ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1095/19 от 11.03.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Шкробов Д.Н. Дело № 33а-1095/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: Захарчука О.В.,

судей: Соловьева В.А., Бурова А.И.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 11 марта 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Фонда «Правового обеспечения граждан» на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 28 декабря 2018 года, которым:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике о ликвидации Фонда «Правового обеспечения граждан» и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворено.

Постановлено ликвидировать Фонд «Правового обеспечения граждан», ОГРН , исключить Фонд «Правового обеспечения граждан», ОГРН , из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., выслушав объяснения представителя Фонда «Правового обеспечения граждан» Лося В.К., на доводах жалобы настаивавшего, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике Коробейниковой О.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Фонд «Правового обеспечения граждан» (далее – Фонд), ОГРН и исключить Фонд из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования обоснованы тем, что деятельность Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию его имущества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами. Кроме того, Фондом допускаются многочисленные и грубые нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.

В отношении Фонда в период с 25.10.2018 г. по 22.11.2018 г. проведена внеплановая документарная проверка, при проведении которой установлены факты воспрепятствования деятельности Управления по проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Управления отказать. Считает решение суда незаконным и необоснованным ввиду: рассмотрения дела в отсутствие не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания административного ответчика; не являющихся указанных административным истцом обстоятельств и замечаний доказательствами осуществления деятельности, запрещенной законом, нарушающими Конституцию Российской Федерации, неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также не носящими неустранимого характера; соответствием действующему законодательству местом нахождения юридического лица по месту жительства учредителя Фонда; отсутствием у административного ответчика филиалов и представительств, в связи с чем не требуется указания их в учредительных документах; нарушением процедуры исключения Фонда из ЕГРЮЛ.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Фонд «Правового обеспечения граждан», ОГРН , ИНН зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения: <адрес>.

Согласно Уставу Фонда, в редакции от 01.03.2018г., предметом его деятельности является формирование имущества и денежных средств на основе добровольных взносов и иных поступлений и направление их на цели деятельности Фонда (п. 2.1 Устава).

Целями создания и деятельности Фонда являются:

- формирование и развитие системы оказания материальной, юридической и иной помощи и защиты любыми законными способами лицам столкнувшихся с возможным случаем коррупции, а так же со случаями незаконных действий или бездействий должностных лиц в системе органов государственной или муниципальной власти (п. 2.2 Устава).

Управлением в период с 25.10.2018г. по 22.11.2018г. проведена проверка деятельности Фонда за период с 01.01.2016г. по 24.10.2018г.

В ходе проверки Фондом документы, подтверждающие осуществление им деятельности, направленной на достижение уставных целей, не представлены.

Так, Управлением 11.10.2018г. Фонду по месту его нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, и по электронным адресам Директора (<данные изъяты>) и представителя Фонда по доверенности (<данные изъяты>) направлено уведомление о проведении проверки , с приложением распоряжения о проведении проверки, содержащего дату представления необходимых для проведения проверки документов - 25.10.2018 г. Уведомление, согласно письму Фонда от 22.10.2018 г. , получено им 22.10.2018г.

В Управление в ответ на уведомление о проведении проверки 29.10.2018г. поступило письмо от 22.10.2018г. представителя Фонда, согласно которому представить документы для проведения проверки не представляется возможным.

В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.

В соответствии с подп. 1, 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона, в установленный срок – 25.10.2018г. – документы, указанные в распоряжении Управления от 10.10.2018г. «О проведении внеплановой документарной проверки Фонда, Фондом представлены не были.

Управлением 29.10.2018г. Фонду по месту его нахождения направлено повторное уведомление о проведении проверки с приложением распоряжения о проведении проверки , которое содержало дату представления документов, необходимых для проведения проверки.

Согласно уведомлению о вручении, повторное уведомление о проведении проверки получено адресатом 14.11.2018г.

Вместе с тем, в установленный срок – 19.11.2018г. – документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, представлены не были.

Согласно информации, предоставленной Государственным учреждением «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Воткинский», по адресу: <адрес>, находится частный жилой дом, без видимых признаков осуществления какой-либо общественной или юридической деятельности, вывеска о нахождении по данному адресу Фонда отсутствует.

Фактически руководящие органы Фонда по указанному адресу не располагаются, адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не является адресом места нахождения постоянно действующего руководящего органа Фонда, что противоречит п.2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

На проверку не представлены документы, на основании которых собственником предоставлено Фонду жилое помещение по адресу: <адрес>.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона №7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с разделом 5.1 Устава Фонда (в редакции от 05.10.2015г.) высшим органом управления Фонда являлся Совет учредителей, созываемый по мере необходимости, но не реже одного раза в год. На проверку не представлены документы, подтверждающие проведение заседаний в 2016 году, а также подтверждающие рассмотрение Советом учредителей вопросов, относящихся к его исключительной компетенции (п. 5.4 Устава (в редакции от 05.10.2015г.), в том числе вопросов по утверждению годовых отчетов и годовой, бухгалтерской (финансовой) отчетности и принятию решений о создании филиалов и (или) открытию представительств.

Пунктами 5.5-5.8 Устава Фонда (в редакции от 05.10.2015г.) предусмотрено, что в организации образуется коллегиальный исполнительный орган – Правление, назначаемое Советом учредителей сроком на 5 лет и осуществляющее текущее руководство деятельностью Фонда. Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний Правления в установленном уставом порядке и осуществление им деятельности, предусмотренной уставом, в том числе рассмотрение вопросов, отнесенных к компетенции Правления пунктом 5.8 устава (в редакции от 05.10.2015г.), на проверку не представлены.

В соответствии с п. 6.1-6.4 Устава Фонда (в редакции от 05.10.2015г.) в Фонде Советом учредителей сроком на 5 лет избирается контролирующий орган – Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор). Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор) ежегодно проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности, ежегодно предоставляет отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Правлению и один раз в пять лет представляет отчет о своей деятельности на утверждение Совета учредителей.

Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения Ревизором проверок финансово-хозяйственной деятельности и предоставления отчета Правлению в установленном уставом порядке, на проверку не представлены.

Главой VII Устава (в редакции от 05.10.2015г.) предусмотрено формирование Попечительского Совета, осуществляющего надзор за деятельностью Фонда. Заседания Попечительского Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Документы, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний Попечительского Совета в установленном уставом порядке и осуществление им деятельности, предусмотренной п. 7.2 Устава (в редакции от 05.10.2015г.), на проверку не представлены.

01.03.2018г. утверждена новая редакция Устава Фонда, действующая с 31.03.2018г.

Согласно главе V новой редакции устава органами управления Фонда являются:

- высший коллегиальный орган управления – Наблюдательный совет;

- единоличный исполнительный орган – Директор;

- орган, осуществляющий надзор за деятельностью – Попечительский совет;

- контрольно-ревизионный коллегиальный орган – Контрольно-ревизионная комиссия.

Пунктами 5.3-5.9, устава установлено, что Наблюдательный совет состоит из 3 человек, члены Наблюдательного совета назначаются решением высшего коллегиального органа и срок полномочий членов Наблюдательного совета 10 лет. Наблюдательный совет собирается по мере необходимости, но реже одного раза в год. Наблюдательный совет назначает членов Контрольно-ревизионной комиссии (п.5.13.4). Документы, подтверждающие формирование Наблюдательного совета, избрание Наблюдательным советом членов Контрольно-ревизионной комиссии на проверку не представлены.

Таким образом, положения собственного устава (в редакции от 01.03.2018г.), в части управления Фондом не соблюдались.

Установлено, что источниками финансирования Фонда в проверяемый период являлись, в том числе, благотворительные пожертвования от граждан Л.М.В. (в общей сумме <данные изъяты> рублей), Ш.Р.Т. (в сумме <данные изъяты> рублей) и юридического лица - ООО «<данные изъяты>» (в сумме <данные изъяты> рублей).

Указанные средства поступили на счет Фонда в АО «АЛЬФА-БАНК» в период со 02.07.2018г. по 28.09.2018г.

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. К пожертвованиям применяются положения Главы 32 ГК РФ, в том числе ст. 574 «Форма договора дарения», согласно п. 2 которой договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей. Однако договор пожертвований с юридическим лицом ООО «Страна приливов» на проверку не представлен.

Жертвователи Фонда В.Л.М. и Ш.Р.Т. согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», замещают различные должности в <данные изъяты>

Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с наименованием «<данные изъяты>» (https://<данные изъяты>.com/) указаны способы поддержки и осуществления финансового пожертвования «<данные изъяты>» в виде следующих закладок: «карта», «счет», «биткойн» и «Рaypal».

В закладке «Счет» указаны реквизиты для перечисления пожертвований: на лицевой счет № в Публичном акционерном обществе «СБЕРБАНК» и лицевой счет № в Акционерном обществе «АЛЬФА-БАНК». Получателем по указанным банковским реквизитам выступает В.Л.М.

Согласно выпискам о движении денежных средств по расчетному счету Фонда, открытому в АО «АЛЬФА-БАНК», за период со 02.07.2018г. по 28.09.2018г. установлено, что полученные денежные средства расходовались на:

- выплаты и переводы физическим лицам по договорам гражданско-правового характера;

- аренда, субаренда нежилых помещений;

- изготовление листовок, баннеров, печать фотографий, реклама на радио;

- оказание юридической помощи и услуги адвокатов, оказание бухгалтерских услуг и бухгалтерское сопровождение;

- иные расходы (содержание арендованных помещений, оснащение и обустройство, типографические услуги, связь и интернет, банковская комиссия за обслуживание расчетного счета, налоги и страховые платежи).

Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету Фонда, открытому АО «ТИНЬКОФФ БАНК», установлено, что в проверенный Управлением период движение денежных средств составило <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей израсходованы на оплату за обслуживание счета и SMS-банк.

Расходование Фондом денежных средств на цели, предусмотренные пунктом 2.2 устава, не установлено.

Фондом в период со 02.07.2018г. по 28.09.2018г. основные денежные средства расходованы на выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, аренду и субаренду нежилых помещений под офис в городах <адрес> и др.

Согласно информации, предоставленной Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Фонд на правах аренды использует офисные нежилые помещения по адресам:

- <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>.

Вместе с тем п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Вместе с тем, Фондом сообщения о создании обособленных подразделений в налоговые органы не направлены.

В соответствии со ст.55 ГК РФ и ст.5 Федерального закона №7-ФЗ для осуществления деятельности вне места своего нахождения некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии со ст.55 ГК РФ сведения о представительствах и филиалах подлежат обязательному указанию в ЕГРЮЛ.

В нарушение указанных требований закона сведения о филиалах или представительствах Фонда в ЕГРЮЛ не содержатся, а также указанные сведения отсутствуют в уставе Фонда.

Денежные средства, полученные Фондом за период с 02.07.2018г. по 28.09.2018г., направлены на оплату договоров аренды помещений в городах, в которых у Фонда, согласно данным ЕГРЮЛ, отсутствуют филиалы или представительства. По указанным адресам осуществляют деятельность <данные изъяты>, основной целью деятельности которых являются расследования, борьба за экологию, выдвижение независимых кандидатов на местные выборы, организация акций протеста и других общественно-политических кампаний. Указанные цели деятельности не соответствуют целям деятельности Фонда, указанным в пункте 2.2 устава.

Кроме того, Фондом ежемесячно в различных суммах осуществляются выплаты по договорам гражданско-правового характера лицам, являющимся координаторами и волонтерами <данные изъяты>.

В силу п.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако документы, подтверждающие ведение Фондом бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации на проверку не представлены.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.3 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом, указанного требования закона.

В силу п.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам.

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике в 2017-2018 гг. Фондом не представлены необходимые формы статистической отчетности. Так, Фонд не представил статистические формы: №1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», №П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», №11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций». Обязанность представления указанных форм статистического наблюдения установлена приказами Росстата от 30.08.2017г. №562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством», от 26.06.2017г. №428 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», от 01.09.2017г. №566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников».

Порядок предоставления отчетных сведений в соответствии с требованиями п. 3 (3.1) ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ в проверяемый период Фондом не соблюдался.

Документы, обязанность по представлению которых установлена п. 3, 3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ, некоммерческая организация в соответствии с подп. «а» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Так, после направления Управлением в адрес Фонда предупреждения (предписания) о недопустимости нарушения законодательства, Фондом 18.08.2016г. были представлены взаимоисключающие отчетные сведения: отчеты по формам №ОН0001, №ОН0002 за 2015 год и заявление, подтверждающее соответствие Фонда в 2015 году положениям п. 3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ, и информация о продолжении деятельности.

01.09.2017г., после направления Управлением в адрес Фонда предупреждения (предписания) о недопустимости нарушения законодательства, Фондом на Портале Минюста России о деятельности некоммерческих организаций размещены взаимоисключающие отчетные сведения: отчеты по формам №ОН0001, №ОН0002 за 2016 год и заявление, подтверждающее соответствие Фонда в 2016 году положениям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ, и информация о продолжении деятельности.

В силу п.3.2 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчетные сведения, предусмотренные п. 3, 3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ.

Порядок размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Минюста России от 07.10.2010г. №252.

В ходе проверки было установлено, что отчетные сведения за 2017 год Фондом в сети «Интернет» не размещались.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если организация является фондом.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом, указанного требования закона.

Согласно п.2 ст.123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества. Пунктом 3.8 Устава Фонда (в редакции от 05.10.2015г. и в редакции от 01.03.2018г.) предусмотрено, что Фонд ежегодно публикует отчет об использовании своего имущества и денежных средств и обеспечивает доступность ознакомления с указанными отчетами.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом, указанного требования закона и положения устава.

Нарушения, отраженные в акте проверки от 22.11.2018г. №29, подтверждены материалами проверки, и исследованы судом первой инстанции.

В соответствии с ч.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Административный ответчик, несмотря на получения акта проверки от 22.11.2018г. 05.12.2018г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, каких-либо возражений в отношении акта проверки не представил.

Сведения, опровергающие обстоятельства, указанные в акте проверки, не представлены и в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Ввиду отсутствия доказательств, опровергающих доводы административного истца, учитывая исследованные судом первой инстанции материалы проверки, проведенной административным истцом в отношении административного ответчика, суд пришел к выводу о том, что нарушения, допущенные Фондом, указанные в акте проверки от 22.11.2018 г. , доказаны представленными доказательствами.

Данные выводы суда судебная коллегия разделяет.

В силу п.4.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012г. №705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (под. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с под. «б» п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п.10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. №456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с подп. 3, 4 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов или в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

В силу п.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что представленные доказательства о грубом и неоднократном нарушении Фондом требований закона, осуществления деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества, не соответствующей целям, предусмотренным его учредительными документами.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда.

Кроме того, коллегия отмечает и неустранимых характер перечисленных нарушений, поскольку перечисленные нарушения не устранены Фондом ни в ходе проведения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике проверки, ни при рассмотрении дела в районном суде. Не представлены доказательства принятия мер к устранению нарушений и в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Умышленный характер действий должностных лиц Фонда по воспрепятствованию проверочных мероприятий так же подтверждает правильность выбранной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике меры реагирования на нарушения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, что нашло свое отражение в решении суда, которое по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 28 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья О.В. Захарчук

судьи: В.А. Соловьев

А.И. Буров