ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1096/19 от 28.08.2019 Северо-кавказского окружного военного суда (Ростовская область)

Председательствующий Копылов Д.Э.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1096/2019

28 августа 2019 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:

председательствующего Костина В.А.,

судей Меркулова Д.В., Цыбульника В.Е.,

при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам начальника филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – «6финансово-экономическая служба» (далее – 6ФЭС) и представителя командира войсковой части – ФИО1 на решение Крымского гарнизонного военного суда от 7 июня 2019 г., которым частично удовлетворены заявленные капитаном ФИО2 требования о признании незаконными действий командира войсковой части и начальника 6ФЭС, связанных с порядком возмещения расходов на проезд к месту службы после выполнения служебного задания.

Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 6 ФЭС, связанные с отказом возместить ему расходы на проезд к месту прохождения военной службы после выполнения служебного задания, обязать командира войсковой части издать приказ о возмещении ему 7240 руб., затраченных на приобретение билетов на самолет, а начальника 6 ФЭС – произвести их выплату.

Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал командира войсковой части издать приказ о возмещении ФИО2 расходов, связанных с приобретением билетов на самолет, в размере 7240руб., который направить для исполнения в довольствующий орган. В удовлетворении остальных требований судом отказано.

В апелляционных жалобах начальник 6ФЭС и представитель командира войсковой части просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы начальник 6 ФЭС указывает, что в части 1 ст.20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определен исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащим предоставляется право на проезд на безвозмездной основе. Проезд военнослужащих, принимающих участие в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, к таким случаям не относится, а расходы на такой проезд осуществляются только на основании воинских перевозочных документов. Учитывая изложенное, а также отсутствие нормативного регулирования сложившихся спорных правоотношений, понесенные военнослужащими расходы на проезд к месту службы после выполнения служебного задания при неиспользовании выданных воинских перевозочных документов возмещению не подлежат. Это отражено в разъяснениях заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 8апреля 2019 г. № 182/6/2280, а также его телеграмме от 22 мая 2019 г. № 257/4/4271/83. Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что он не принимал решения по вопросу о выплате истцу вышеуказанных расходов, поскольку документы, необходимые для принятия такого решения, в финансовый орган установленным порядком сданы не были, а лишь представлены бухгалтеру для ознакомления. При этом ответ начальника 6ФЭС от 21марта 2019 г. № 3/746 на запрос командира войсковой части 59882 содержит лишь разъяснения по спорному вопросу и не является решением об отказе в возмещении истцу вышеуказанных расходов.

В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части приводит доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе начальника 6ФЭС. Кроме того, он полагает, что суд первой инстанции, признав незаконными действия командира воинской части, связанные с отказом в возмещении вышеуказанных расходов, вышел за рамки административного искового заявления, поскольку К.А.СБ. просил лишь обязать командира воинской части издать приказ о выплате ему этих расходов.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что на основании приказов командира войсковой части от 16 октября 2018 г. № 397 и 19 октября того же года № 402 ФИО2, проходящий военную службу на воинской должности старшего летчика, в период с 16 по 19 октября 2018 г. выполнял служебное задание по перегонке авиационной техники из г.Саки Республики Крым в г. Калининград. Для возвращения к месту прохождения военной службы ему были выданы воинские перевозочные документы. В связи с невозможностью реализации указанных перевозочных документов ФИО2 за счет личных средств приобрел билеты на самолет стоимостью 7240 руб.

23 октября 2018 г. истец обратился к командиру воинской части с рапортом о возмещении понесенных им расходов, представив подтверждающие документы и нереализованные воинские перевозочные документы. Приказом командира указанной воинской части от 26 октября 2018 г. № 415 определено возместить ФИО2 произведенные им расходы.

Согласно реестру сдачи документов войсковой части от 6 ноября 2018 г. названный приказ был направлен в адрес 6 ФЭС для исполнения. 29 ноября того же года он был возвращен должностным лицом финансового органа в связи с тем, что законодательством не определен порядок возмещения вышеуказанных расходов.

В связи с этим командир войсковой части отменил ранее изданный им приказ от 26 октября 2018 г. № 415.

Основанием принятого командованием и довольствующим финансовым органом решения об отказе истцу в возмещении названных расходов, согласно сообщениям начальника 6 ФЭС от 21 марта 2019 г. № 3/746 и командира войсковой части от 22 марта того же года № 122/539, послужило отсутствие нормативных документов Министерства обороны Российской Федерации, определяющих порядок возмещения расходов на проезд военнослужащего к месту службы после выполнения служебного задания в случае неиспользования либо невыдачи ему воинских перевозочных документов.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает, в том числе обеспечение органами военного управления реализации военнослужащими прав, социальных гарантий и компенсаций при исполнении ими обязанностей военной службы.

Исходя из изложенного следует прийти к выводу, что военнослужащему должны быть возмещены расходы, понесенные им при приобретении за счет личных средств проездных билетов для следования к месту прохождения военной службы после выполнении служебного задания в ином населенном пункте. Поэтому отсутствие ведомственного регулирования вопроса о возмещении военнослужащим расходов на проезд к месту выполнения служебного задания и обратно не может ограничивать их прав, предоставленных законом.

Согласно подпунктам 4 и 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на возмещение понесенных им расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту прохождения военной службы, связи с чем обоснованно признал незаконным отказ ответчиков в возмещении ему указанных расходов, и возложил на командира войсковой части 59882 обязанность издать приказ об их выплате.

Согласно Положению о филиале Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», утвержденному приказом командующего Черноморским флотом от 22 декабря 2014 г. № 6120 дсп, 6 ФЭС создана для осуществления функции финансового обеспечения воинских частей, организаций, соединений, объединений и органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

Графиком документооборота 6 ФЭС для войсковой части , утвержденным приказом начальника 6 ФЭС от 19 декабря 2017 г. № 104, установлено, что приказы командира указанной воинской части передаются в 6 ФЭС нарочно по реестру сдачи документов, а ответственным за принятие является бухгалтер организационно-планового и учетно-аналитического отдела названного финансового органа.

Из реестра сдачи документов войсковой части от 6 ноября 2018 г. следует, что приказ командира указанной воинской части от 26 октября 2018 г. № 415 о возмещении ФИО2 понесенных расходов установленным порядком (нарочно) был передан в 6 ФЭС. 29 ноября того же года бухгалтер 6 ФЭС возвратил поступившие документы по указанному выше основанию.

Следовательно, возврат приказа командира войсковой части от 26 октября 2018 г. № 415 был осуществлен уполномоченным должностным лицом 6 ФЭС, действующим от имени ее руководителя.

При таких обстоятельствах, довод начальника 6 ФЭС о том, что он не принимал решение об отказе в возмещении административному истцу понесенных им расходов, является необоснованным.

Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе представителя командира войсковой части , суд первой инстанции, установив, что указанным должностным лицом было нарушено право истца на возмещение понесенных расходов, обоснованно признал его действия незаконными и на основании статьи 62 КАС РФ возложил на него обязанность совершить определенные действия.

Поскольку 6 ФЭС, исходя из возложенных на нее функций, не может самостоятельно производить выплату военнослужащим соответствующих денежных средств при отсутствии приказа командира воинской части, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требования истца о возложении на начальника 6ФЭС обязанности компенсировать истцу понесенные расходы, так как это требование является преждевременным.

Ссылка начальника 6 ФЭС на разъяснения заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 8 апреля 2019 г. № 182/6/2280, а также его телеграмму от 22 мая 2019 г. №257/4/4271/83 на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, так как они не носят нормативный характер. К томе же в них не содержится запрета на производство оспариваемых выплат.

Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Крымского гарнизонного военного суда от 7 июня 2019 г. по административному исковому заявлению ФИО2 оставить без изменения, а апелляционные жалобы начальника филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – «6финансово-экономическая служба» и представителя командира войсковой части – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи