Судья: Шматко С.Н. Дело № 33а-10882/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июля 2019 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Авиловой Е.О.,
судей Медведева С.Ф., Утемишевой А.Р.,
при секретаре Дроздовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мухина Н.И. к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об оспаривании уведомления №1 от 16 января 2019г. и обязании устранить нарушения, по апелляционной жалобе Мухина Н.И. на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2019г.
Заслушав доклад судьи Авиловой Е.О., судебная коллегия по административным делам
установила:
Мухин Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об оспаривании уведомления №1 от 16 января 2019г. и обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований Мухин Н.И. пояснил, что, является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 701 кв.м, вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: ***.
15 января 2019г., в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Мухин Н.И. подал в администрацию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а именно: индивидуального жилого дома, параметрами в 1 этаж, высотой 4м., площадью застройки 108,7 кв.м., на земельном участке общей площадью 701 кв.м., с кадастровым номером ***, земли населенных пунктов с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: ***.
16 января 2019г. администрацией Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в адрес Мухина Н.И. направлено уведомление №1 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, со ссылкой на то, что указанный земельный участок полностью расположен в границах приаэродромных территорий аэродромов: «Ростов-на-Дону (Центральный)», «Ростов-Северный», «Роствертол» г.Батайск, «Платов». Земельный участок полностью расположен в границах зоны воздушных подходов аэродрома «Ростов-на-Дону (Центральный)», в связи с чем, проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с указанными организациями.
Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка на его использование по назначению, поскольку полагает, что в данном случае согласование строительства с аэродромами не требуется.
Мухин Н.И. просил суд признать незаконным и отменить Уведомление администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону №1 от 16 января 2019г. и выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2019г. в удовлетворении требований Мухина Н.И. было отказано.
В апелляционной жалобе Мухин Н.И. просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Мухин Н.И. ссылается на то, что в соответствии с изменениями в Воздушный кодекс Российской Федерации, внесенными Федеральным законом №135-ФЗ от 1 июля 2017г., согласование строительства дома с организациями, осуществляющими эксплуатацию аэродромов, в границах приаэродромных территорий которых находится земельный участок, не требуется.
Кроме того, заявитель указывает на то, что судом были применены нормы материального права, не подлежащие применению, в частности, ст.51 ГрК Российской Федерации, тогда как должна была применяться ст.51.1 ГрК Российской Федерации.
Представитель Мухина Н.И. по доверенности Чемеркин И.Л.в суд апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель администрации Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону по доверенности Ивахина Т.С. в суд апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Мухина Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление выдано уполномоченным лицом, соответствует закону, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами сда, исходя при этом из следующего.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации.
Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности им отнесено, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и правил землепользования и застройки поселений, выдача разрешений на строительство (пункты 1, 3 и 5 частей 1, 2 и 3 статьи 8).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве)
Согласно ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Из материалов дела следует, что Мухин Н.И., является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка, площадью 701 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.
15 января 2019г. в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Мухин Н.И. подал в администрацию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома, параметрами в 1 этаж, высотой 4м, площадью застройки 108,7 кв.м, на земельном участке общей площадью 701 кв.м, с кадастровым номером ***, земли населенных пунктов с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: ***.
16 января 2019г., по результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления администрацией Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону в адрес Мухина Н.И. было направлено уведомление №1 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В оспариваемом уведомлении сказано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства без согласования с аэродромами «Ростов-на-Дону (Центральный)», «Ростов-Северный», «Роствертол» г.Батайск, «Платов», поскольку в ходе проведения проверки было установлено, согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположен планируемый к постройке объект индивидуального строительства, размещается в границах зоны с особыми условиями использования территорий - приаэродромных территорий вышеуказанных аэродромов и в зоне воздушных подходов аэродрома «Ростов-на-Дону (Центральный)».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее - правила N 138), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
Согласно пункту 1 Правил N 138, "приаэродромная территория" - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости, установленные на приаэродромной территории) (ч. 7 ст. 30 ГрК РФ).
Федеральным законом от 01.07.2017 г. N 135-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны, в том числе в ст. 47 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которой в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливается приаэродромная территория (пункт 1 ст. 47 ВК РФ, здесь и далее в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 47 ВК РФ предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с Росавиацией.
Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.
В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.
В рассматриваемом случае аэродромом совместного базирования Российской Федерации является аэродром Ростов-на-Дону (Центральный), находящийся в введении Министерства обороны Российской Федерации и на котором разрешено совместное базирование Росгвардии.
Требования воздушного законодательства Российской Федерации носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории.
Из градостроительного плана земельного участка, подготовленного на основании заявления Мухина Н.И. от 20 ноября 2018г. (л.д.40-45), усматривается, что земельный участок с кадастровым номером *** полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, а именно: в границах приаэродромных территорий аэродромов «Ростов-на-Дону (Центральный)», «Ростов-Северный», «Роствертол» г.Батайск, «Платов» и в границах зоны воздушных подходов аэродрома «Ростов-на-Дону (Центральный)».
Размещение объекта строительства в границах приаэродромной территории предполагает возможное влияние объекта на работу радиотехнических средств обеспечения полетов воздушных судов; влияние объекта на аэронавигацию и безопасность воздушного движения; изменение уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории размещения объекта; ухудшение видимости в районе аэродрома ввиду создания летных препятствий; влияние объекта на орнитологическое обеспечение безопасности полетов воздушных судов, что может повлиять на безопасность полетов воздушных судов и повлиять на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов. Кроме того, планируемый к строительству объект находится в непосредственной близости к взлетно-посадочной полосе аэродрома Ростов-на-Дону Центральный), находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а значит строительство без учета требований безопасности полетов может приветсти к неблагоприятным последствиям и повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей.
Доказательств обратному, административный истец Мухин Н.И. не представил.
Таким образом, право административного истца производить на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке строительство жилого дома с учетом места расположения земельного участка, принадлежащего истцу, может быть реализовано только при условии соблюдения определенных требований, предусмотренных действующим законодательством, о чем и указано в оспариваемом уведомлении.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что административный ответчик в оспариваемом уведомлении пришел к правильному выводу о том, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства в приаэродромной зоне допустимо только при наличии соответствующего согласования строительства.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению изложенной в ходе рассмотрения дела позиции заявителя, поэтому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухина Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: