Судья Кочкина А.А. Дело № 33а-109/2019(4708)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 23 января 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю.,
с участием прокурора Никонова В.В.
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 ноября 2018 года по делу по административному иску ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска ФИО2 об оспаривании Проекта планировки и межевания территории микрорайона Марха городского округа «город Якутск», утвержденного Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 21 ноября 2016 года №1959р, в части отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения представителя, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г........... Окружная Администрация г.Якутска отказала ей в предоставлении земельного участка под указанный дом со ссылкой на Проект планировки и межевания территории мкр. Марха г. Якутска. Её заявление о внесении изменения в Проект планировки территории улично-дорожной сети, утвержденный распоряжением ОА г. Якутска от _______ №№ .../зр, путем корректировки «красных линий» по ул. Мархинской было отклонено в связи с тем, что Проект разработан на основании Генерального плана г. Якутска, согласно которому ул. Мархинская учтена как магистральная улица районного значения. Распоряжение Окружной Администрации г. Якутска от _______ №№ ... «Об утверждении проекта планировки и межевания территории мкр. Марха ГО «город Якутск» вынесено после возникновения её права собственности на жилой дом. Ссылаясь на данное обстоятельство, а также на то, что установление «красных линий» без учета существующей застройки не соответствует действующему законодательству, нарушает её права как собственника земельного участка и жилого дома, просила признать недействующим и отменить Проект планировки и межевания территории мкр. Марха ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением от _______ №№ ..., в части установления «красных линий» по ул. Мархинской.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение в виду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и удовлетворить её исковые требования. Указывает, что проект планировки и межевания территории утвержден в нарушение требований закона о разработке документов территориального планирования с учетом фактического землепользования.
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела видно, что ФИО2 является собственником жилого дома с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: г. ...........
В целях оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, она обращалась в Окружную Администрацию г. Якутска с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на которые 21 декабря 2017 года и 14 мая 2018 года Департаментом имущественных и земельных отношений г. Якутска были направлены письменные отказы со ссылкой на Проект межевания территории мкр. Марха, утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от _______ №№ ..., согласно которому запрашиваемый участок сформирован в иных границах с условным номером ********, площадью ******** кв.м., пересекает градостроительные («красные») линии.
22 марта 2018 года ФИО2 обратилась с заявлением о внесении изменений в Проект планировки и межевания территории мкр. Марха г. Якутска в части изменения «красных линий» по улице ..........
02 июля 2018 года Управление архитектуры и градостроительной политики г. Якутска отказало в удовлетворении заявления истца по тем основаниям, что Проект планировки территории улично-дорожной сети разработан на основании Генерального плана г. Якутска, утвержденного Постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 года №30-1. Согласно плану улица Мархинская учтена как магистральная улица районного значения.
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 21 ноября 2016 года №№ ... утвержден Проект планировки и межевания территории мкр. Марха ГО «город Якутск», прошедший процедуру публичных слушаний 30 августа 2016 года на основании распоряжения Окружной администрации от 19 августа 2016 года №№ ... «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в проект планировки и межевания территории мкр. Марха ГО «город Якутск».
Согласно указанному проекту планировки и межевания территории мкр. Марха ГО «город Якутск» испрашиваемый истцом земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Как установлено судом, оспариваемый истцом проект планировки и межевания территории мкр. Марха ГО «город Якутск» прошел процедуру публичных слушаний, доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительно красных линий, в материалы дела не представлено.
Красные линии, определенные в составе документации по планировке территории, утвержденной оспариваемым постановлением, соответствуют генеральному плану города Якутска.
Генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации. Таким образом, установление планируемых к размещению территорий общего пользования, определяемые генеральным планом городского округа, соответственно отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Таким образом, Проект в действующей редакции в оспариваемой части соответствуют Генеральному плану.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
При имеющихся обстоятельствах, принимая во внимание, что издание оспариваемого акта не противоречит нормам ГрК РФ и Земельного кодекса РФ, принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением процедуры принятия, предусмотренные законом права административного истца не нарушает, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 ноября 2018 года по делу по административному иску ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова