ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10650/17 от 18.08.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Болочагин В.Ю. адм. дело № 33а-10650/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 18 августа 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шилова А.Е.,

судей Лазаревой М.А., Евдокименко А.А.,

при секретаре Булановой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Муханова Б.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Муханов Б.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указал, что 14.03.2017 г. он как ветеран Великой Отечественной войны обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 770 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

11.04.2017 г. Департаментом градостроительства городского округа Самара издано распоряжение № РД-970 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.

По мнению административного истца, отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для садоводства является незаконным, поскольку доказательства, свидетельствующие о том, что данная территория является территорией общего пользования, отсутствуют.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Муханов Б.Н. просил суд признать незаконными действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в вынесении распоряжения от 11.04.2017 № РД-970 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», обязать административного ответчика в течении 30 дней с момента вступления в силу решения суда принять решение по заявлению от 14.03.2017 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, по адресу: <адрес>

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 2 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Муханова Б.Н. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара ФИО3 возражала относительно доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются, в том числе, для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).

Как видно из материалов дела, ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны.

14.03.2017 г. ФИО1 обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 770 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для огородничества, приложив к заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 10).

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.04.2017 № РД-970, ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого в собственность земельного участка, поскольку земельный участок расположен на территории общего пользования.

Принимая данное решение, Департамент градостроительства городского округа Самара указал, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ (подп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ). Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, и представленным документам, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как видно из материалов дела, по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, весь участок относится к территории общего пользования, т.к. расположен на территории занятой зелеными насаждениями (дуб) и часть земельного участка находится в береговой полосе ручья (л.д. 36-37).

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

То обстоятельство, что территория, занятая древесной растительностью, не отграничена собственными красными линиями, не свидетельствует о том, что она не является территорией общего пользования.

Также установлено, что проект планировки территории для соответствующего кадастрового квартала не разрабатывался и не утверждался. Следовательно, в данном кадастровом квартале может находиться территория общего пользования без нанесения красных линий.

По смыслу закона, определяющим фактором при отнесении определенного участка земной поверхности в пределах населенного пункта к территории общего пользования является его фактическое использование в интересах неограниченного круга лиц.

Отсутствие красных линий само по себе не является безусловным доказательством отсутствия у спорного земельного участка статуса территории общего пользования, равно как и наличие красных линий не во всех случаях указывает на обратное.

Местоположение красных линий, согласно п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, определяется проектом планировки территории. Территория, функционально предназначенная для обслуживания интересов неопределенного круга лиц, по смыслу закона является территорией общего пользования, даже если в отношении неё в установленном порядке не был утвержден проект планировки.

Территории населенных пунктов, занятые зелеными насаждениями, относятся к территориям общего пользования, поскольку их существование значимо для сохранения безопасной для человека окружающей среды, т.е. служит интересам неограниченного круга лиц.

Из представленного ответчиком топографического материала усматривается, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории занятой зелеными насаждениями (л.д. 37).

Принимая во внимание, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен на территории общего пользования, административному истцу было правомерно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что отказ Департамента градостроительства городского округа Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 770 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Барбошин овраг, 12 линия, участок б/н, является законным и обоснованным, принят уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 об отсутствии правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку он не относится к территории общего пользования, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе ФИО1, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 2 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи