ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1084/2021 от 10.02.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Саковский Е.В. Дело №33а-1084/2021

25RS0013-01-2020-001748-07

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 февраля 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Гуцалова И.В. и Судницыной С.П.

при секретаре Перебейносе М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, Ли Дмитрия Петровича к администрации Партизанского городского округа Приморского края об оспаривании постановления органа местного самоуправления о сроках отселения, бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Партизанского городского суда Приморского края от 5 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление Сметаниной Е.И., Ли Д.П. удовлетворено частично: признан неразумным срок отселения Сметаниной Е.И., Ли Д.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный постановлением администрации Партизанского городского округа от 15.07.2020 №993- па «О сроках отселения граждан ФИО1 и ФИО8 признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>». Признаны незаконными и необоснованными постановления администрации Партизанского городского округа от 03.02.2020 №194-па «О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-па «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления до ДД.ММ.ГГГГ срока отселения физических и юридических лиц, являющихся собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и постановление администрации Партизанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-па «О сроках отселения граждан ФИО1 и ФИО9 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>» в части установления до 31.12. 2025 срока отселения. На администрацию Партизанского городского округа Приморского края возложена обязанность принять решение о разумных сроках отселения Сметаниной Е.И., Ли Д.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и его сносе, путем вынесения соответствующего постановления в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения Ли Д.П., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сметанина Е.И. и Ли Д.П. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации Партизанского городского округа о сроках отселения и бездействия администрации по принятию решений, связанных с обеспечением жилищных прав граждан ввиду признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование заявленных требований истцы указали, что постановлением главы Партизанского городского округа от 15.07.2020 №933-па установлен до 31.12.2025 срок отселения граждан Сметаниной Е.И., Ли Д.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>. Административные истцы считают, что установление столь длительного срока отселения существенно нарушает их права, не является разумным и объективно обоснованным. Сроки отселения создают угрозу жизни и здоровью, поскольку указанный многоквартирный дом, с учётом износа и его технического состояния, может обрушиться в любой момент. Истцы просили восстановить срок для подачи административного иска; признать неразумным и необоснованным срок их отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>, установленный постановлением главы Партизанского городского округа №194-па от 03.02.2020 и постановлением главы Партизанского городского округа №933-па от 15.07.2020 «О сроках отселения граждан Сметаниной Е.И. и Ли Д.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>»; признать незаконным и необоснованным постановление администрации Партизанского городского округа №194-па от 03.02.2020в части сроков расселения многоквартирного жилого дома до 31.12.2025 по адресу: <адрес>» и постановление главы Партизанского городского округа от 15.07.2020 №933-па «О сроках отселения граждан Сметаниной Е.И. и Ли Д.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>» в части установления срока отселения до31.12.2025; установить срок отселения в течение 6 месяцев; просили возложить на административного ответчика обязанность направить административным истцам, как собственникам жилых помещений, требование о сносе жилых помещений в разумные сроки; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом; обязать ответчика принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии у административных истцов принадлежащих им жилых помещений квартир и соответственно; обязать ответчика принять решение об изъятии у административных истцов принадлежащие им жилые помещения, <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не уведомлении административных истцов в письменной форме, как собственников жилых помещений, не позднее чем за 1 год до предстоящего изъятия принадлежащего им жилого помещения о принятом решении об изъятии указанных квартир в аварийном жилом доме; обязать административного ответчика уведомить Сметанину Е.И., Ли Д.П. в письменной форме, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащих им жилых помещений о принятом решении об изъятии указанных квартир в аварийном жилом доме; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении соглашения о выкупе принадлежащих истцам жилых помещений; обязать административного ответчика направить истцам соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений; взыскать с административного ответчика в пользу административных истцов понесённые судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд 300 рублей.

В судебном заседании административные истцы Сметанина Е.И., Ли Д.П. и их представитель поддержали заявленные требования.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика администрация Партизанского городского округа, представителя заинтересованного лица Правительства Приморского края.

В письменных возражениях администрация Партизанского городского округа исковые требования не признала, представитель ссылался на то, что многоквартирный жилой дом истца не включён в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском краена 2019-2025 годы». Учитывая, что на территории Партизанского городского округа действует муниципальная программа, согласно которой имеется утверждённый перечень домов, признанных аварийными до 01.01.2017, подлежащих расселению в первую очередь, то все дома, признанные аварийными после указанной даты, подлежат расселению в порядке очерёдности в зависимости от времени признания их аварийными. Администрацией Партизанского городского округа принимались сроки отселения, исходя из степени готовности и возможности органов местного самоуправления для принятия мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализацию аварийной программы планируется окончить к 2023 году и приступить к расселению следующих домов. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации Партизанского городского округа просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в части удовлетворения иска о признании неразумным срока отселения.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Также к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Судом установлено, что истцам Сметаниной Е.И. и Ли Д.П. на праве собственности принадлежат <адрес> соответственно, в <адрес>, в <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от №104 от 05.08.2019 многоквартирный дом в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы Партизанского городского округа от 15.07.2020 №933- па установлен срок отселения административных истцов до 31.12.2025.

