...>. Кроме того, в период с ... по ... ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ..., местоположение которого: ....
МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия в адрес ФИО1 направлены налоговые уведомления ... об уплате земельного налога за ...
Ввиду не исполнения уведомлений в установленный срок ФИО1 направлены требования ... об уплате задолженности по земельному налогу, пени в размере ... руб. в срок до ..., требование ... об уплате задолженности по земельному налогу, пени в размере ... руб. в срок до ..., требование ... об уплате задолженности по земельному налогу, пени в размере ... руб. в срок до ..., требование ... об уплате задолженности по земельному налогу, пени в размере ... руб. в срок до ... Требования налогового органа ФИО1 не исполнены.
Вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности по земельному налогу и пени соответствует установленным обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, и сделан с правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ /в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г./ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму отдельным категориям налогоплательщиков установлен п.5 ст.391 НК РФ, перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога, - ст.395 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.387 Налогового кодекса РФ, предусматривающей право представительных органов муниципальных образований самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, решением Совета депутатов МО СП «Саянтуйское» № 117 от 29.09.2008 г. на территории муниципального образования сельского поселения «Саянтуйское» установлены ставки земельного налога и утверждено Положение о земельном налоге, в который вносились изменения решениями №148, №165 от 18.03.2010 г., №188 от 02.11.2010 г., №261 от 08.06.2012 г., №276 от 24.04.2012 г., №347 от 19.06.2014 г.
Разделом 5 указанного Положения предусмотрены налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является пенсионером, ветераном труда, относится к категории «дети войны».
Между тем, вышеуказанными нормативными актами для категорий граждан, к которым относится ответчик, льготы по земельному налогу не предусмотрены. К статусу «малоимущие граждане» ответчик себя не относит, из его пояснений следует, что в орган социальной защиты с соответствующим заявлением он не обращался.
В соответствии с ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч.1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждается, что помимо земельного участка с кадастровым номером: ... принадлежащего ФИО1 на праве собственности с ..., за ним в период с ... по ... на праве собственности принадлежал земельный участок площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., местоположение которого: ...
Тем самым, требование МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия об уплате задолженности по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером ... за указанный период в размере ... руб. является обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы на Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавший до 01.01.2015 г., необоснованна. П.2 ст.4 указанного закона было установлено, что пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, не уплачивается налог на строения, помещения и сооружения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 предоставлена льгота по налогу на имущество /жилой дом/ физических лиц в размере 100 %.
Главой 32 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 01.01.2015 г., в том числе ст.407, на которую ссылается заявитель жалобы, не предусмотрено предоставление налоговой льготы в отношении объекта налогообложения – земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 28 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: