ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10854 от 10.10.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Билле И.П. Дело № 33а-10854

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 октября 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе

председательствующего Туктамышевой О.В.

судей Судницыной С.П. и Кубатовой О.А.

при секретаре Гулай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск прокурора Пограничного района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного городского поселения о признании бездействия незаконными, возложении обязанности разработать и принять нормативно-правовой акт в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по апелляционному представлению административного истца на решение Пограничного районного суда Приморского края от 04 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Царевой М.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой Пограничного района проведена проверка соблюдения администрацией Пограничного городского поселения Приморского края требований законодательства в сфере жилищного законодательства, в ходе которой установлено бездействие должностных лиц администрации Пограничного городского поселения, выразившееся в непринятии нормативно правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством РФ, что предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В нарушение указанных требований законодательства администрацией Пограничного городского поселения нормативно-правовые акты по утверждению порядка и случаев оказания за счет средств местного бюджета дополнительной помощи в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не приняты, что влечет нарушение прав граждан, нуждающихся в проведении такого ремонта.

Просит признать незаконным бездействие административного ответчика по подготовке, разработке и принятию нормативно-правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; возложить на административного ответчика обязанность по разработке и принятию нормативно-правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Пограничного района Приморского края административные исковые требования поддержала.

В судебном заседании и.о. главы Пограничного городского поселения с исковыми требованиями не согласился.

Представитель заинтересованного лица администрации Пограничного муниципального района в судебном заседании пояснила, что такой нормативный правовой акт принят администрацией Пограничного муниципального района, который исполняется как на территории района, так и на территории поселения.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционном представлении прокурором ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Пунктом 9.3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Положениями ст. 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что органами местного самоуправления необходимо в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 20.06.2018 принять муниципальные нормативные правовые акты по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Из материалов дела следует, что решениями муниципального комитета Пограничного городского поселения № 346 от 19.12.2018 года и Думы Пограничного муниципального района №50 от 28.01.2019 года переданы полномочия в области вопросов местного значения от Пограничного городского поселения Пограничному муниципальному району.

31 января 2019 года на основании вышеуказанных решений между администрацией Пограничного городского округа и администрацией Пограничного муниципального района заключено соглашение №1 о передаче полномочий по территориальной и гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 10 раздела 1.1 ст.1 указанного соглашения администрация поселения передает, а администрация района принимает на себя обязательства по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

2 июля 2019 года администрацией Пограничного городского округа и администрацией Пограничного муниципального района принято дополнительное соглашение №30, которым в п.10 раздела 1.1 ст.1 соглашения №1 от 31.01.2019 года внесены изменения, текст изложен в редакции: «организация и проведения аварийно-восстановительных работ и других неотложных работ, в том числе оказание на возвратной или безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях».

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика по подготовке, разработке и принятию нормативно-правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, поскольку такой нормативно-правовой акт имеется в Пограничном муниципальном районе, а кроме того, на основании соглашения №30 от 02.07.2019 года полномочия в указанной сфере администрацией Пограничного поселения переданы администрации Пограничного района.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 5 Устава Пограничного городского поселения органы местного самоуправления Пограничного городского поселения могут заключать соглашения с органами местного самоуправления Пограничного Муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Пограничного городского поселения в бюджет Пограничного Муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решение о передаче осуществления части полномочий Пограничного городского поселения принимается Муниципальным комитетом Пограничного городского поселения.

Согласно ч. 3 ст. 6 Устава Пограничного муниципального района органы местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, вправе заключать соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Вместе с тем, дополнительное соглашение № 30 от 02.07.2019 подписано главами администраций Пограничного муниципального района и Пограничного городского поселения, решение муниципального комитета Пограничного городского поселения и решение Думы Пограничного муниципального района по данному вопросу отсутствует.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Положениями ст. 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принять муниципальные нормативные правовые акты по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционного представления заслуживают внимания, администрацией Пограничного городского поселения до настоящего времени надлежаще не исполнены полномочия в указанной сфере.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Пограничного районного суда Приморского края от 04 июля 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования прокурора Пограничного района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пограничного городского поселения по подготовке, разработке и принятию нормативно-правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

Возложить на администрацию Пограничного городского поселения обязанность по разработке и принятию нормативно-правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи