Председательствующий: Бражник И.С. Дело № 33а-10639/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 21 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Могильной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Республики Крым действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации Советского района Республики Крым об оспаривании нормативно-правового акта, по апелляционной жалобе главы администрации Советского района Республики Крым ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 01 ноября 2017 года и дополнительное решение Советского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2017 года, которыми заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя администрации Советского района Республики Крым ФИО2 поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя прокуратуры Бирюк Д.Ю. просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Прокурор Советского района Республики Крым действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в Советский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к администрации Советского района Республики Крым об оспаривании п. 4.3 Порядка по организации питания детей в образовательных учреждениях Советского района Республики Крым, утверждённого постановлением администрации Советского района Республики Крым от 08 февраля 2016 года № 54. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что указанная норма противоречит п. 2 ст. 34, п.п. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 227-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 15, 16 ст. 5 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК «Об образовании в Республике Крым», п. 2 Порядка обеспечения питания отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных организаций утверждённому постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 июня 2017 года № 304. Указывает на то, что оспариваемая норма содержит перечень лиц, которым предоставляется бесплатное питание, однако в указанный перечень не включены: - дети малоимущих семей; - дети из многодетных семей.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 01 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме, оспариваемая норма признана недействующей с 30 августа 2017 года.
Дополнительным решением Советского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2017 года на администрацию Советского района Республики Крым возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать в официальном средстве массовой информации или средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сведения о решении суда по административному делу № 2а-850/2017.
Глава администрации Советского района Республики Крым ФИО1, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Советского районного суда Республики Крым от 01 ноября 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на то, что п. 9 Порядка обеспечения питания отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных организаций, утверждённому постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 июня 2017 года № 304, предусматривает бесплатное питание детей из малоимущих и многодетных семей, в пределах выделенных средств образовательным организациям. Указывает на то, что бюджет муниципального образования Советского района Республики Крым является дотационным, в связи с чем обеспечение указанной категории лиц бесплатным питанием невозможно. Считает, что указанные меры социальной поддержки являются дополнительными, и могут устанавливаться по усмотрению органа местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Постановлением администрации Советского района Республики Крым от 08 февраля 2016 года № 54 утверждён Порядок по организации питания детей в образовательных учреждениях Советского района Республики Крым.
Пунктом 4.3 указанного Порядка установлены категории обучающихся общеобразовательных учреждений, которым предоставляется бесплатное питание: - дети сироты; - дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающим общеобразовательную организацию; дети-инвалиды, посещающие общеобразовательное учреждение; - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Прокурор, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным указанный пункт Порядка, ссылаясь на то, что он противоречит п. 2 Порядка обеспечения питания отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных организаций утверждённому постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 июня 2017 года № 304, поскольку не содержит следующую категорию лиц: - дети малоимущих семей; - дети из многодетных семей.
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты е, ж части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 13 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона N184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Вместе с тем пунктом 13 части 1 статьи16 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона N184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Федеральный закон N131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи63.1).
Согласно пункту 1 статьи139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012года N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Частью 1 статьи8 поименованного закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи26.3 Федерального закона N184-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий, в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи9 Федерального закона об образовании и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании.
Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно части 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Федеральный закон об образовании, регулируя в статье 34 основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в пункте 2, непосредственно касающемся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотрел, что обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Анализируя указанные нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки, в том числе в виде бесплатного питания определённой категории обучающихся, но только в качестве дополнительной меры, то есть только в том случае, если такие меры не были установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормативно правовые акты органов местного самоуправления не могут устанавливать меры социальной поддержки, которые уже были установлены органом власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем выводы суда в части того, что оспариваемый Порядок противоречит Порядку обеспечения питания отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных организаций утверждённому постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 июня 2017 года № 304, основаны на неправильном толковании закона.
Вместе с тем, выводы суда о незаконности оспариваемой нормы являются правильными, поскольку у Администрации Советского района Республики Крым не было полномочий устанавливать меры социальной поддержки, которые были установлены органов власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Администрация Советского района Республики Крым устанавливая меры социальной поддержки, фактически установила обязательства, подлежащие исполнению за счёт средств бюджета муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи18 этого же федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно уставу муниципального образования, установление бюджетных обязательств отнесено к полномочиям Советского сельского совета Республики Крым, а не к Администрации Советского района Республики Крым.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 01 ноября 2017 года и дополнительное решение Советского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2017 года оставить без изменений, а жалобу главы администрации Советского района Республики Крым ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>