Согласно перечню аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания) указанный многоквартирный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Суд, обсуждая требования истца о неразумности срока для отселения граждан из аварийных домов, учитывал, что жилой дом истцов не включен в региональную и муниципальную адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2019-2025 годы», а также акт экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой центр» от 26.09.2016, подтверждающий аварийность дома, и пришел к выводу о том, что администрация не доказала разумность срока более 5 лет, установленного для отселения граждан из аварийного жилья и не доказала невозможность обеспечить жилищные права граждан в установленный срок.

Между тем установление способов и сроков реализации жилищных прав граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Несмотря на то, что сроки совершения указанных действий законом не установлены, действия публичного органа должны достигать правовой цели, предусмотренной законом, в частности, выплату истцам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения.

Сроки отселения граждан из аварийного жилья не должны носить декларативный характер, а должны учитывать механизм реализации предусмотренных законом мер.

Установление разумного срока зависит от обстоятельств, связанных со сносом конкретного многоквартирного дома. Необходимо учитывать, что срок должен быть достаточным не только для принятия собственниками решения о самостоятельном сносе аварийного дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос N 3)).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на основании Устава Приморского края, администрация Приморского края утвердила региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2019 - 2025 годы. В указанную программу вошли аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2017, эти дома будут расселяться в первую очередь, что предусмотрено п.2 ч.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Поскольку законом определена очередность реализации жилищных прав граждан, чьи дома признаны аварийными, выводы суда о недоказанности разумности срока отселения из аварийного жилья с учетом окончания срока действия региональной программы, нельзя признать обоснованными.

Кроме того, делая выводы о недоказанности разумности срока, суд в ходе рассмотрения дела, в нарушение ст.63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установил, какими средствами доказывания и какие обстоятельства подлежат доказыванию, что повлекло вынесение незаконного решения в части удовлетворения иска о неразумности срока отселения Сметениной Е.И. и Ли Д.П., определенного постановлением администрации Партизанского городского округа №194-па от 03.02.2020 и постановления главы Партизанского городского округа от 15.07.2020 №933-па.

В отмененной части решения, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе истцам в удовлетворении административного иска.

В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В суде апелляционной инстанции истец Ли Д.П. ссылался на то, что правовой целью обращения в суд является получение нового жилья взамен аварийного. Однако реализация такого способа обеспечения жилищных прав возможна только по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения суд не вправе подменить компетенцию ответчика и разрешать вопрос о порядке реализации жилищных прав истцов.

В связи с изложенным, перечень исковых требований, включающий в себя процедурные действия, относящиеся к разным и взаимоисключающим способам обеспечения жилищных прав жильцов аварийных домов, определяемых по соглашению сторон, не подлежит удовлетворению.

Следует также учитывать, что в силу пункта 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания, поэтому изложенные истцами основания иска о состоянии жилых помещений не влекут удовлетворение заявленных требований о незаконности ненормативных актов органов местного самоуправления, поскольку в случае угрозы жизни от обрушения аварийного дома, защита жилищных прав может осуществляться в ином порядке.

С учетом изложенных обстоятельств, решение суда в части отказа истцам в удовлетворении административного иска является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Партизанского городского суда Приморского края от 5 ноября 2020 года отменить в части признания неразумным срока отселения Сметаниной Е.И., Ли Д.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленного постановлением администрации Партизанского городского округа от 15.07.2020 №993-па «О сроках отселения граждан ФИО1 и ФИО10 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>»; в части признания незаконными и необоснованными постановления администрации Партизанского городского округа от 03.02.2020 №194-па «О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 06.09.2019 №1708-па «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления до 31.12.2025 срока отселения физических и юридических лиц, являющихся собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и постановления администрации Партизанского городского округа от 15.07.2020 №933-па «О сроках отселения граждан ФИО1 и ФИО11 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>» в части установления до 31.12.2025 срока отселения.

В отмененной части принять новое решение об отказе ФИО1, ФИО12 в удовлетворении административного искового заявления к администрации Партизанского городского округа Приморского края об оспаривании постановления органа местного самоуправления о сроках отселения, бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности.

В остальной части решение Партизанского городского суда Приморского края от 5 ноября 2020 года оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи