ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10743/20 от 05.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-40/2021

(33а-10743/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куртумеровой Л.И. к Министерству финансов Республики Крым, заинтересованные лица – Совет Министров Республики Крым, Управление федерального казначейства по Республике Крым, Управление судебного департамента по Республике Крым, МВД по Республике Крым, Управление МВД РФ по г. Ялте, о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе Куртумеровой Л.И. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения представителя административного истца Лесового А.В., представителей заинтересованных лиц Мироненко Н.А., Дергачевой Н.В., Безнос И.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым,

установила:

Куртумерова Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства финансов Республики Крым по исполнению постановления старшего следователя отделения по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой Отделом полиции №1 «Алупкинский» Следственного отдела УМВД России по г. Ялта от 25 июля 2018 года о прекращении в отношении ФИО1 уголовного дела №2015007007, отменой в отношении ФИО1 меры пресечения в виде залога, и возвращению правопреемнику - наследнику залогодателя ФИО15 – Куртумеровой Л.И. суммы залога, внесенного ФИО15 по уголовному делу №2015007007, в связи с прекращением уголовного дела и отменой меры пресечения в виде залога.

Требования мотивирует тем, что ответчиком не принимаются меры в течение продолжительного времени для исполнения требований федерального законодательства - пункта 10 статьи 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 части 2 статьи 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о возвращении залогодателю денежного залога в связи с прекращением уголовного дела и отменой следователем МВД меры пресечения в виде залога.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Куртумеровой Л.И.

Куртумерова Л.И., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2020 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела, поскольку основанием требований истца являются нормы федерального законодательства - пункт 10 статьи 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 8 части 2 статьи 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми залогодателю в уголовном производстве должен быть возвращен залог в связи с прекращением уголовного дела и отменой следователем МВД меры пресечения в виде залога. При этом указанные нормы не ограничивают период времени, в течение которого залог должен быть возвращен залогодателю.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем МВД по Республике Крым Чернышевой Н.И. и представителем Совета Министров Республики Крым Мироненко Н.А. поданы отзыв и возражения об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2020 года.

В судебном заседании представитель административного истца Лесовой А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представители заинтересованных лиц: Совета Министров Республики Крым Мироненко Н.А., МВД по Республике Крым, Управления МВД РФ по г. Ялте Дергачева Н.В., Управления федерального казначейства по Республике Крым Безнос И.С. просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав пояснения представителя административного истца и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в производстве следственного отдела УМВД России по г. Ялта до 25 июля 2018 года находилось уголовное дело №2015007007 по обвинению ФИО1, ФИО10, ФИО11 в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

В рамках данного уголовного дела 23 июля 2013 года ФИО18 на депозитный счет Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в АР Крым был внесен платеж в размере 600000,00 гривен, с назначением платежа «залог за ФИО1».

Залогодатель по делу в отношении ФИО1 - ФИО19 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Административный истец Куртумерова Л.И. после ее смерти в установленном порядке приняла наследство по завещанию.

Постановлением старшего инспектора СО Симферопольского ГУ ГУМВД Украины в АР Крым от 24 июля 2013 года ФИО1 был освобожден из изолятора временного содержания.

Постановлением старшего следователя отделения по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой Отделом полиции №1 «Алупкинский» Следственного отдела УМВД России по г. Ялта от 25 июля 2018 года уголовное дело № 2015007007 в отношении ФИО1 и ФИО12 по признакам преступления, предусмотренного части 3 статьи 33, части 2 статьи 35, части 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, а также отменена мера пресечения в виде залога, избранная по уголовному делу №2015007007 в отношении ФИО1 и ФИО12

Обращаясь в суд, административный истец указывает, что Министерство финансов Республики Крым в течение длительного времени не принимает мер для возвращения ей, как правопреемнику залогодателя ФИО15, ранее уплаченной сумму залога, в связи с прекращением уголовного дела и отменой меры пресечения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности бездействия со стороны Министерства финансов Республики Крым при решении вопроса о возврате залоговой суммы, внесенной 23 июля 2013 года на депозитный счет Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в АР Крым.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с положениями статьи 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений, а также действий, препятствующих производству по уголовному делу. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу (часть 1).

Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело. О принятии залога судом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляется протокол, копия которого вручается залогодателю (часть 5).

В случае нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса (часть 9).

В остальных случаях суд при постановлении приговора или вынесении определения либо постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела (часть 10).

Таким образом, орган, в производстве которого находится уголовное дело, решает вопрос о возвращении залога залогодателю, если в ходе предварительного расследования либо судебного разбирательства мера пресечения в виде залога отменяется или изменяется по основаниям, не связанным с нарушением подозреваемым либо обвиняемым принятых в связи с избранием залога обязательств.

Частью 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года установлено, что Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно положениям статьи 81 Конституции Республики Крым, исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым. Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 143 утверждены Положения о Министерстве финансов Республики Крым.

Пунктом 1.2 вышеназванного Положения Министерство финансов Республики Крым обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Крым. В указанных сферах деятельности Министерство координирует деятельность других исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в случаях, предусмотренных законодательством.

Министерство составляет и организует исполнение бюджета Республики Крым, осуществляет прогнозирование и свод консолидированного бюджета Республики Крым, устанавливает порядок составления бюджетной отчётности, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1.3 Положения от 27 июня 2014 года № 143).

Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 17 июля 2014 года № 35-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Крым» установлено, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации Государственный Совет Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в Республике Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 августа 2015 № 478 (с учётом внесённых в него Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 мая 2018 года № 232 изменений), в соответствии со статьёй 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 84 Конституции Республики Крым, статьёй 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Законом Республики Крым от 22 декабря 2017 года № 447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утверждён Порядок расходования средств бюджета Республики Крым по выполнению судебных решений о возврате залоговых сумм, внесённых на депозитные счета Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым и Апелляционного суда Автономной Республики Крым до 18 марта 2014 года, решения судов о возврате которых вступили в законную силу (далее – Порядок № 478).

Как следует из пояснительной записки к проекту названного постановления, данный проект был разработан в целях проведения компенсационных выплат за счёт средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым, физическим лицам, внёсших залоговые суммы в обеспечение исковых требований до 18 марта 2014 года и впоследствии заблокированных Главным управлением Государственной казначейской службы Украины в Автономной Республики Крым на депозитные счета: Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым; Апелляционного суда Автономной Республики Крым. Проект постановления был подготовлен в связи с необходимостью осуществления возврата денежных средств в 2018 году физическим лицам, имеющих право на получение денежных средств и обратившихся в Министерство финансов Республики Крым.

Исходя из пункта 1.3 Порядка № 478 возврат залоговых сумм осуществляется Министерством финансов Республики Крым в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год.

Как установлено из пункта 1.2 Порядка № 478 возврату подлежат залоговые суммы, внесённые заявителями на депозитные счета Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым и Апелляционного суда Автономной Республики Крым до 18 марта 2014 года, решения судов о возврате которых вступили в законную силу.

Согласно пункту 1.4 Порядка № 478 право заявителей на возврат залоговых сумм, внесённых до 18 марта 2014 года на депозитные счета Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым и Апелляционного суда Автономной Республики Крым, сохраняется до 1 января 2019 года, после указанной даты возврат залоговых сумм прекращается.

В пункте 2.1 Порядка № 478 содержится исчерпывающий перечень документов для проведения возврата залоговой суммы, в соответствии с чем заявитель предоставляет в Министерство финансов Республики Крым:

- копию паспорта с предъявлением его оригинала для подтверждения личности заявителя при подаче заявления;

- заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку;

- надлежаще заверенную копию решения (определения, постановления) суда, которым предусмотрен возврат залоговых сумм, внесённых до 18 марта 2014 года, с отметкой о вступлении в силу данного решения (определения, постановления), с указанием суммы возврата денежных средств в валюте Российской Федерации;

- оригинал (заверенную в установленном порядке копию) платёжного документа, подтверждающего внесение залоговых сумм на депозитный (расчётный) счёт Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым и Апелляционного суда Автономной Республики Крым до 18 марта 2014 года, или справку, подтверждающую внесение вышеуказанной суммы, выданную судами Республики Крым или Управлением Судебного департамента в Республике Крым и Верховным судом Республики Крым.

Министерство финансов Республики Крым принимает и регистрирует заявления с приложенными к ним документами в соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 настоящего Порядка в день их поступления и осуществляет проверку предоставленных документов, и в течение 10 рабочих дней с даты регистрации документов рассматривает заявление с приложенными к нему документами и принимает решение о проведении возврата денежных средств (пункты 2.2, 2.3 Порядка № 478). При предоставлении пакета документов, предусмотренного пунктом 2.1, Министерство в течение 7 рабочих дней с даты их рассмотрения в соответствии с пунктом 2.3 производит возврат денежных средств заявителю путём безналичного перечисления денежных средств на реквизиты, указанные в заявлении заявителя (пункт 2.4 Порядка № 478).

На основании пункта 2.5 Порядка № 478 в случае непредоставления полного пакета документов Министерство финансов Республики Крым в течение 7 рабочих дней с даты их рассмотрения возвращает пакет документов заявителю с обязательным указанием причин возврата.

Из материалов дела следует, что 14 февраля 2020 года Куртумеровой Л.И. подано обращение в адрес Главы Республики Крым, зарегистрированное под №К-8/4060/7, с просьбой принять ее на личном приеме по следующим вопросам: возврата денежных средств в размере 600 000 гривен, внесённых ее мамой ФИО15 за ФИО1 в качестве залога в рамках уголовного дела, продления срока, установленного Порядком № 478, для возврата залоговых сумм; разрешения в данном порядке вопроса о возврате залоговых сумм, не только по решению суда, а и по решению следственных органов.

В ответе от 28 февраля 2020 года №К-21/75/2/18-29 заместитель Министра финансов Республики Крым уведомил Куртумерову Л.И. о том, что с целью разрешения возникшей ситуации, Министерством направлен запрос в адрес Министерства финансов Российской Федерации.

Ответом от 31 марта 2020 года №К-21/75/2/18-29 заместитель министра финансов Республики Крым сообщил Куртумеровой Л.И., что в адрес Министерства финансов Российской Федерации на согласование направлен проект нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в Порядок, в части возможности предоставления решения (постановления) следственного органа как документа, являющегося основанием для осуществления выплат заявителям. В данный момент Советом министров Республики Крым совместно с Министерством финансов Российской Федерации прорабатывается вопрос о целесообразности продления срока действия Порядка.

Согласно ответам от 10 апреля 2020 года №С-8/74/2/18-29, от 28 апреля 2020 года №К-21/75/2/18-29 Министерством финансов Республики Крым сообщено, что обращение Куртумеровой Л.И. взято на дополнительный контроль. Разъяснено, что срок, установленный Порядком № 478 для возврата залоговых сумм, истёк, о том, какой перечень документов предусмотрен Порядком № 478 в качестве основания для возврата залоговой суммы. Кроме того, с целью сглаживания социальных настроений инициирован вопрос о внесении в Порядок № 478 изменений в части возможности возврата залоговых сумм на основании решений (постановлений) следственных органов, а также продления срока подачи заявителями документов для рассмотрения в соответствии с Порядком № 478 вопроса о возврате залоговых сумм, внесённых на депозитные счета Территориального управления Государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым и Апелляционного суда Автономной Республики Крым до 18 марта 2014 года.

Доказательств подачи в Министерство финансов Республики Крым до 1 января 2019 года с соблюдением требований Порядка № 478 заявления о возврате залоговой суммы Куртумеровой Л.И. суду не представлено.

Таким образом, учитывая установленные по административному делу фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии со стороны административного ответчика незаконного бездействия по исполнению постановления следователя о прекращении уголовного дела № 2015007007 в отношении ФИО1 и отмены меры пресечения в виде залога.

Кроме того, судебная коллегия критически относится к представленному административным истцом в материалы дела постановлению старшего следователя отделения по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой Отделом полиции № 1 «Алупкинский» СО УМВД России по г. Ялта от 25 июля 2018 года о прекращении уголовного дела № 2015007007 в отношении ФИО1 и ФИО12 и отмены меры пресечения в виде залога, ссылаясь на которое Куртумеровой Л.И. обращалась в Совет Министров Республики Крым с заявлением о решении вопроса по возврату залоговой суммы, поскольку не соответствует истребованной судебной коллегией из материалов уголовного дела № 2015007007 копии постановления от 25 июля 2018 года, согласно которой в резолютивной его части вопрос о возврате залога следователем не разрешался.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведённой судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куртумеровой Л.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: З.И. Курапова

Судья: Н.В. Кучеренко