ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10795/2021 от 10.08.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33а-10795/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2021 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Федина К.А.,

судей Коряковой Н.С., Рудакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панфиловой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-569/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области к Дунаеву Сергею Михайловичу о взыскании задолженности по налогам и пеней

по апелляционной жалобе административного ответчика Дунаева Сергея Михайловича на решение Первоуральского городского суда Свердловской области
от 11 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Рудакова М.С., судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 30 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дунаеву С.М., предъявив требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2018 год в общей сумме
34556 руб. 42 коп.

В обоснование заявленных требований инспекция ссылалась на то, что
Дунаев С.М. в указанный налоговый период являлся собственником транспортного средства, жилых помещений и земельных участков, в связи с чем был обязан уплатить транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог, однако указанную обязанность не исполнил. Налоговым органом было произведено начисление пеней, в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налогов, пеней, неисполнение которого послужило основанием для обращения инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены вынесенного судебного приказа – с административным иском.

Решением Первоуральского городского суда от 11 марта 2021 года административное исковое заявление инспекции было полностью удовлетворено путем взыскания с Дунаева С.М. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 30355 руб., пени по транспортному налогу в размере 36 руб. 43 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2637 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 руб. 16 коп., недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 2637 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в размере 1 руб. 83 коп.
Тем же судебным актом с Дунаева С.М. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1236 руб. 69 коп.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не было учтено принудительное списание задолженности с банковского счета Дунаева С.М.

На апелляционную жалобу Дунаева С.М. налоговым органом был направлен письменный отзыв, в котором инспекция, доказывая несостоятельность доводов административного ответчика, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

С учетом надлежащего извещения Дунаева С.М. и инспекции о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав и оценив в совокупности материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки его уплаты.

Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Пункт 1 статьи 358 НК РФ предусматривает то, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектами налогообложения признано следующее расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В 2018 году на территории городского округа Первоуральск налог на имущество физических лиц был установлен решением Первоуральской городской Думы
от 27 ноября 2014 года № 223.

Действовавшей с 2018 году статьей 402 НК РФ был регламентирован порядок определения налоговой базы в отношении объектов обложения налогом на имущество физических лиц.

Так, в силу абзаца первого пункта 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в редакции, действовавшей в спорный период).

Земельный налог на территории городского округа Первоуральск установлен и введен в действие решением Первоуральской городской Думы от 23 ноября 2017 года
№ 29.

Как следует из материалов административного дела и было установлено судом первой инстанции, в спорный налоговый период 2018 года Дунаеву С.М. на праве собственности принадлежали:

автомобиль BMW Х6, регистрационный знак <№>, имеющий мощность двигателя 306 лошадиных сил (далее – автомобиль);

1/2 доли в праве собственности на квартиру, имеющую кадастровый <№>, инвентаризационной стоимостью 454904 руб.;

жилой дом, имеющий кадастровый <№>, инвентаризационной стоимостью 116831 руб.;

жилой дом, имеющий кадастровый <№>, инвентаризационной стоимостью 632183 руб. (с 07 августа 2018 года);

земельный участок, имеющий кадастровый <№>, кадастровой стоимостью 114914 руб.;

земельный участок, имеющий кадастровый <№>, кадастровой стоимостью 942031 руб. (с 07 августа 2018 года).

В связи с принадлежностью Дунаеву С.М. указанного имущества налоговым органом было сформировано налоговое уведомление от 24 декабря 2019 года № 90340191 (далее – налоговое уведомление), в котором был рассчитаны подлежащие уплате
до 03 марта 2020 года:

транспортный налог за 2018 год, рассчитанный в отношении автомобиля в сумме 30355 руб. (произведение налоговой ставки, равной 99 руб. 20 коп. за 1 лошадиную силу,
и мощности автомобиля, равной 306 лошадиным силам);

налог на имущество физических лиц за 2018 год, рассчитанный в отношении принадлежащих Дунаеву С.М. квартиры и жилых домов в сумме 2637 руб., в том числе 1317 руб. – за жилой дом, имеющий кадастровый <№> (произведение инвентаризационной стоимости, равной 632183 руб., доли Дунаева С.М. в праве собственности на жилой дом, равной 1, налоговой ставки, равной 0,5 процента, количества месяцев владения жилым домом в 2018 году – 5/12), 448 руб. – за жилой дом, имеющий кадастровый <№> (произведение инвентаризационной стоимости, равной 116831 руб., доли Дунаева С.М. в праве собственности на жилой дом, равной 1, налоговой ставки, равной 0,5 процента и примененной за 5 месяцев 2018 года,
на протяжении которых Дунаеву С.М. принадлежал помимо прочего имущества жилой дом, имеющий кадастровый <№>, а за остальные 7 месяцев 2018 года – равной 0,3 процента), 872 руб. – за квартиру, имеющую кадастровый <№> (произведение инвентаризационной стоимости, равной 454904 руб., доли Дунаева С.М. в праве собственности на квартиру, равной 1/2, налоговой ставки, равной 0,5 процента и примененной за 5 месяцев 2018 года, на протяжении которых Дунаеву С.М. принадлежал помимо прочего имущества жилой дом, имеющий кадастровый <№>, а за остальные 7 месяцев 2018 года – равной 0,3 процента);

земельный налог за 2018 год, рассчитанный в отношении принадлежащих
Дунаеву С.М. земельных участков в сумме 1523 руб., в том числе 345 руб. – за земельный участок, имеющий кадастровый <№> (произведение кадастровой стоимости, равной 114914 руб., и налоговой ставки, равной 0,3 процента); 1 178 руб. –
за земельный участок, имеющий кадастровый <№> (произведение кадастровой стоимости, равной 942031 руб., и налоговой ставки, равной 0,3 процента).

Налоговое уведомление было передано Дунаеву С.М. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика 25 декабря 2019 года.

В связи с неуплатой рассчитанных в налоговом уведомлении налогов инспекцией по состоянию на 10 марта 2020 года было сформировано требование № 21137 (далее – требование) об уплате в срок до 13 апреля 2020 года следующей задолженности:
по транспортному налогу – недоимки в размере 30355 руб. и пени в размере
36 руб. 43 коп., по налогу на имущество физических лиц – недоимки в размере 2637 руб. и пени в размере 3 руб. 16 коп., по земельному налогу – недоимки в размере 1523 руб. и пени в размере 1 руб. 83 коп. При этом, как следует из приложения к требованию, пени были начислены на суммы недоимок по указанным налогам за период
с 04 марта 2020 года по 09 марта 2020 года с применением ставки рефинансирования Банка России, равной 6 процентам.

Требование было передано Дунаеву С.М. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика 15 марта 2020 года.

Поскольку требование было оставлено Дунаевым С.М. без исполнения, инспекция 14 июля 2020 года направила в судебный участок № 3 Первоуральского судебного района Свердловской области (далее – судебный участок) заявление о вынесении судебного приказа, в котором просила взыскать с Дунаева С.М. указанные в требовании налоговые платежи.

21 июля 2020 года по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка был вынесен судебный приказ № 2а-2346/2020 о взыскании с Дунаева С.М. налоговой задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в общей сумме 34556 руб. 42 коп. (далее – судебный приказ).

На основании поданного Дунаевым С.М. заявления определением мирового судьи судебного участка от 20 августа 2020 года судебный приказ был отменен.

В связи с этим 21 января 2021 года инспекцией было подано рассматриваемое в настоящем деле административное исковое заявление.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, проверив процедуру взыскания транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, включая соблюдение сроков направления налогового уведомления, требования об уплате налогов и пеней, сроков обращения с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным исковым заявлением, установленных положениями статей 48, 52, 70, 363, 397, 409 НК РФ, а также проверив расчет предъявленных к взысканию сумм, пришел к выводам о наличии у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате указанных налогов и пеней, начисленных за их несвоевременную уплату, а также о доказанности инспекцией соблюдения порядка взыскания налоговой задолженности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2018 год в заявленном инспекцией размере, равно как и о наличии оснований для взыскания с Дунаева С.М. задолженности по указанным налогам, поскольку такие выводы основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделаны по итогам полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах административного дела доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к приведенным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалованном административным ответчиком решении.

Доводы апелляционной жалобы Дунаева С.М. о принудительном списании задолженности с его банковского счета оценены судебной коллегией и с учетом представленных по запросу суда апелляционной инстанции дополнительных доказательств признаны несостоятельными, поскольку имевшее место
23 октября 2020 года списание 28210 руб. со счета <№>, открытого административному ответчику Банком ВТБ (ПАО), было осуществлено на основании постановления судебного пристава-исполнителя Первоуральского РОСП ГУФССП России по Свердловской области в рамках исполнительного производства от 23 августа 2020 года № 135235/20/66043-ИП, возбужденного в целях принудительного исполнения решения Первоуральского городского суда Свердловской области по делу № 2а-302/2020, которым с Дунаева С.М. были взысканы транспортный налог и пени за 2017 год, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование, тогда как состав требований инспекции, рассмотренных в рамках настоящего дела, был иным.

Поскольку апелляционная жалоба административного ответчика не содержит обоснованных доводов о допущенных в судебном акте нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ и являющихся основанием для отмены или изменения судебного акта, обжалованное решение суда первой инстанции признано судебной коллегией подлежащим оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области
от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Дунаева Сергея Михайловича – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий К.А. Федин

Судьи Н.С. Корякова

М.С. Рудаков