Судья Приказчикова Г.А. Дело №33а-603/2021 (№ 33а -10847/2020)
25RS0013-01-2020-002154-50
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 января 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Горпенюк О.В.
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Партизанского городского округа Приморского края об оспаривании постановления органа местного самоуправления о сроках отселения, бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по апелляционной жалобе административного истца на решение Партизанского городского суда Приморского края от 23 октября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Ткаченко В.О. отказано.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения административного истца Ткаченко В.О. и ее представителя Терефера А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ткаченко В.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации Партизанского городского округа о сроках отселения и бездействия администрации по принятию решений, связанных с обеспечением жилищных прав граждан ввиду признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование заявленных требований указала, что постановлением главы Партизанского городского округа от 17.08.2020 № 1062-па установлен до 31.12.2025 срок отселения Ткаченко В.О. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>. Административный истец считает, что установление столь длительного срока отселения существенно нарушает её права, не является разумным и объективно обоснованным. Сроки отселения создают угрозу жизни и здоровью, поскольку указанный многоквартирный дом, с учётом износа и его технического состояния, может обрушиться в любой момент. Просила признать неразумным и необоснованным срок ее отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>, установленный постановлением главы Партизанского городского округа №1062-па от 17.08.2020; признать незаконным и необоснованным постановление главы Партизанского городского округа №1062 от 17.08.2020«О сроках отселения гражданки Ткаченко В.О. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>» в части установления срока отселения доДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на административного ответчика принять решение о разумных сроках отселения гражданки ФИО1 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившегося в не направлении административному истцу требования о сносе жилого помещения,<адрес> признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме по адресу: <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность направить административному истцу требование о сносе жилого помещения,<адрес>, в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме по адресу:<адрес>; возложить на административного ответчика обязанность предоставить административному истцу благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное на территории <адрес> края, на период отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесённые судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд 300 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Ткаченко В.О., ее представителя, и представителя административного ответчика - администрации Партизанского городского округа.
В письменных возражениях администрация Партизанского городского округа исковые требования не признала, представитель ссылался на то, что многоквартирный жилой дом истца не включён в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском краена 2019-2025 годы». Учитывая, что на территории Партизанского городского округа действует муниципальная программа, согласно которой имеется утверждённый перечень домов, признанных аварийными до 01.01.2017, подлежащих расселению в первую очередь, то все дома, признанные аварийными после указанной даты подлежат расселению в порядке очерёдности в зависимости от времени признания их аварийными. Администрацией Партизанского городского округа принимались сроки отселения, исходя из степени готовности и возможности органов местного самоуправления при принятии мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Незамедлительный срок отселения действующим законодательством не предусмотрен. Ткаченко В.О. на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации Партизанского городского округа не состоит. Администрация Партизанского городского округа предоставляет жилые помещения гражданам, стоящим на учёте, как нуждающимся в жилом помещении, относящимся к категории «малоимущих граждан». Ткаченко В.О. таковой не является. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе Ткаченко В.О. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Судом установлено, что Ткаченко В.О. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 13.06.2019 №67 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы Партизанского городского округа от 17.08.2020 №1062- па установлен срок отселения гражданки Ткаченко В.О. до 31.12.2025.
Согласно перечню аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания) указанный многоквартирный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, обоснованно исходил из положений ст.ст. 14, 32, 85, 86 ЖК РФ, п. 42, 49, 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, принимал во внимание, что жилой дом не включен в региональную и муниципальную адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2019-2025 годы», и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия администрации Партизанского городского округа по установлению срока отселения из аварийного дома предприняты уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением порядка принятия. Установление органом местного самоуправления указанного в постановлении срока отселения не противоречит требованиям абз. 2 п. 49 Положения, и не нарушает права собственника жилого помещения в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что отселение лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является последним этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным.
В разумные сроки сноса аварийного дома включается период времени, необходимый для совершения действий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ.
С учетом того, что соглашение между истцами и ответчиком о предоставлении взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, другого жилого помещения и переселении достигнуто не было, обеспечение жилищных прав истцов возможно лишь путем выплаты им выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Принятие решения органом местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома, как правильно указано в решении суда первой инстанции, не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного требования, Ткаченко В.О. ссылается на неразумность и необоснованность срока ее отселения.
Однако установление разумного срока зависит от обстоятельств, связанных со сносом конкретного многоквартирного дома. Необходимо учитывать, что срок должен быть достаточным не только для принятия собственниками решения о самостоятельном сносе аварийного дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос N 3)).
Кроме того, несмотря на то, что спорный дом, где проживает истец, находится в аварийном состоянии, непригодном для проживания, у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, равнозначного занимаемому, поскольку такая обязанность у ответчика возникает, в случае, когда собственник жилого помещения признан малоимущим и состоит на учете как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения. Сведений о том, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем техническом состоянии дома не являются основанием для признания действий администрации незаконными. В случае невозможности проживания в указанном жилом помещении административный истец вправе обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду и предназначенному для временного проживания до момента расселения из спорного многоквартирного дома.
В силу пункта 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Отказывая в удовлетворении остальных требований истца, суд обоснованно исходил из того, что они являются производными от основных требований по оспариванию срока отселения.
Поскольку срок отселения из указанного многоквартирного жилого дома установлен до 31.12.2025, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении административных требований: о возложении обязанности на ответчика по направлению требования о сносе жилого помещения в разумный срок; о возложении обязанностей на ответчика о направлении в адрес истца требований о сносе жилого помещения в разумный срок, поскольку требование о сносе жилого помещения в разумный срок может быть направлено административному истцу в период времени до окончания срока расселения, доказательств необходимости направления такого требования в настоящее время суду не предоставлено.
Учитывая, что срок отселения в настоящее время не истек, на администрацию не может возлагаться обязанность совершить действия, связанные с процедурой выкупа земельного участка и жилых помещений расположенных в доме, признанном непригодным к проживанию.
При таких обстоятельствах ответчик не допустил действий и бездействия, нарушающих права, свободы и законные интересы истца, создающих препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, требующих судебного восстановления нарушенных прав.
В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установленные обстоятельства являются основанием для отказа истцу в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 23 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткаченко В.О. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи