ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-106/2017 от 24.01.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Корнюшенков Г.В. Дело № 33а-106/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2017 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.

судей Кулешовой Е.А., Струковой А.А.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу Цховребовой В.А. и Бигуни Л.В. на определение судьи Калининградского областного суда от 12 декабря 2016 года, которым отказано в принятии административного искового заявления Цховребовой В.А., Бигуни Л.В., Чирцовой И.А. об оспаривании пункта 3 и таблицы 2 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 28 марта 2014 года № 184 и признании утратившими силу постановления Правительства Калининградской области от 20 октября 2014 года № 716 и подпункта 4 пункта 1 постановления Правительства Калининградской области от 29 сентября 2015 года № 556».

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., исследовав имеющиеся материалы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:


Постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2014 года № 184 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на территории Калининградской области" утверждены определенные расчетным методом и введены в действие с 1 июля 2014 года:

1) нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных, жилых домов и общежитий на территории Калининградской области согласно приложению № 1;

2) нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных, жилых домах и общежитиях на территории Калининградской области согласно приложению № 2;

3) нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельных участков и надворных построек на территории Калининградской области согласно приложению № 3;

4) нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании на водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных на территории Калининградской области согласно приложению № 4.

В дальнейшем в это постановление неоднократно были внесены изменения, в том числе постановлением
Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260, которым приложение № 1 изложено в новой редакции согласно приложению.

Приложением утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях на территории Калининградской области при отсутствии приборов учета тепловой энергии, а именно:

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях, Гкал/кв. м в календарный месяц отопительного периода нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях на территории Калининградской области при отсутствии приборов учета тепловой энергии (таблица 1);

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях с учетом повышающего коэффициента (1,2) с 1 октября по 31 декабря 2015 года, Гкал/кв. м в календарный месяц отопительного периода (таблица 2);

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях с учетом повышающего коэффициента (1,5) с 1 октября по 31 декабря 2016 года, Гкал/кв. м в календарный месяц отопительного периода (таблица 3);

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях с учетом повышающего коэффициента (1,6) с 1 января 2017 года, Гкал/кв. м в календарный месяц отопительного периода (таблица 4).

Согласно п. 3 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260 оно вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Цховребова В.А., Бигуни Л.В. и Чирцова И.А. подали в Калининградский областной суд 9 декабря 2016 года административное исковое заявление об оспаривании пункта 3 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260 и таблицы 2 «Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях с учетом повышающего коэффициента (1,2) с 1 октября по 31 декабря 2015 года, Гкал/кв. м в календарный месяц отопительного периода», ссылаясь на незаконное придание обратной силы нормативному правовому акту в оспариваемой части.

Судьей вынесено определение, изложенное выше.

В частной жалобе Цховребова В.А. и Бигуни Л.В. просят определение отменить, ссылаясь на то, что пункт 3 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260 не отменен и является действующим. Также указывают, что в Приложении к этому постановлению имеется указание на то, что продолжительность отопительного периода определена как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде, в связи с чем муниципальным предприятием «Калининградтеплосеть» произведен административным истцам расчет платы за тепловую энергию за полные месяцы апреля и октября 2016 года по установленным нормативам, в том числе за период времени, когда соответствующая услуга не оказывалась.

Обсудив доводы частной, проверив имеющиеся материалы, судебная коллегия находит определение подлежащим оставлению без изменения.

На основании ч. 1 ст. 210 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим, в частности, в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили своё действие.

Как следует из имеющихся материалов, таблица 2 «Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях с учетом повышающего коэффициента (1,2) с 1 октября по 31 декабря 2015 года, Гкал/кв. м в календарный месяц отопительного периода» в приложении к постановлению Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260, отменена постановлением Правительства Калининградской области от 23 августа 2016 года № 399 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 28 марта 2014 года № 184 и признании утратившими силу постановления Правительства Калининградской области от 29 сентября 2015 года № 556, а также подпункта 2 пункта 1 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260».

Постановление Правительства Калининградской области от 23 августа 2016 года № 399 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 августа 2016 года и в соответствии с его пунктом 3 вступило в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Кроме того, таблица 2, утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260, утратила свою силу и по тем основаниям, что истек временной период (с 1 октября по 31 декабря 2015 года), в течение которого соответствующие нормативы подлежали применению.

В этой связи таблица 2, утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260, не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 21 КАС РФ.

Что касается требования административных истцов об оспаривании пункта 3 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260, то судебная коллегия учитывает разъяснения, приведенные в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «о практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о том, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В пункте 3 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260 о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, самостоятельная правовая норма отсутствует.

Указание о порядке применения (придание обратной силы) утвержденных этим постановлением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению само по себе не имеет нормотворческого значения.

Поскольку оспариваемые административными истцами материальные нормы утратили силу, пункт 3 названного постановления сам по себе не нарушает законных прав и интересов истцов и не подлежит самостоятельной проверке в порядке главы 21 КАС РФ.

В этой связи коллегия полагает соответствующим п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ определение судьи в части отказа в принятии административного искового заявления об оспаривании пункта 3 постановления Правительства Калининградской области от 23 мая 2016 года № 260.

Ссылки административных истцов на неправомерное взимание платы за отопление в период, когда соответствующая услуга не оказывалась, на основании оспариваемого правового акта, не влечет отмену правильного по существу определения судьи об отказе в принятии настоящего административного искового заявления, а могут подлежать проверке в порядке искового производства при обращении за защитой субъективного права граждан, которые вправе поставить вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Руководствуясь ст.ст. 316, 317 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение судьи Калининградского областного суда от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: