ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1063/20 от 01.09.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Буренко А.А. Дело №33а-1063/2020

УИД - 26RS0030-01-2020-002551-67

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 1 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Болотовой Л.А., Пшеничной Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1

на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 24 августа 2020 года по административному делу по иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу ,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 уведомил ТИК Предгорного района о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, путем подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Территориальной избирательной комиссии Предгорного района ФИО3 был зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу , как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

ФИО4 является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, постановление о его регистрации прилагает.

Назначенный им член ТИК Предгорного района с правом совещательного голоса ФИО5 ознакомилась с документами ФИО2, предоставленными им для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу и в соответствии с п.п. 2.3 ст.29 ФЗ № 67 получила копии документов.

Считает решение ТИК Предгорного района о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям

Во-первых, справка об исполнении полномочий депутата должна быть заверена подписью председателя совета депутатов МО Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края исполняющей полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО6

Однако справка об исполнении полномочий депутата заверена подписью заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО7, документ, подтверждающий ее полномочия не представлен.

В связи с чем данный документ оформлен с нарушением и не может являться документом, подтверждающим сведения о статусе депутата.

Таким образом, в комиссию не представлены обязательные сведения и документы, предусмотренные п. 2 и п.2.2 ст. 33 ФЗ №67-ФЗ, что должно было стать основанием для отказа в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Во-вторых, в своем заявлении о регистрации ФИО2 в графе «место работы» указывает «безработный», однако в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ в случае отсутствия основного места работы или службы - кандидат указывает род занятий. Таким образом, заявление о регистрации оформлено с нарушением требований закона, что в соответствии с и.п. в. I.) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 является основанием для отказа регистрации кандидата.

В-третьих, при подаче заявления о регистрации кандидата ФИО2 приложил копию справки, подтверждающей статус безработного, однако в нарушение действующего законодательства указанная справка не заверена надлежащим образом (кандидатом), таким образом, указанное нарушение является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п.п. в. 1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67. В последствии кандидатом предоставлен оригинал справки подтверждающей его статус безработного, однако по её мнению этот документ является излишне предоставленным документом, так как законодательством предусмотрено предоставление только заверенной копии документа.

Исходя из содержания заявления об изготовлении подписных листов в домашних условиях видно, что кандидат не произвел оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и не предоставил в ТИК документы об оплате изготовление за счет средств избирательного фонда в соответствии с требованиями федерального закона, а всего лишь произвел оплату за приобретение канцтоваров, что подтверждается копией счет на оплату, как в то время закон требует именно оплату изготовления подписных листов, что нарушает и. 5 ст. 37 ФЗ № 67 и является основанием для отказа в регистрации на основании п.п. в) и. 24 ст. 38 ФЗ № 67.

Допущенные кандидатом нарушения являются очевидными. Данный вывод делается им на основании системной практики судов РФ, в том числе и Верховного суда РФ.

При этом ответственность за правильность документов, поданных для уведомления и регистрации несет исключительно кандидат.

Таким образом, заявление ФИО2 не соответствует требованиям ФЗ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а наличие на день предшествующий регистрации кандидата документов, оформленных с нарушением требований закона, является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата на основании п.п. в.1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Каждое из нарушений в отдельности является основанием для отказа в регистрации ФИО2

Кроме того, имеются иные нарушения при выдвижении и регистрации ФИО2. Несмотря на нарушения закона, со стороны кандидата, территориальная избирательная комиссия Предгорного района зарегистрировала ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Это нарушает его избирательные права, т.к. в соответствии со ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, основанием для участия в выборах является факт регистрации кандидата в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В связи с изложенным, очевидно, что регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. Иное применение принципа равенства кандидатов невозможно.

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района от 31.07.2020г. г. о регистрации ФИО2 кандидатам в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу ;

- отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2, кандидатом депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Обжалуемым решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 24 августа 2020 года суд отказал в удовлетворении административных исковым требований ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обосновании доводов ссылается на то, что судом не дана оценка доводу о том, что справка об исполнении полномочий депутата должна быть заверена подписью председателя совета депутатов МО Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края Исполняющей полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО6 Однако справка об исполнении полномочий депутата заверена подписью заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО7, документ, подтверждающий ее полномочия, не представлен. В связи с чем, данный документ оформлен с нарушением и не может являться документом, подтверждающим сведения о статусе депутата.

Кроме того, не исследован должным образом довод о том, что в своем заявлении о регистрации ФИО2 в графе «место работы» указывает «безработный», однако в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ №67 в случае отсутствия основного места работы или службы кандидат указывает род занятий. Таким образом, заявление о регистрации оформлено с нарушением требований закона, также не дана оценка доводу о том, что при подаче заявления о регистрации кандидата ФИО2 приложил копию справки подтверждающей статус безработного, однако в нарушение действующего законодательства указанная справка не заверена надлежащим образом (кандидатом). Ссылается на то, что исходя из содержания заявления об изготовлении подписных листов в домашних условиях видно, что кандидат не произвел оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и не предоставил в ТИК документы об оплате изготовление за счет средств избирательного фонда в соответствии с требованиями федерального закона, а всего лишь произвел оплату за приобретение канцтоваров, что подтверждается копией счет на оплату, в то время как закон требует именно оплату изготовления подписных листов.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе заинтересованным лицом ФИО2, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.

В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указывает также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона N 67-ФЗ, а также иного закона.

Как следует из материалов дела, ФИО2 уведомил ТИК Предгорного района о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, путем подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Территориальной избирательной комиссии Предгорного района ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу , как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

ФИО1 является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, постановление о его регистрации прилагает.

Административный истец указывает, что справка об исполнении полномочий депутата должна быть заверена подписью председателя совета депутатов МО Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края Исполняющей полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО8, однако справка об исполнении полномочий депутата заверена подписью заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО7, сведения, подтверждающие её полномочия, представлены не были. Тем самым считает, что данный документ оформлен с нарушением и не может являться документом, подтверждающим сведения о статусе депутата.

Кроме того административный истец указывает на то, что в своем заявлении о регистрации ФИО2 в графе «место работы» указывает «безработный», однако в соответствии с п. 2 ст. 33 ФЗ № 67 в случае отсутствия основного места работы или службы - кандидат указывает род занятий. При подаче заявления о регистрации кандидата ФИО2 приложил копию справки подтверждающей статус безработного, однако в нарушение действующего законодательства указанная справка не заверена надлежащим образом (кандидатом), таким образом, указанное нарушение является основанием для отказа в регистрации кандидата. В последствии кандидатом предоставлен оригинал справки подтверждающей его статус безработного, однако, по мнению административного истца этот документ является излишне предоставленным документом, так как законодательством предусмотрено предоставление только заверенной копии документа.

В дополнение административный истец ссылается на то, что исходя из содержания заявления об изготовлении подписных листов в домашних условиях видно, что кандидат не произвел оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и не предоставил в ТИК документы об оплате изготовление за счет средств избирательного фонда в соответствии с требованиями федерального закона, а всего лишь произвел оплату за приобретение канцтоваров, что подтверждается копией счет на оплату.

Территориальной избирательной комиссией Предгорного района Ставропольского края вынесено постановление от от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу » в соответствии с нормами Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 50-кз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" (принят Думой Ставропольского края 27.04.2017)

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении ФИО2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем, регистрация ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу не нарушает принцип равенства кандидатов и не создает препятствий в реализации избирательного права.

Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Доводы административного истца о непредоставлении сведений, подтверждающих полномочия ФИО7 при предоставлении справки от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края, подписанной заместителем председателя Совета Депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО7, согласно которой ФИО2 является депутатом Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края четвертого созыва и в настоящее время исполняет полномочия депутата на непостоянной основе, судебная коллегия полагает обоснованными.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Из содержания копии Выписки из Устава муниципального образования Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края, видно, что организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа (п.1 ст.23). Полномочия заместителя председателя представительного органа поселения определяются Регламентом представительного органа поселения. Вместе с тем, подтверждение исполнения полномочий председателя заместителем председателя Совета Депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО7 в материалы дела не представлено.

Проверяя доводы апелляционной жалобы ФИО1 о непредоставлении заверенной надлежащим образом (кандидатом) справки, подтверждающей статус безработного и не указание ФИО2 рода занятий, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат обязан указать основное место работы или службы, занимаемую должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) и вместе с названным заявлением представить в соответствующую избирательную комиссию копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

В заявлении о согласии баллотироваться ФИО2 указал, что является безработным, представив справку из министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в нарушение требований п. 2 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ФИО2 не представил в Территориальную избирательную комиссию Предгорного района заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы и не указал «в случае отсутствия основного места работы или службы» - род занятий. (л.д.101)

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 г.) согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.

Подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ прямо указывает на обязанность кандидата представить в избирательную комиссию документы, подтверждающие изложенные в заявлении о согласии баллотироваться сведения, в том числе и о роде занятий.

Таким образом, в силу прямого указания закона предоставленные в ТИК сведения о роде занятий должны быть подтверждены документально.

Судебная коллегия соглашается также с доводами апелляционной жалобы о том, что кандидат не произвел оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда и не предоставил в ТИК документы об оплате изготовления за счет средств избирательного фонда в соответствии с требованиями федерального закона, что является нарушением требований избирательного законодательства, влекущим отказ в регистрации кандидата.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Частью 8 статьи 37 названного Федерального закона предусмотрено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

В подтверждение расходования денежных средств кандидатом ФИО2 в территориальную избирательную комиссию была представлена выписка из лицевого счета, из которой видно, что сумма <данные изъяты> рубля была израсходована на оплату канцтоваров.

Таким образом, кандидатом ФИО2 не представлено доказательств изготовления подписных листов за счет средств специального избирательного фонда кандидата, что является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей во всех представленных им подписных листах.

Согласно пп. "и" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Проанализировав представленные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении административных требований ФИО1.

Принимая во внимание, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, также как и наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона являются нарушением требований, предусмотренных подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и как следствие - основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, судебная коллегия, отменяя вынесенное по делу решение, принимает новое решение об удовлетворении административного иска ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 24 августа 2020 года – отменить. Принять новое решение.

Административные исковые требования ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу – удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Отменить Постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – удовлетворить.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи