ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1104/2018 от 29.01.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33а-1104/2018 Судья: Панова А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 29 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Ивановой Ю.В.

судей Ильичёвой Е.В., Головкиной Л.А.

при секретаре Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2018 года административное дело №2а-2129/17 по апелляционной жалобе Капитоновой А. И., Кострова Я. В., Шпринг М. Л. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2017 года по административному исковому заявлению Капитоновой А. И., Кострова Я. В., Шпринг М. Л. к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга о признании незаконным заключения №3-7025-1 от 26 августа 2015 года.

Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административных истцов Капитоновой А.И., Кострова Я.В. и Шпринг М.Л, представителя административных истцов Капитоновой А.И. и Кострова Я.В. –Петрухина В.В., действующего в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устному заявлению с занесением в протокол судебного заседания, представителя административного ответчика Маркова С.Л., действующего на основании доверенности от 18 сентября 2015 года сроком на 3 года, представителя заинтересованного лица ФГБУ «БКП Росреестра» Гугля А.В., действующего на основании доверенности от 09 января 2018 года сроком до 01 февраля 2018 года, представителя заинтересованного лица ЗАО «Северный город» Черноморченко М.Г., действующего на основании доверенности от 07 августа 2017 года сроком на 5 лет, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Капитонова А. И., Костров Я. В. и Шпринг М. Л. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, в котором просили признать незаконным и не влекущим правовых последствий с момента издания заключение №3-7025-1 от 26 августа 2015 года, и обязать устранить допущенные нарушения в полном объеме.

В обоснование заявленных требований Капитонова А.И., Костров Я.В. и Шпринг М.Л. указали, что 26 августа 2015 года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга выдал ЗАО «Северный город» заключение №3-7025-1 о соответствии режиму ЗРЗ1 объемно-планировочных решений строительства дома творчества со встроенными помещениями и автостоянкой по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4б, лит. Б. В заключении указано, что здания, располагающиеся на земельном участке, не относятся к числу исторических, в действительности же здания являются историческими и представляют собой бывшие постройки Рождественского барачного лазарета. Так как административные истцы являются жителями Санкт-Петербурга, указанным заключением нарушается их право на сохранность объектов культурного наследия и доступ к культурным ценностям.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 и ФИО3 просят решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что установленные судом по делу обстоятельства противоречат представленным в материалы дела доказательствам, судом при принятии решения не приняты во внимание доводы административных истцов о годе постройки здания до 1917 года и что заключение ООО «Гермес» о годе постройки здания (1924) является необъективным, суд дал неправильную оценку доводам административных истцов о высотности здания; заключение от 26 августа 2015 года №3-7025-1 выдано в отсутствие документов, подтверждающих отсутствие негативного воздействия проектируемого объекта и планируемых работ на объект культурного наследия «Училище фельдшериц и лекарских помощниц» и суд пришёл к неправильному выводу о не применении к настоящему делу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 3 сентября 2017 года №768-АПГ17-10.

Выслушав административных истцов, представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2-ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая дело и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к выводу о том, что принятое заключение является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 26 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктом 1 статьи 7 которого гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений статей 9, 9.1, 9.2 данного Федерального закона полномочия по охране объектов культурного наследия отнесены к ведению профильных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 3.12 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года №651, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга и ему предоставлено право устанавливать предмет охраны объекта культурного наследия, включенного в Реестр выявленного объекта культурного наследия и границы территории указанных объектов.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации согласно статье 3 Федерального закона от 26 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со статьёй 34 названного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года №874-О указано, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, а в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации в определении №931-О-О от 15 июля 2010 года, право на сохранность объектов культурного наследия является частью конституционного права на доступ к культурным ценностям. Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина Российской Федерации, вне зависимости от места его жительства, чем обусловливается установление для них специального правового режима, учитывающего особенности таких объектов и определяемого соответствующим градостроительным регламентом. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.4.1).

Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» утверждены границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 1.1. Главы 3 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» режимами использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга устанавливаются ограничения (в форме требований и параметров) по использованию земель и регенерации историко-градостроительной или природной среды в зонах охраны объектов культурного наследия на территории, расположенной в административных границах Санкт-Петербурга.

Границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга 1 (ОЗРЗ-1) устанавливаются на территории, композиционно связанной с градостроительными ансамблями исторического центра, имеющей высокую степень сохранности исторической планировочной структуры, квартальной застройки и границ межевания, указанных в приложении 1 к Режимам.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3.1 раздела 4 главы 3 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 на территории ЗРЗ 1 не допускаются снос (демонтаж) исторических зданий, сооружений, за исключением разборки аварийных конструкций; в случае разборки аварийных конструкций требуется восстановление внешнего облика исторических зданий, сооружений, формирующих уличный фронт застройки, которое производится в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года №1264 утвержден Порядок подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» (далее Порядок).

Пунктом 1.3.1 Порядка в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого заключения, установлено, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга подготавливает для зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга заключения строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений в случаях, допускаемых режимами использования земель.

Из материалов дела следует, что закрытому акционерному обществу «Северный город» на праве собственности принадлежат земельный участок, расположенный по адресу: <...>, лит. Б, кадастровый номер 78:31:0001478:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов культуры и искусства, связанных с проживанием населения (библиотек, музыкальных, художественных, хореографических школ, студий, домов творчества и т.д.), общая площадь 3802 кв.м, и нежилые здания, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская улица, дом 4а: Лит.Б.-1-2-этажное, общая площадь 588,8 кв.м., Лит.В-1-этажное, общая площадь 50,7 кв.м., Лит.И-1-этажное, общая площадь 8,3 кв.м.

6 августа 2015 года ЗАО «Северный город» обратилось в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче заключения о соответствии Эскизного проекта «Дом творчества со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой», выполненного ООО «Век», режиму использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия и о возможности проведения работ на земельном участке по адресу: <...>, лит. Б, кадастровый номер 78:31:0001478:8, площадью 3802 кв.м.

26 августа 2015 года Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга вынесено заключение №3-7025-1 о соответствии режиму использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия и о возможности проведения работ по строительству объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская, д. 4б, лит. Б. Также в заключении содержатся выводы о том, что здания, расположенные на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул. д. 4б, лит «Б», «В», «И», не являются историческими, так как согласно кадастровым паспортам построены после 2017 года, высотные параметры дома творчества со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой: высота личного фронта до карниза -22,550 м, высота уличного фронта до конька кровли-27,820 м.

24 марта 2016 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга было выдано ЗАО «Северный город» разрешение №78-018-0153-2016 на строительство объекта капитального строительства- Дома творчества со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой.

11 мая 2016 года по заявлению ЗАО «Северный город» здания, расположенные на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4б, лит «Б», «В», «И», сняты с кадастрового учёта в связи с прекращением их существования.

Земельный участок, расположенный по адресу: <...>, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и на территории предварительных археологических разведок ЗА 2.

Границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга 1 (ОЗРЗ-1) устанавливаются на территории, композиционно связанной с градостроительными ансамблями исторического центра, имеющей высокую степень сохранности исторической планировочной структуры, квартальной застройки и границ межевания, указанных в приложении 1 к Режимам.

В соответствии с пунктом 3.8. Порядка подготовки заключений в редакции на дату принятия оспариваемого решения Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга выдает заключение по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, и при отсутствии негативного воздействия проектируемого объекта на объекты, указанные в пунктах 3.5 и 3.6 настоящего Порядка, выдает заключение о соответствии режиму использования земель работ, указанных в пунктах 1.3.1.1 и 1.3.2.1 настоящего Порядка, или о возможности проведения работ, указанных в пунктах 1.3.1.2 и 1.3.2.2 настоящего Порядка.

Согласно пункту 3.1 Порядка документами, которые представляются для получения заключения, являются эскизный проект и документация.

Пунктом 1.3.1.1 предусмотрено получение заключения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга при строительстве отдельных зданий, сооружений.

Критериями принятия решений о выдаче заключений Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.2 Порядка являются: наличие (отсутствие) документов, указанных в пункте 3.1. настоящего Порядка; соответствие (несоответствие) требованиям, установленным в пункте 2.5 настоящего Порядка; наличие (отсутствие) негативного воздействия проектируемого объекта, планируемых работ на объекты (выявленные объекты) культурного наследия, исторические здания, сооружения, ценные элементы планировочной и ландшафтно-композиционной структуры, установленные Законом Санкт-Петербурга, архитектурное решение и стилистические характеристики исторических зданий, сооружений, сохранность исторической среды, а также ландшафтообразующую и средообразующую растительность, расположенную в границах зон охраняемого природного ландшафта.

Обращаясь в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, ЗАО «Северный город» представил эскизный проект «Дом творчества со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой», выполненные ООО «ВЕК». К эскизу в качестве обосновывающей документации были приложены историческая справка, опорный план, фотофиксация, выполненные ООО «НИиПИ Спецреставрация» в составе заключения по результатам историко-культурных градостроительных исследований, заключение ООО «Гермес» об определении года постройки зданий, расположенных по адресу: <...>, лит «Б», «В», «И».

По заключению ООО «НИиПИ Спецреставрация» на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, не имеется исторических зданий и планировочное решение территории, предлагаемое проектом, не вступает в противоречие с требованиями приложения 1 к Режимам по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов; проектом не предусмотрено изменение планировочной структуры соседних участков, объемно-пространственное и архитектурно-художественное решения прилегающих зданий не затрагиваются; предусмотренное проектной документацией новое строительство не противоречит требованиям действующего на рассматриваемой территории режима охранной зоны, а также не окажет негативного влияния на сохранение исторически ценных градоформирующих объектов исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и не повлияет на восприятие объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости от рассматриваемого участка. Представленная к рассмотрению проектная документация соответствует требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с протоколом по результатам визуально-инструментального исследования об определении года постройки зданий, расположенных по адресу: <...>, лит «Б», «В», «И», составленного ООО «Гермес», год постройки здания литера «Б» -ориентировочно 1924 год, пристройка здания по литере Б- 1932 год; здания литера «В»-1932 год, здания литера «И»-1952 год.

18 ноября 2014 года филиалом ФГБУ «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу осуществлен кадастровый учёт изменений в объекты недвижимости в части года постройки: нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская, д.4б литера «Б» - 1924 год, литера «В»-1932 год.

Решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу от 18 ноября 2014 года не оспорено и не отменено.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» под историческим зданием понимается здание, строение, сооружение, не являющееся объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относящееся, в том числе, к историческим периодам: в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, а также в Невском районе Санкт-Петербурга, - построенное до 1917 года.

Представленная административными истцами архивная справка СПб ГКУ «Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга» от 16 марта 2017 года №177/т является неполной и ограничивается 1913 годом и не содержит сведений об истории зданий до года их сноса в 2016 году и потому не опровергает заключение ООО «НИиПИ Спецреставрация» и протокол ООО «Гермес» по результатам визуально-инструментального исследования об определении года постройки зданий, расположенных по адресу: <...>, лит «Б», «В», «И».

Довод административных истцов о несоответствии высоты планируемых к строительству многоквартирных домов требованиям, установленным Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7, опровергается доказательствами, имеющимися в административном деле.

Пунктом 2.1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства.

Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

Как следует из пп. 3 пункта 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают предельную высоту зданий, строений, сооружений.

В разделе 3 части 1 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «Основные термины и определения» (в редакции от 26 июня 2014 года) содержится определение «высота зданий», под которой понимается высота здания в метрах, измеряемая от поверхности земли (определяемой как высотная отметка поверхности грунта, зафиксированная в балтийской системе координат до начала инженерных работ при разработке документации по планировке территории) до наивысшей точки здания без учета расположенных на данном здании высотных акцентов; высота до карниза здания - высота вертикальной плоскости фасада здания, измеряемая в метрах от поверхности земли.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, поименованных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к числу которых относятся, в частности: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам (пункт 8); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункт 10).

Под строительством согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Законом, устанавливающим минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, является Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в пункте 2 статьи 2 которого приведены понятия, используемые в целях применения названного закона.

Так, «здание» - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (подпункт 6); «помещением» - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (подпункт 14); «сооружение» - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23); «строительная конструкция» - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции (пункт 24).

Из системного анализа приведённых нормативных положений следует, что здания и сооружения рассматриваются как единый объект, включающий все конструктивные элементы, инженерные системы и коммуникации.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 упомянутой статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающий, в том числе СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г (далее - Свод правил).

Раздел 3 «Термины и определения», в котором указано, что в Своде правил представлены термины с соответствующими определениями, приведенные в приложении Б*, является частью документа в области стандартизации, подлежащего обязательному применению для целей данного свода правил и упомянутого федерального закона.

В пункте Б.5* приложения Б* дано определение – «высота здания (архитектурная)», которое используются при определении высоты.

Так, термином «высота здания (архитектурная)» обозначается одна из основных характеристик здания, определяемая количеством этажей или вертикальным линейным размером от проектной отметки земли до наивысшей отметки конструктивного элемента здания: парапета плоской кровли; карниз, конек или фронтон скатной крыши; купол; шпиль; башня, которые устанавливаются для определения высоты при архитектурно-композиционном решении объекта в окружающей среде.

При этом согласно примечанию к данному пункту крышные антенны, молниеотводы и другие инженерные устройства не учитываются.

Пунктом 8.2.4 раздела 8 части 3 приложения 2 Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 установлено, что строительство зданий, строений, сооружений, а также реконструкция зданий, строений, сооружений, не являющихся историческими зданиями и восстановленными объектами исторической застройки, может осуществляться с учетом специальных требований, установленных Режимами для соответствующего квартала, но не выше:

а) для уличного фронта:

-для карниза - отметки карниза меньшего по высоте из ближайших исторических зданий, формирующего уличный фронт соответствующего квартала;

-для конька крыши - отметки конька крыши меньшего по высоте из ближайших исторических зданий, формирующих уличный фронт соответствующего квартала;

б) для внутриквартальной застройки:

-высота объектов капитального строительства, расположенных в границах композиционно завершенных пространств, указанных в приложении 1 к Режимам, или примыкающих к композиционно завершенным пространствам, указанным в приложении 1 к Режимам, не должна превышать отметку конька крыши здания, формирующего уличный фронт и расположенного перед соответствующим объектом капитального строительства (при этом соответствующий объект капитального строительства не должен визуально восприниматься с открытых городских пространств);

-высота иных объектов капитального строительства должна обеспечивать отсутствие их визуального восприятия с открытых городских пространств.

Согласно представленному в материалы дела эскизному проекту «Дома творчества со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой» высота уличного фронта до карниза здания равна 22,550 метров, а высота уличного фронта до конька кровли равна 27,820 метров, что соответствует предельным параметрам высоты проектируемых зданий, установленных схемой 1 приложения №3: 23 м-высота уличного фронта до карниза, 28 м-высота уличного фронта до конька (ограничивается углом наклона крыши 45 %).

При этом, в Законе Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» под высотой до карниза здания, строения, понимается вертикальное расстояние между низшей из отметок поверхности земли, примыкающих к фасаду здания, строения, и наивысшей точкой вертикальной плоскости фасада здания, строения.

Также судебная коллегия учитывает, что разрешение на строительство объекта капитального строительства- Дома творчества со встроенно-пристроенными помещениями и подземной было выдано 24 марта 2016 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которая в соответствии с пунктом 1.2 Положения о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года № 1747, является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Указанное разрешение не оспорено и не отменено и именно на основании него производится строительство объекта капитального строительства- Дома творчества со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, а здания, ранее расположенные на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4б, лит «Б», «В», «И», сняты 11 мая 2016 года с кадастрового учёта в связи с прекращением их существования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таких обстоятельств по делу не установлено, и потому суд первой инстанции обосновано оставил без удовлетворения требования административных истцов о признании незаконным заключения №3-7025-1 от 26 августа 2015 года.

Судебная коллегия не может согласиться с мнением суда первой инстанции о том, что административные истцы обратились в суд с административным иском в установленный срок.

Так, согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд согласно части 8 статьи 219 настоящего Кодекса является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административные истцы ФИО2 и ФИО3, проживая рядом с территорией, на которой ведется строительство объекта капитального строительства- Дома творчества со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, о нарушении своих прав узнали не позднее мая 2016 года -даты сноса зданий, расположенных на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 4б, лит «Б», «В», «И».

Как следует из объяснений административных истцов, выступая за комфортную среду обитания и сохранение объектов культурного наследия, они отслеживают принимаемые Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга решения в отношении объектов культурного наследия.

С административным иском в суд административные истцы обратились 3 мая 2017 года, то есть через 1 год 8 месяцев после принятия оспариваемого заключения и через 1 год после сноса зданий. При этом доказательств уважительных причин пропуска срока не представили.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административных истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: