ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1070/2018 от 11.04.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Арзуманова Т.А. 11 апреля 2018 года Дело № 33а-1070/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего – Алещенковой И.А.,

судей – Павловой Е.Б., Макаровой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 11 апреля 2018 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 марта 2018 года об оставлении административного искового заявления без движения,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об оспаривании бездействия, выразившегося в не удалении из банка данных исполнительных производств в электронном виде 19 исполнительных производств о взыскании с него задолженности.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что решением Арбитражного суда Новгородской области от 26 апреля 2017 года, принятым по делу № А44-1781/2017, он признан банкротом, а Определением того же суда от 19 октября 2017 года завершена реализация его имущества и требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, в том числе требования кредиторов, не заявленные при введении реализации имущества гражданина, суд посчитал погашенными. В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ) все исполнительные производства, возбужденные в отношении него, должны быть окончены. Между тем, в сети «Интернет» на официальном сайте службы судебных приставов размещен банк данных исполнительных производств в электронном виде, в котором имеется информация о 19-ти исполнительных производствах о наличии у него задолженности. Такое бездействие административного ответчика, связанное с распространением не соответствующей действительности информации, нарушает его права, свободы и законные интересы.

Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 марта 2018 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без движения, ФИО1 предложено в срок до 06 апреля 2018 года устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела, а именно: указать дату и место рождения административного истца, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца; указать в качестве второго административного ответчика - должностное лицо, чье действие (бездействие) обжалуется (фамилию, имя, отчество судебного пристава- исполнителя, наименование должности, адрес места нахождения структурного подразделения); указать в качестве заинтересованных лиц взыскателей по указанным в административном иске исполнительным производствам (их фамилии, имена, отчества/наименование, адрес места жительства/места нахождения); указать сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются бездействием административного ответчика; указать нормативные правовые акты, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое действие (бездействие); указать сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась; указать сведения о том, в чем заключается оспариваемое действие (бездействие), в том числе указать, были ли вынесены судебным приставом-исполнителем постановления об окончании 19-ти исполнительных производств в соответствии с частью 4 статьи 69.1 Федерального закона № 229-ФЗ; относятся либо не относятся взыскиваемые по этим исполнительным производствам денежные суммы к требованиям кредиторов, предусмотренным пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2007 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; выдавались ли по этим требованиям исполнительные листы Арбитражным судом Новгородской области в порядке, установленном названным Федеральным законом, либо не выдавались; приложить сведения из базы данных исполнительных производств (скриншот с сайта ФССП), копии постановлений о возбуждении исполнительных производств, указанных в административном иске, а также копии постановлений об окончании этих исполнительных производств; приложить документы, подтверждающие тот факт, что требования по указанным в административном иске исполнительным производствам были заявлены при введении реструктуризации долгов административного истца или реализации его имущества; приложить копии административного иска для второго ответчика и заинтересованных лиц, а также копии документов для них.

30 марта 2018 года ФИО1 в суд представлено заявление, в котором во исполнение указаний судьи изложены сведения о дате и месте его рождения, номере его телефона, а также о том, что жалоба в порядке подчиненности на момент подачи иска по предмету иска не подавалась, оспариваемое бездействие заключается в не удалении из банка данных исполнительных производств в электронном виде 19 исполнительных производств, которые по закону в связи с решением суда о его банкротстве должны быть окончены, не удаление из банка данных исполнительных производств в электронном виде этих исполнительных производств вводит в заблуждение третьих лиц при ведении им различного вида деятельности, связанной с его работой и бытом, чем и нарушаются его законные интересы, оспариваемое бездействие надлежит проверить на соответствие статьям 6.1 и 47 Федерального закона № 229-ФЗ.

С определением судьи от 26 марта 2018 года в остальной части указаний ФИО1 не согласился, в частной жалобе ставит вопрос об отмене в этой части определения, ссылаясь на допущенные судьей нормы процессуального права.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения административного истца, без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308, частью 1 статьи 315 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 3 статьи 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Согласно части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 2, 8 и 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса (пункт 1); орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие) (пункт 2); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) (пункт 4); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием) (пункт 6); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие) (пункт 7); сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении (пункт 9).

Частью 2 статьи 125 КАС РФ предусмотрено, что в административном исковом заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца (пункт 2); сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (пункт 4); сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась (пункт 7).

Оставляя административное исковое заявление ФИО1 без движения и предлагая ему устранить недостатки административного искового заявления и приложенных к нему документов путем указания даты и места рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, сведений о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются бездействием административного ответчика, нормативных правовых актов, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое бездействие, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, сведений о том, в чем заключается оспариваемое бездействие, судья районного суда обоснованно исходил из того, что административное исковое заявление таких сведений не содержит.

В силу части 1 статьи 126, части 3 статьи 220 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Согласно статье 6.1 Федерального закона № 229-ФЗ федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных) (часть 1).

Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: 1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; 3) дата возбуждения исполнительного производства; 4) номер исполнительного производства; 5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес); 6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет» и данных о взыскателе; 6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; 7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; 8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения); 9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона (часть 3).

Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства (часть 4).

Поскольку, как следует из содержания административного искового заявления, предусмотренные частью 3 статьи 6.1 указанного выше Федерального закона сведения, которые являются общедоступными, и которые, по мнению ФИО1, подтверждают факт нарушения его прав, свобод и законных интересов, им в административном исковом заявлении не были указаны и такая информация к административному исковому заявлению не приложена, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что судья районного суда, вопреки доводам частной жалобы, обоснованно указал в обжалуемом определении на необходимость представления административным истцом сведений из базы данных исполнительных производств (скриншота с сайта ФССП).

При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 и приложенные к нему документы не соответствуют вышеприведенным требованиям закона, в связи с чем, руководствуясь положениями части 1 статьи 130 КАС РФ, правомерно оставил административное исковое заявление без движения.

Таким образом, обжалуемое определение является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены и удовлетворения частной жалобы судебная коллегия не установила.

Между тем, судебная коллегия полагает, что из обжалуемого определения подлежат исключению указания на необходимость указания ФИО1 в административном исковом заявлении в качестве второго административного ответчика - должностного лица, чье действие (бездействие) обжалуется (фамилии, имени, отчества судебного пристава- исполнителя, наименования должности, адреса места нахождения структурного подразделения), в качестве заинтересованных лиц - взыскателей по вышеперечисленным в административном иске исполнительным производствам (их фамилий, имен, отчеств/наименования, адреса места жительства/места нахождения), сведений о том, были ли вынесены судебным приставом-исполнителем постановления об окончании 19-ти исполнительных производств в соответствии с частью 4 статьи 69.1 Федерального закона № 229-ФЗ, сведений о том, относятся либо не относятся взыскиваемые по этим исполнительным производствам денежные суммы к требованиям кредиторов, предусмотренным пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2007 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», сведений о том, выдавались ли по этим требованиям исполнительные листы Арбитражным судом Новгородской области в порядке, установленном названным Федеральным законом, либо не выдавались, и приложения к административному исковому заявлению копий постановлений о возбуждении исполнительных производств, указанных в административном иске, копий постановлений об окончании этих исполнительных производств, документов, подтверждающих тот факт, что требования по указанным в административном иске исполнительным производствам были заявлены при введении реструктуризации долгов административного истца или реализации его имущества, копий административного иска для второго ответчика и заинтересованных лиц, а также копий документов для них, по следующим основаниям.

Как следует из содержания административного искового заявления, ФИО1 какое-либо бездействие судебного пристава-исполнителя, допущенное при исполнении требований исполнительных документов в рамках каждого из названных исполнительных производств, не оспаривается, в связи с чем указывать в административном исковом заявлении в качестве второго административного ответчика - должностное лицо, чье действие (бездействие) оспаривается (фамилию, имя, отчество судебного пристава-исполнителя, наименование должности, адрес места нахождения структурного подразделения), в качестве заинтересованных лиц - взыскателей по вышеперечисленным в административном иске исполнительным производствам (их фамилии, имена, отчества/наименование, адрес места жительства/места нахождения), а также прилагать копии административного иска и документов для второго ответчика и заинтересованных лиц при обращении административного истца в суд закон не обязывает.

Обязывая административного истца указать в административном исковом заявления сведения о том, были ли вынесены судебным приставом-исполнителем постановления об окончании 19-ти исполнительных производств в соответствии с частью 4 статьи 69.1 Федерального закона № 229-ФЗ, сведения о том, относятся либо не относятся взыскиваемые по этим исполнительным производствам денежные суммы к требованиям кредиторов, предусмотренным пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2007 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», сведения о том, выдавались ли по этим требованиям исполнительные листы Арбитражным судом Новгородской области в порядке, установленном названным Федеральным законом, либо не выдавались, и приложить к административному исковому заявлению копии постановлений о возбуждении исполнительных производств, указанных в административном иске, копий постановлений об окончании этих исполнительных производств, документов, подтверждающих тот факт, что требования по указанным в административном иске исполнительным производствам были заявлены при введении реструктуризации долгов административного истца или реализации его имущества, судья не учел, что уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также представление сторонами необходимых доказательств в соответствии со статьями 132-135 КАС РФ являются задачами подготовки дела к судебному разбирательству и не относятся к вопросам, разрешаемым на стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 марта 2018 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Исключить из определения судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 марта 2018 года указания на необходимость указания в административном исковом заявлении в качестве второго административного ответчика - должностного лица, чье действие (бездействие) обжалуется (фамилии, имени, отчества судебного пристава- исполнителя, наименования должности, адреса места нахождения структурного подразделения), в качестве заинтересованных лиц - взыскателей по вышеперечисленным в административном иске исполнительным производствам (их фамилий, имен, отчеств/наименования, адреса места жительства/места нахождения), сведений о том, были ли вынесены судебным приставом-исполнителем постановления об окончании 19-ти исполнительных производств в соответствии с частью 4 статьи 69.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», сведений о том, относятся либо не относятся взыскиваемые по этим исполнительным производствам денежные суммы к требованиям кредиторов, предусмотренным пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2007 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выдавались ли по этим требованиям исполнительные листы Арбитражным судом Новгородской области в порядке, установленном названным Федеральным законом, либо не выдавались, и приложения к административному исковому заявлению копий постановлений о возбуждении исполнительных производств, указанных в административном иске, копий постановлений об окончании этих исполнительных производств, документов, подтверждающих тот факт, что требования по указанным в административном иске исполнительным производствам были заявлены при введении реструктуризации долгов административного истца или реализации его имущества, копий административного иска для второго ответчика и заинтересованных лиц, а также копий документов для них.

Председательствующий: И.А. Алещенкова

Судьи: Е.Б. Павлова

Л.В. Макарова