ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1105/20 от 20.02.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 20 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Трифоновой О.М.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС №1 по Оренбургской области к Панину Ф.Г. о взыскании обязательных платежей по апелляционной жалобе Панина Ф.Г. на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

МИФНС №1 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Панин Ф.Г. является налогоплательщиком по транспортному налогу, а также в период с 28 февраля 1997 г. по 8 октября 2012 г. осуществлял предпринимательскую деятельность.

Однако обязанность по уплате транспортного налога и пени за 2015-2016 годы, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не выполнил.

Административный истец просил суд взыскать с Панина Ф.Г. пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10,43 рублей, недоимку по транспортному налогу за 2015-2016 годы в сумме 4 902 рубля и пеню по транспортному налогу - 45,65 рублей.

Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 ноября 2019 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С таким решением Панин Ф.Г. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что подлежит освобождению от уплаты транспортного налога, поскольку является пенсионером с 2006 г., ветераном труда Оренбургской области с 13 марта 2013 г. и инвалидом 3 группы. Кроме того, налоговые уведомления об уплате транспортного налога не получал.

Представитель административного истца МИФНС №1 по Оренбургской области, административный ответчик Панин Ф.Г. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов.

В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно части 8 статьи 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.

Статья 25 Федерального закона № 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Судом установлено, что Панин Ф.Г. в период с 28 февраля 1997 г. по 8 октября 2012 г. осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из Единого реестра индивидуальных предпринимателей.

Отделением Пенсионного фонда (ГУ) по Оренбургской области произведено начисление пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за сентябрь 2011 г., апрель, май и июнь 2012 г. в размере 10,43 рублей.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.Согласно представленному расчету пени в период с 15 ноября 2011 г. по 1 декабря 2011 г., с 22 августа 2012 г. по 13 сентября 2012 г., с 14 сентября 2012 г. по 1 октября 2012 г. начислены пени в общей сумме 10,43 рублей.

Расчет сумм пени проверен и признается верным.

Налоговым органом направлено Панину Ф.Г. требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 9 января 2017 г. . Срок установлен до 5 июля 2017 г.

Требования в добровольном порядке налогоплательщик в установленный срок не исполнил. Срок добровольной оплаты истек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 358 НК РФ).

В силу статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. № 322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 0 рублей; свыше 100 до 150 л.с. - 15 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей, свыше 100 л.с. до 150 - 40,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 50,0 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65,0 рублей, свыше 250 л.с. - 85 рублей, автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 50 рублей.

Судом установлено, что за административным ответчиком Панином Ф.Г. с 9 января 2004 г. зарегистрировано транспортное средство ГАЗ 2705, 140,08 л.с., государственный регистрационный знак ***, что подтверждается представленными сведениями об имуществе налогоплательщика (л.д. 25,27).

Согласно налоговому уведомлению от 25 августа 2016 г. Панину Ф.Г. начислен транспортный налог за 2015 г. в размере 2 801 рубль. Срок уплаты установлен до 1 декабря 2016 г.

Расчет налога проверен и признается верным.

В связи с неуплатой налога в установленный законом срок административному ответчику направлено требование по состоянию на 18 декабря 2016 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате транспортного налога за 2015 г. в размере 2 801 рубль, а также пени в размере 14,94 рублей. Срок установлен до 9 февраля 2017 г.

Налоговое требование не исполнено. Факт направления налогового уведомления и требования подтверждается списками почтовых отправлений (л.д. 17,22).

Кроме того, инспекцией исчислен транспортный налог за 2016-2017г.г. в размере 5 602 рубля и направлено налоговое уведомление от 23 июня 2018г. о необходимости уплаты сумм исчисленного налога. Срок установлен до 3 декабря 2018 г.

19 декабря 2018 г. Паниным Ф.Г. в налоговую инспекцию подано заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, с приложением следующих документов: удостоверение серии *** инвалида 3 группы (период действия с 5 октября 2016 г. по 1 ноября 2017 г.); удостоверение серии *** инвалида 3 группы (период действия с 1 ноября 2017 г. по 1 ноября 2018 г.); удостоверение серии *** инвалида 3 группы (период действия с 3 декабря 2018 г – бессрочно).

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. № 322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» инвалиды всех категорий (для лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, льгота предоставляется не более чем по одному транспортному средству, имеющему наиболее мощные двигатель, тягу реактивного двигателя или валовую вместимость).

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. № 322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» порядок представления заявления о предоставлении налоговой льготы, а также документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога).

МИФНС №1 по Оренбургской области рассмотрено заявление Панина Ф.Г. о предоставлении налоговой льготы и произведено уменьшение транспортного налога за грузовой автомобиль ГАЗ 2705 за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 г. в размере 700 рублей (общая сумма к оплате за 2016 г. составила 2 101 рубль); за 2017 г. льгота предоставлена 100% в сумме 2 801 рубль.

Судебной коллегией перерасчет налога проверен и признается верным, поскольку основанием для предоставлении льготы Панину Ф.Г. является удостоверение серии *** инвалида 3 группы, действие которого начинается с 5 октября 2016 г. и оканчивается 1 ноября 2017 г.

В связи с неуплатой налога в установленный законом срок административному ответчику направлено требование по состоянию на 30 января 2019 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 2 101 рубль, а также пени в размере 30,71 рублей. Срок установлен до 20 марта 2019 г.

Факт направления налогового уведомления и требования подтверждается списками почтовых отправлений (л.д. 20,23).

19 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка в административных территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании с Панина Ф.Г. сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также по недоимки по транспортному налогу в размере 4 958,08 рублей.

29 июля 2019 г. определением мирового судьи судебного участка в административных территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области судебный приказ от 19 июля 2019 г. отменен в связи с возражениями Панина Ф.Г.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в суд 6 сентября 2019 г., в срок, установленный законом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что представленный административным истцом расчеты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимки и пени по транспортному налогу за 2015-2016 г.г. являются правильными, административным ответчиком доказательств уплаты в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы Панина Ф.Г. о том, что он подлежит освобождению от уплаты транспортного налога, поскольку является пенсионером, ветераном труда Оренбургской области, а также инвалидом 3 группы повторяют доводы, изложенные им в возражении на административное исковое заявление, которые проверены судом первой инстанции и которым дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы Панина Ф.Г. о том, что налоговые уведомления об уплате транспортного налога он не получал являются необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что налоговые уведомления от 25 августа 2016 г. , от 23 июня 2018 г. направлены административному ответчику заказной почтой по адресу: (адрес) (л.д. 22,24).

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 ноября 2019 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Панина Ф.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: