ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11013/2021 от 17.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 33а-4/2022

(№ 33а-11013/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 17 января 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Хожаиновой О.В.,

судей

при секретаре

ФИО1 А-В., ФИО2,

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерству транспорта Республики Крым, заинтересованные лица – ОГИБДД УМВД России по Республике Крым, Муниципальное бюджетное учреждение «Город», Муниципальное казённое учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, Совет министров Республики Крым, ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить определённые действия,

по апелляционной жалобе Министерства транспорта Республики Крым на решение Киевского районного суда Республики Крым от 27 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

ФИО4 обратился в Киевский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Муниципального казённого учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившееся в содержании автомобильной дороги местного значения по улице Февральской в городе Симферополе в состоянии не соответствующем требованиям федерального законодательства и технических регламентов; обязать Муниципального казённого учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу, исполнить в полном объёме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства и технических регламентов, обустройство и ремонт автомобильной дороги местного значения по улице Февральской в городе Симферополе.

29 марта 2021 года административным истцом было подано уточнённое исковое заявление, в котором он просит признать незаконным бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального казённого учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившиеся в содержании автомобильной дороги местного значения по улице Февральской в городе Симферополе в состоянии не соответствующем требованиям федерального законодательства и технических регламентов; обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу, исполнить в полном объёме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства и технических регламентов, обустройство и ремонт автомобильной дороги местного значения по улице Февральской в городе Симферополе.

20 апреля 2021 года поступило новое заявление об уточнении административных исковых требований, в котором административный истец просит обязать Министерство транспорта Республики Крым по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее чем на 2022 год проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе согласно Порядку, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67. Обязать Министерство транспорта Республики Крым непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года. Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым непосредственно либо через самостоятельный (отраслевой) функциональный орган администрации города Симферополя в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать информирование Министерства транспорта Республики Крым о необходимости включения в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым» на 2021 и 2022 годы мероприятий по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе, а также подготовить и направить на утверждение Симферопольским городским Советом проект решения о передаче Министерству транспорта Республики Крым в безвозмездное пользование автомобильных дорог общего пользования - улицы Февральской в городе Симферополе для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 9 Порядка, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67.

А также, в указанном заявлении просил принять отказ от заявленных требований к Муниципальному казённому учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.

Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 августа 2021 года отказ административного истца от указанных заявленных требований принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого , расположенного по <адрес>. На основании его обращения сотрудниками дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по городу Симферополю проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения по улице Февральской в городе Симферополе, в ходе которой установлено несоответствие дорожного покрытия улично-дорожной сети требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённым приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, о чём составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. Учитывая указанное, 19 октября 2020 года административным истцом в адрес Муниципального казённого учреждения Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым направлено обращение о проведении ремонтных работ дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения по улице Февральской в городе Симферополе, устранении нарушений требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. В ответ направлено письмо от 20 ноября 2020 года за исх. № К-8028 согласно которого в Министерство транспорта Республики Крым направлен утверждённый Администрацией города Симферополя Республики Крым перечень автомобильных дорог города Симферополя, подлежащих ремонту/капитальному ремонту за счёт средств дополнительного финансирования в 2020 - 2022 годах, в том числе, улица Февральская. Ремонт будет выполнен при условии финансирования. Однако, административный истец считает, что, поскольку с момента обнаружения имеющихся дефектов истекли сроки их устранения, установленные приложением А к ГОСТ Р 50597-2017, то имеет место незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем содержании дороги.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 августа 2021 года административное исковое заявление ФИО4 удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившееся в содержании дорожного покрытия, расположенного по ул. Февральская в городе Симферополе, в состоянии, не соответствующем требованиям законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов. На Министерство транспорта Республики Крым возложена обязанность по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее, чем на 2022 год, проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе согласно Порядку, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67. На Министерство транспорта Республики Крым возложена обязанность непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года. Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым непосредственно либо через самостоятельный (отраслевой) функциональный орган администрации города Симферополя в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать информирование Министерства транспорта Республики Крым о необходимости включения в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым» на 2021 и 2022 годы мероприятий по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе, а также подготовить и направить на утверждение Симферопольским городским советом проект решения о передаче Министерству транспорта Республики Крым в безвозмездное пользование автомобильных дорог общего пользования – улицы Февральской в городе Симферополе для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 9 Порядка, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67.

В апелляционной жалобе административным ответчиком Министерством транспорта Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта и рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции с постановлением нового судебного акта.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что полномочия по содержанию дорог перераспределены не были и осуществляются органами местного самоуправления. При этом, с учётом фактических обстоятельств дела, особенностей формирования Перечня и финансирования, которые отражены в решении, апеллянт полагает, что не будет соблюдён баланс интересов. Кроме того, замена мероприятий в целях исполнения решения суда может привести к предъявлению исков в части оспаривания правового акта о внесении изменений, а также в части повторного включения исключённого мероприятия. В ином случае, необходимо дополнительное финансирование, при этом подготовка бюджета сложный многоступенчатый процесс, бюджет Республики Крым на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов уже утверждён. При этом, исполнительным органом государственной власти Республики Крым, который составляет и организует исполнение бюджета Республики Крым, является Министерство финансов Республики Крым, которое не было привлечении к участию в деле. Также, на момент подачи административного искового заявления апеллянт не имел полномочий по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог муниципальных образований в Республике Крым. При этом, обязывая произвести проектирование в 2021 году, а капитальный ремонт в 2022 году, суд фактически подменил собой другие органы государственной власти, что является недопустимым. В связи с чем, апеллянт считает, что решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель апеллянта Министерства транспорта Республики Крым ФИО5 просила апелляционную жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.

Представитель заинтересованного лица ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО6 поддержала апелляционною жалобу Министерства транспорта Республики Крым.

Иные лица в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе, информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не поступало.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>, при этом зарегистрирован там же в квартире №1 (т. 1 л.д. 10-11).

Из письма ОГИБДД УМВД России по городу Симферополю от 18 сентября 2020 года № 49/41157 следует, что на основании обращения ФИО4 за № 32419 от 14 сентября 2020 года была проведена проверка, в ходе которой сотрудниками ОГИБДД УМВД России по городу Симферополю установлено, что покрытие проезжей части имеет дефекты, что нарушает требования пункта 5.2.4 действующего ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», о чём составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. Однако, выявленные недостатки не могут быть устранены организацией, осуществляющей содержание улично-дорожной сети в сроки, указанные в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, так как в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» данные работы не относятся к работам по содержанию автомобильной дороги (т. 1 л.д. 12, 13).

20 ноября 2020 года на обращение ФИО4 Муниципальное казённое учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым направил ответ за № К-8028, согласно которого в Министерство транспорта Республики Крым направлен утверждённый Администрацией города Симферополя Республики Крым перечень автомобильных дорог города Симферополя, подлежащих ремонту/капитальному ремонту за счёт средств дополнительного финансирования в 2020-2022 годах, в том числе улицы Февральская. Ремонт будет выполнен при условии финансирования (т. 1 л.д. 14).

Из письма Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, направленного в адрес Министерства транспорта Республики Крым 16 февраля 2021 года за №1/1206/24/01-25/1 следует, что по заказу департамента городского хозяйства ПСД на ремонт автомобильной дороги улицы Февральская не разрабатывалось, ремонт не проводился. Работы не проводились в связи с аварийным состоянием сетей теплоснабжения, находящихся на балансе ГУП РК «Теплокоммунэнерго» (т.1 л.д. 74).

Администрацией города Симферополя Республики Крым письмом от 10 февраля 2021 года № 1/8984/24/01-24/41 в адрес Совета министров Республики Крым сообщено, что ею сформирован/доработан первичный адресный перечень линейных объектов (адресный перечень прилагается) на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, требующих первоочередного проведения дорожных ремонтных работ (58 дорог) и ремонтных работ капитального характера (81 дорога) с возможными сроками реализации дорожных работ в 2021 – 2022 годах. Перечень сформирован на основании поручений/объезда города Симферополя Главой Республики Крым ФИО7 и руководства города, представлений (требований) прокуратуры, представлений (предложений) органов ГИБДД, личных встреч (приёмов) главой Администрации города Симферополя ФИО8, результатов обследования и мониторинга состояния автомобильных дорог сотрудниками Администрации города Симферополя и МБУ «Город», обращений граждан, а также с учётом интерактивной карты проекта ОНФ «Дорожная инспекция ОНФ \ Карта убитых дорог». 3 февраля 2021 года состоялась встреча, в ходе которой, в присутствии Министра транспорта Республики Крым, руководства ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» заместителем главы Администрации города Симферополя Республики Крым озвучен и предложен перечень автомобильных дорог на реализацию. В рамках встречи даны пояснения о том, что перечень автомобильных дорог будет изучен, доработан Министерством транспорта Республики Крым и ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» с последующим направлением в адрес Администрации города Симферополя Республики Крым для рассмотрения и согласования. По состоянию на 8 февраля 2021 года перечень автомобильных дорог на согласование органа местного самоуправления не поступал (т. 1 л.д. 75-78).

Министерством транспорта Республики Крым 19 марта 2021 года за исх. № Г-40/907/5 в адрес Администрации города Симферополя Республики Крым была направлено письмо, согласно которого автомобильная дорога общего пользования улица Февральская в городе Симферополе Республики Крым является автомобильной дорогой местного значения и не находится в оперативном управлении ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым». В городе Симферополе полномочиями и функциями в отношении автомобильных дорог местного значения наделена Администрация города Симферополя Республики Крым (т. 1 л.д. 116-117).

2 апреля 2021 года Муниципальным казённым учреждением Департаментом городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в адрес ФИО9 направлено письмо за исх. № Г-1693 из которого следует, что по результатам обследования автомобильной дороги улицы Февральской в городе Симферополе установлена необходимость выполнения ремонтных дорожных работ капитального характера. В настоящее время Министерством транспорта Республики Крым совместно с Администрацией города Симферополя Республики Крым сформирован план дорожных работ на 2021 год. Капитальный ремонт указанной автомобильной дороги на 2021 год не предусмотрен. Данный вопрос будет рассмотрен повторно при формировании планов работ на 2022 – 2023 годы (т. 1 л.д. 246-247).

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что имеет место незаконное бездействие административных ответчиков Администрации города Симферополя Республики Крым, которая в данном случае представляет интересы муниципального образования – собственника дороги Министерства транспорта Республики Крым, которое, в настоящем случае, осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики Крым. Бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым в данной части влечёт нарушение федерального законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии незаконного бездействия со стороны административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым и считает необходимым указать следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 17, частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Как следует из абзацев 1-3 части 2 статьи 6 Закона №196-ФЗ полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Как следует из части 4 статьи 6 Закона №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

- ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;

- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из частей 1, 2 статьи 12 Закона №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Коллегия судей приходит к выводу, что совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судом первой инстанции установлена правильно, и выводы суда первой инстанции о наличии незаконного бездействия со стороны административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым являются правильными.

Вместе с тем, коллегия судей не соглашается с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство транспорта Республики Крым по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее, чем на 2022 год, проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе согласно Порядку, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67; а также в части возложения обязанности на Министерство транспорта Республики Крым непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года, исходя из следующего.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из пункта 1 части 3 поименованной статьи следует, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

По смыслу указанных положений возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В то же время, как усматривается из административного искового заявления, административным истцом требований о признании незаконным решения, действий (бездействия) Министерства транспорта Республики Крым не заявлялось, решением суда первой инстанции такие требования не удовлетворялись, таким образом, возложение решением суда на Министерство транспорта Республики Крым обязанностей не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, в указанной части оспариваемое решение суда подлежит отмене с отказом административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Согласно пункта 3 названного постановления Пленума решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство транспорта Республики Крым по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее, чем на 2022 год, проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе согласно Порядку, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67; а также в части возложения обязанности на Министерство транспорта Республики Крым непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года является незаконным и необоснованным, в связи с чем, подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении в этой части административного искового заявления.

Доводы апеллянта о непривлечении к участию в деле Министерства финансов Республики Крым на правильность обжалуемого решения суда не влияют, поскольку в рамках рассмотрения заявленных административным истцом требований его права и обязанности не затрагиваются. В этой связи непривлечение названного лица к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения, предусмотренного положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущего безусловную отмену принятого судебного акта, не образует.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушениях норм материального и процессуального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

В остальной части решение суда первой инстанции не оспаривается.

На основании статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учётом изложенного, судебная коллегия находит решение Киевского районного суда Республики Крым от 27 августа 2021 года подлежащим отмене в части.

Руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Киевского районного суда Республики Крым от 27 августа 2021 года по административному делу № 2а-910/2021 в части возложения обязанности на Министерство транспорта Республики Крым по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее, чем на 2022 год, проведение капитального ремонта улицы Февральской в городе Симферополе согласно Порядку, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 9 февраля 2021 года № 67; а также в части возложения обязанности на Министерство транспорта Республики Крым непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улицы Февральской в городе Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года - отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований ФИО4 отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий О.В. Хожаинова

Судьи Л.А-В. ФИО1

ФИО2