ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1100/20 от 25.06.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

1 инстанция Дело №33а-1100/2020

Судья Грачева Н.Ю.

Материал №М-1654/2020

УИД 60RS0001-01-2020-003951-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2020 года город Псков

Судья Псковского областного суда Панов И.М.,

рассмотрев единолично представление Псковского транспортного прокурора на определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 мая 2020 года о возврате административного искового заявления,

установил:

Псковским транспортным прокурором подано в суд административное исковое заявление о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Оспариваемым определением судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 мая 2020 года административное исковое заявление Псковского транспортного прокурора возвращено по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 265.2 КАС РФ, в связи с несоблюдением предусмотренного законом досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В представлении и.о. транспортного прокурора ставит вопрос об отмене определения суда, как вынесенного с нарушением норм процессуального права.

В соответствии со статьей 315 КАС РФ представление рассмотрено судьей суда апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив представленные материалы, нахожу обжалуемое определение подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно части 4 статьи 265.2 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

На основании подпункта «а» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Федеральное агентство по делам молодежи - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, а также информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.

Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что в обоснование требований прокурором указано, что спорная информация относится к информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.

При этом, прокурором не приложены к материалам документы об обращении в Федеральное агентство по делам молодежи в целях принятия решения о включении информации в Единый реестр доменных имен…, и отказе уполномоченного органа во включении данной информации в реестр.

Данный вывод судьи нахожу ошибочным.

В настоящее время каким-либо федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров не установлен, связи с чем возращение искового заявления по данному основанию является неправомерным.

Право обращения прокурора в суд с указанным требованием не поставлено Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимость от предварительного обращения в уполномоченные органы, предварительный (досудебный) порядок обращения с таким требованием не предусмотрен и иным федеральным законодательством.

В части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в качестве оснований для включения сведений в реестр, кроме решений уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, содержится и самостоятельное основание - вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах судьей первой инстанции принято неверное решение о возврате административного искового заявления по указанному основанию, в связи с чем обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права с возвращением административного искового заявления в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия.

Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судья

определил:

определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 мая 2020 года отменить, материал направить в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления.

Судья Псковского областного суда . И.М. Панов

.

.