ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11101/18 от 12.12.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Ягжова М.В.

Судья-докладчик Петухова В.Г. По делу № 33а-11101/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.В.,

судей Гусаровой Л.В., Петуховой В.Г.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Альбрехт О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Клычева Фуркатхона Хамраевича на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Клычеву Фуркатхону Хамраевичу о продлении срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

Заслушав доклад судьи Петуховой В.Г., объяснения административного ответчика Клычева Ф.Х., его представителя Хохлова Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Альбрехт О.А., возражавшего против отмены судебного акта, судебная коллегия

установила:

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД России по Иркутской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

В обоснование требований административный истец указал, что 28 июня 2018 года Клычев Ф.Х. освобожден из ФКУ «Исправительная колония № 6» ГУФСИН России по Иркутской области по отбытии наказания. В период отбывания административным ответчиком наказания в отношении него 6 декабря 2017 года Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение № 5121-рн о нежелательности пребывания (проживания) Клычева Ф.Х. на территории Российской Федерации, на основании которого ГУ МВД России по Иркутской области 24 марта 2018 года принято о депортации Клычева Ф.Х. за пределы Российской Федерации. По решению Ангарского городского суда Иркутской области от 2 июля 2018 года Клычев Ф.Х. находится в специальном учреждении.

Поскольку исполнить решение о депортации не представилось возможным, административный истец просил продлить срок пребывания Клычева Ф.Х. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан до 28 декабря 2018 года.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2018 года административный иск ГУ МВД России по Иркутской области удовлетворен, срок пребывания Клычева Ф.Х. в Центре временного содержания иностранных граждан продлен до 28 декабря 2018 года.

Не согласившись с решением суда, административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда по мотиву необоснованности не принятия судом во внимание факта его проживания на территории Российской Федерации с трехлетнего возраста вместе с матерью – гражданкой Российской Федерации, наличие у него семьи, что он является (данные изъяты), что никогда гражданином Узбекистана не был.

Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, подано возражение на апелляционную жалобу.

Административный истец ГУ МВД России по Иркутской области надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.

Основания и порядок продления срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с частью 11 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Частью 9 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Пунктом 9.3 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.

В соответствии с пунктом 9.4 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 данной статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

Согласно части 2 статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Частью 2 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

Из материалов дела следует, что приговором Свердловского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2016 года лицо без гражданства Клычев Ф.Х. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г», части 2, статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, которое он отбывал в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области, был освобожден по отбытии наказания 28 июня 2018 года.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 5121-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства Клычева Ф.Х. признано нежелательным.

24 марта 2018 года ГУ МВД России по Иркутской области принято решение о депортации за пределы Российской Федерации.

Решением и.о. начальника отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» от 15 июня 2018 года Клычев Ф.Х., как лицо, подлежащее депортации, помещен на срок до сорока восьми часов в специальное учреждение временного размещения иностранных граждан.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 2 июля 2018 года Клычев Ф.Х. помещен в специальное учреждение временного размещения иностранных граждан на срок до 28 сентября 2018 года.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2018 года срок пребывания Клычева Ф.Х. в специальном учреждении продлен до 28 декабря 2018 года.

Удовлетворяя административное исковое заявление о продлении срока пребывания Клычева Ф.Х. в специальном учреждении до 28 декабря 2018 года, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для продления срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении, с учетом того, что решение о депортации не отменено и подлежит исполнению, а пребывание Клычева Ф.Х. на территории Российской Федерации является незаконным. Суд первой инстанции указал, что наличие у Клычева Ф.К. социальных связей, состояние здоровья не относятся к юридически значимым обстоятельствам по делу.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда в связи со следующим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.

В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о депортации компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.

При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем, чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года № 14-П).

Как следует из материалов дела, Клычев Ф.Х. является лицом без гражданства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 115-ФЗ лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

На момент принятия решения о депортации Клычева Ф.Х. 24 марта 2018 года уполномоченному органу было известно, что Клычев Ф.Х. не является гражданином какого-либо государства. Однако в нарушение требований пункта 11 статьи 31 названного Федерального закона процедура реадмиссии не была начата, несмотря на наличие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от 15 апреля 2013 года.

Более того, 28 июня 2018 года начальник Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Иркутской области обращается в генеральное консульство Республики Узбекистан в городе Новосибирске с ходатайством об оформлении сертификата на возвращение Клычева Ф.Х. в Республику Узбекистан как гражданина Республики Узбекистан.

Генеральное консульство Республики Узбекистан в городе Новосибирске 26 июля 2018 года сообщает, что Клычев Ф.Х. не является гражданином Республики Узбекистан.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Федерального закона № 115-ФЗ передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о принятии решения о реадмиссии. После направления 17 июля 2018 года в Главное управления по вопросу миграции МВД России просьбы о подготовке ходатайства о реадмиссии, никакой переписки по данному вопросу не имеется, то есть иных действий по разрешению данного вопроса уполномоченным органом не предпринималось, подтверждающие доказательства суду не представлены.

При таких обстоятельствах вывод суда о наличии препятствий для исполнения решения о депортации Клычева Ф.Х., как то: отсутствие документов, удостоверяющих личность, необходимость разрешения вопроса о приобретении проездного документа, и, как следствие, наличие основания для продления срока его пребывания в специальном учреждении для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречит требованиям закона, поскольку в данном случае исполнения решения о депортации при отсутствии решения о реадмиссии, невозможно.

Суждение суда первой инстанции о том, что срок принятия решения о реадмиссии не истек материалами дела не подтверждается и противоречит требованиям пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии, которым установлено, что центральный компетентный орган государства запрашиваемой Стороны в течение 30 календарных дней с даты получения запроса о реадмиссии в отношении граждан государства запрашиваемой Стороны, граждан третьих государств или лиц без гражданства дает согласие на прием или мотивированный отказ в приеме. При наличии обстоятельств юридического или фактического характера, препятствующих своевременному ответу на запрос о реадмиссии, сроки ответа на основании мотивированного обращения запрашиваемой Стороны продлеваются до 60 дней.

Как следует из материалов дела, Клычев Ф.Х. проживает на территории Российской Федерации с 1992 года. Из представленных и исследованных судебной коллегией документов следует, что мать Клычева Ф.Х. М. является гражданкой Российской Федерации, прописана и проживает по адресу: (адрес изъят). Как следует из приговора Свердловского районного суда г. Иркутска от 29 июня 2016 года административный ответчик проживает без регистрации брака с Ж. имеет несовершеннолетнего ребенка С.. (дата изъята), которые прописаны и проживают по адресу: (адрес изъят)

Перечисленными доказательствами подтверждено обеспеченность административного ответчика на территории Российской Федерации жилым помещением, наличие у него родственников, проживающих в Российской Федерации.

В то же время в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, указывающие на то, что находясь вне специального учреждения, Клычев Ф.Х. намерен скрываться от миграционных органов.

Также судом апелляционной инстанции установлено, что у Клычева Ф.Х. в связи с травмой в 2009 году (данные изъяты). Ранее на основании акта освидетельствования ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» от 28 августа 2012 года (данные изъяты) на срок до 1 сентября 2013 года.

Судебная коллегия в данном случае при установленных обстоятельствах полагает, что отсутствуют достаточные основания для продления срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении, поскольку на момент продления срока не представляется возможным определить, инициирован ли компетентным органом Российской Федерации в отношении Клычева Ф.Х. вопрос о реадмиссии, что может свидетельствовать о нарушении его прав длительным нахождением в специальном учреждении.

Таким образом, с учетом вышеприведенных обстоятельств, решение суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене на основании пунктов 2, 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неверным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая наличие у административного ответчика на территории Российской Федерации места жительства, родственников - граждан Российской Федерации, его состояние здоровья, его длительное пребывание в специальном учреждении, невозможности исполнения решения о депортации, отсутствие решения о реадмиссии, судебная коллегия приходит к выводу, что в данном конкретном случае продление срока пребывания Клычева Ф.Х. в специальном учреждении не обоснованно, поэтому в удовлетворении административного иска следует отказать, поскольку административный ответчик не может быть оставлен в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований Клычев Ф.Х. подлежит освобождению из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Иркутской области.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2018 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Клычеву Фуркатхону Хамраевичу о продлении срока содержания в специальном учреждении.

Освободить Клычева Фуркатхона Хамраевича, (дата изъята), лицо без гражданства, из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Иркутской области немедленно в зале суда.

Председательствующий Л.Г.Туглакова

Судьи Л.В. Гусарова

В.Г. Петухова