ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10654 от 04.10.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Давыдова О.А. № 33А - 10654

Докладчик: Евтифеева О.Э.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«04» октября 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Евтифеевой О.Э.,

судей: Бегуновича В.Н., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре: Хайминой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе Фонда «Целевого капитала для развития КузГТУ» на решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 13 июля 2017 года

административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Фонда «Целевого капитала для развития КузГТУ» (далее - Фонд развития КузГТУ),

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации Фонда «Целевого капитала для развития КузГТУ» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц, зарегистрированного 19.03.2012 Управлением ФНС по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 12.03.2012 № 207.

Требования мотивированы тем, что Фонд «Целевого капитала для развития КузГТУ» зарегистрирован 19.03.2012 Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации Кемеровской области от 12.03.2012 № 207.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Однако, в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Фонда и документы, необходимые для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.

Нарушение указанных требований подтверждается возвратом предупреждений от 26.04.2016 № 42/03-2409, 09.11.2016 № 42/03-6859, сопроводительное письмо о направлении протокола от 02.11.2016 № 6720, 03.03.2017 № 42/03-1086, направленных Управлением Минюста почтой, что свидетельствует о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Фонда: 650002, <...>, указанному в п. 1.18 устава Фонда развития КузГТУ и в Едином государственном реестре юридических лиц, не осуществляется.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы № ОН0001 и № ОН0002, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 3.1 указанного закона некоммерческие организации, учредителями участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Однако, в нарушение п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отчетные документы Фонда разбития КузГТУ за 2015-2016 годы в установленный срок и до настоящего времени в Управление не представлены.

В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно - телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности отчеты по формам № ОН0001, № ОН0002 при несоответствии Фонда п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок размещения в информационно - телекоммуникационной сети Интернет указанных отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Министерств юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Однако, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанная обязанность по размещению в информационно - телекоммуникационной сети Интернет отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности в порядке, предусмотренном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 за 2015-2016 годы Фондом не исполнена.

Таким образом, Фондом неоднократно нарушены требования ст. 32 Федерального «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Факт неоднократности нарушений ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» выражается в непредставлении обновленных сведений об адресе Фонда и документов для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в непредставлении отчетных документов за 2015-2016 годы и в не размещении отчетных документов Фонда в сети Интернет за 2015-2016 годы.

Непредставление отчетных документов, документов для внесения изменений в учредительные документы и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе Фонда, свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Фонда.

Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 13 июля 2017 года постановлено: «Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Фонду «Целевого капитала для развития КузГТУ» о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить. Ликвидировать Фонд «Целевого капитала для развития КузГТУ» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц».

В апелляционной жалобе Фонд «Целевого капитала для развития КузГТУ» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Указывают, что судом необоснованно сделан вывод о том, что административным ответчиком до настоящего времени не представлены сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», что, в свою очередь, свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Фонда, поскольку согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона. Нарушения в совокупности должны быть существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, указывают, что 11.08.2015 директором Фонда был назначен ФИО1, однако, после своего назначения ФИО1 по невыясненным причинам самоустранился от должности и не выполнял предписанные действующим законодательством обязанности, предусмотренные для некоммерческих организаций. В частности, в нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» им не были представлены в установленный срок отчеты о деятельности Фонда по предусмотренной форме. В силу сложившихся обстоятельств Правление Фонда Целевого капитала для развития КузГТУ было вынуждено досрочно прекратить полномочия и освободить от должности директора Фонда ФИО1 и назначить с 13.07.2017 директором Фонда ФИО2, что подтверждается протоколом заседания правления Фонда от 12.07.2017. 18.07.2017 ФИО2 обратился в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области с заявлением для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Фонда было отказано по формальным основаниям, о чем в адрес заявителя было направлено уведомление от 02.08.17. ФИО2 с учетом указанных в уведомлении замечаний повторно обратился в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области с аналогичным заявлением.

На апелляционную жалобу Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области принесены возражения (л.д. 82-85).

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что недостатки, указанные административным истцом устранены.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ФИО4 в удовлетворении жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Фонд «Целевого капитала для развития КузГТУ» зарегистрирован Управлением ФНС по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 12.03.2012 № 207. Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19.03.2012 (л.д. 15-16).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в адрес Фонда «Целевого капитала для развития КузГТУ» 26.04.2016 почтовой связью по адресу: ул. Институтская, 1 оф. 443, г. Кемерово направлялось предупреждение № 42/03-2409 о том, что в нарушение пунктов 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов регулирующих деятельность некоммерческих организации» срок (до 15 апреля 2016 года) не представлена отчетность (сообщение о продолжении деятельности или отчеты по формам № ОН0001 и № ОН0002) за 2015 год, путем ее размещения на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций. Непредставление отчетности за 2015 год указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредставлении в установленный срок – до 15.04.2016 отчетности Фондом развития КузГТУ за 2015 год, представление которой предусмотрено п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (л.д. 20-21). Письмо было возвращено в адрес Минюста по истечении срока хранения (л.д. 22).

02.11.2016 в адрес Фонда развития КузГТУ Управлением Минюста РФ по Кемеровской области по адресу: ул. Институтская, 1 оф. 443, г. Кемерово был направлен протокол об административном правонарушении (л.д. 25). Письмо было возвращено в адрес отправителя по истечении срока хранения (л.д. 26).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в адрес Фонда «Целевого капитала для развития КузГТУ» 09.11.2016 почтовой связью направлялось предупреждение № 42/03-6859 о том, что в нарушение пунктов 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов регулирующих деятельность некоммерческих организации» срок (до 15 апреля 2016 года) не представлена отчетность (сообщение о продолжении деятельности или отчеты по формам № ОН0001 и № ОН0002) за 2015 год, путем ее размещения на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (л.д. 23). Письмо было возвращено по истечении срока хранения (л.д. 24).

03.03.2017 в адрес Фонда разбития КузГТУ Управлением Минюста РФ по Кемеровской области по адресу: ул. Институтская, 1 оф. 443, г. Кемерово был направлен протокол об административном правонарушении (л.д. 27). Письмо было возвращено также по истечении срока хранения (л.д. 28).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, указав, что Фондом развития КузГТУ неоднократно нарушены требования ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В нарушение п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отчетные документы Фонда за 2015-2016 годы в установленный срок и до настоящего времени в Управление не представлены. В нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанная обязанность по размещению в информационно - телекоммуникационной сети Интернет отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности в порядке, предусмотренном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 за 2015-2016 годы Фондом не исполнена.

Выводы суда судебная коллегия полагает правильными, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения, поскольку не опровергают правильности его выводов и не свидетельствуют о незаконности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы № ОН0001 и № ОН0002, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 3.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что непредставление отчетных документов, документов для внесения изменений в учредительные документы и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе Фонда, свидетельствует о нарушении требований законодательства в деятельности фонда. Фонд, являясь юридическим лицом, несет риск последствий неполучения корреспонденции, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Согласно сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 04.10.2017 адрес (место нахождения) Фонда: ул. Институтская, 1 оф. 443, <...>.

Кроме того, пунктом 1.18 Устава определено, что место нахождения Фонда: ул. Институтская, 1 оф. 443, <...>.

Однако направляемые Министерством юстиции Российской Федерации по Кемеровской области по данному адресу документы не были получены административным ответчиком и возвращены с отметкой почтового отделения связи «истек срок хранения».

Принимая во внимание, что Фондом неоднократно были нарушены требования Федерального закона «О некоммерческих организациях», а именно: непредставление обновленных сведений об адресе Фонда и документов для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц, а также непредставление отчетных документов за 2015-2016 годы и не размещение отчетных документов Фонда в сети Интернет за 2015-2016 годы, выводы суда о наличии оснований для принятия решения о ликвидации Фонда развития КузГТУ на основании обращения уполномоченного органа с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации являются правильными.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящий момент недостатки устранены, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку указанные обстоятельства, имевшие место после рассмотрения дела по существу не свидетельствуют о незаконности решения суда и не могут являться основанием для его отмены.

Не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права доводы апелляционной жалобы о том, что после назначения директор Фонда по невыясненным причинам самоустранился от должности и не выполнял предписанные действующим законодательством обязанности, предусмотренные для некоммерческих организаций, поскольку указанное также свидетельствует о том, что не осуществлялась деятельность иных органов Фонда: правления и попечительского совета.

Не являются основанием для отмены решения суда доводы о том, что Фонд развития КузГТУ имеет не исполненные обязательства, поскольку указанное не свидетельствует об отсутствии оснований для принятия решения о ликвидации в судебном порядке в связи с установленными нарушениями в деятельности фонда.

Доводы апелляционной жалобы и представителя о том, что деятельность Фонда развития КузГТУ фактически не прекращалась и имеются намерения ее продолжения не являются основанием для отмены решения суда, поскольку указанные доводы не соответствуют представленным материалам дела, в том числе представленными в суд апелляционной инстанции «нулевыми» отчетами Фонда за 2015 и 2016 годы, пояснениями представителя о том, что обязательство, требования по которому находятся на исполнении на основании судебного акта арбитражного суда возникло в 2012 году.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: