Судья Балашова А.А. Дело № 33а-11105/2021 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Цыцаркиной С.И., Вердияна Г.В., при помощнике судьи Сорокине Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании от 05 апреля 2021 года апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 14 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области к Шмелевой С. Д. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионной страхование за 2019 год, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год, пени, заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области Бреништер Е.Ф., у с т а н о в и л а : Административный истец межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Шмелевой С.Д. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., пени по ним в размере 303 руб. 33 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 4 590 руб., пени по ним в размере 71 руб. 14 коп. Административный ответчик Шмелева С.Д. в суд не явилась. Решением Раменского городского суда Московской области от 14.01.2021 в удовлетворении административного иска отказано. Не согласившись с решением суда, административный истец межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заслушав объяснения представителя межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл. 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в ч. 2 НК РФ были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов. В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ указанными лицами уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование. При этом, учитывая положения подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, указанные лица, уплачивающие налог на доходы физических лиц, определяют размер страховых взносов, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В силу абз. 3 п. 2 ст. 434 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) указанными лицами страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период. В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно. В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Разбирательством по административному делу установлено, что Шмелева С.Д. является адвокатом, в связи с чем состоит на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области, следовательно, является плательщиком страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Административный ответчик является адвокатом, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432, ст. 430 НК РФ она является плательщиком страховых взносов, и сама должна рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. По причине не оплаты административным ответчиком страховых взносов за 2019 год административный истец в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ выставил и 21.02.2020 доставил ей в личный кабинет налогоплательщика сайта ФНС России в сети «Интернет» требование <данные изъяты> по состоянию на 20.02.2020 об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени по ним в размере 3030 руб. 33 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени по ним в размере 71 руб. 14 коп. (л.д. 21-23). П. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрены, в том числе, и способы передачи физическому лицу налогового уведомления и требования об уплате налога, пени лично под расписку, направлением по почте заказным письмом, передачей через личный кабинет налогоплательщика. При наличии в налоговом органе уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@ «Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами», налоговые уведомления и требования об уплате налога направляется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, через личный кабинет. Указанное требование было направлено административному ответчику через ее личный кабинет ФНС России в сети «Интернет», к которому она имеет доступ, в связи с чем считается доставленным административному ответчику. Поскольку обязанность рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование лежит на административном ответчике, а все реквизиты для оплаты страховых взносов находились в открытом доступе на официальном сайте налогового органа, то налоговый орган не несет ответственность, освобождающую административного ответчика от уплаты страховых взносов и пени. В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ на неоплаченную часть страховых взносов правомерно была начислена пеня (л.д. 24, 25), расчет которой был проверен судом и не оспаривался административным ответчиком. Административному ответчику направлялось требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени по ним, а доказательств погашения полной задолженности по ним не представлено; заявленный к взысканию размер страховых взносов и пени по ним не опровергнут, и оснований для несогласия с правильностью представленного налоговым органом расчета задолженности не имеется, расчет пени, период ее начисления являются арифметически верными. Суд свое решение по административному делу мотивировал тем обстоятельством, что поскольку административный ответчик представила в суд доказательства оплаты заявленных к взысканию страховых взносов, пени по ним: платежные поручения от 23.12.2020, то в удовлетворении административного иска следует отказать. Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку выводы суда не основаны на материалах административного дела, судом неправильно применены нормы материального права. В соответствии с ч. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Во исполнение указанной нормы НК РФ приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н были утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами. Приказом Минфина России от 23.09.2015 № 148н были внесены изменения в указанный Приказ Минфина России (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 27.11.2015, регистрационный номер 39883, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2015). В соответствии с подп. «а» п. 2 приложения к Приказу Минфина России от 23.09.2015 № 148н в указанных Правилах указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (приложение № 2), п. 4 дополнен абзацем первым, согласно которому в случае указания в реквизите «101» распоряжения о переводе денежных средств в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, одного из статусов «09» - «14» и одновременного отсутствия в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления, указание значения ИНН плательщика– физического лица в реквизите «ИНН» плательщика является обязательным. Изменения связаны с порядком указания информации, идентифицирующей плательщика и платеж при формировании распоряжения на перечисление в бюджетную систему РФ платежей, администрируемых налоговыми органами, и приняты в целях совершенствования автоматизированных процедур обработки информации, содержащейся в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Плательщики при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, указывают в распоряжении уникальный идентификатор начисления (УИН). При осуществлении перевода денежных средств в бюджетную систему РФ в уплату государственной пошлины в распоряжении о переводе денежных средств плательщику предоставляется возможность выбора обязательного указания только одного из реквизитов. При отсутствии уникального идентификатора начисления (УИН), начиная с 28.03.2016, для плательщиков–физических лиц указание значения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в распоряжении о переводе денежных средств обязательно. Аналогичное требование установлено и в Положении Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». В соответствии с п. 5.1 указанного Положения при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика–физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика. В соответствии с п. 5.3 указанного Положения реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены Приложениями 1–3 к Положению. Исходя из Приложений 1–3 к Положению в платежном поручении указывается (при наличии) ИНН плательщика. В представленных административным ответчиком платежных поручениях от 23.12.2020 уникальный идентификатор начисления указан не был, а в графе «ИНН» был указан номер, соответствующий ИНН не административного ответчика, а ИП Карнюшиной Т.Е. (л.д. 41-44), в связи с чем эти платежи правомерно были зачтены в расчеты с бюджетом ИП Карнюшиной Т.Е. (л.д. 65-68). При таком положении дела платежные поручения от 23.12.2020 не могут служить доказательством исполнения административным ответчиком своей обязанности по оплате страховых взносов за 2019 год, пени по ним. При указанных обстоятельствах с административного ответчика следует взыскать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., пеню по ним в размере 303 руб. 33 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 4 590 руб., пеню по ним в размере 71 руб. 14 коп. В апелляционной жалобе административный истец указывает на новый размер задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 6 955 руб. 14 коп. Поскольку по административному иску был заявлен размер этих страховых взносов 4 590 руб., и исковые требования в этой части административным истцом не изменялись, то взысканию подлежит сумма 4 590 руб. В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Требованием <данные изъяты> по состоянию на 20.02.2020 был установлен срок оплаты страховых взносов, пени по ним до 24.03.2020, в связи с чем срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 24.09.2020. Судебный приказ на взыскание заявленных по настоящему административному делу страховых взносов, пени по ним был выдан 22.07.2020, следовательно, заявление на выдачу судебного приказа было подано в установленный срок. Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области от 02.09.2020, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 02.03.2021. Административный иск был подан в суд 18.11.2020 (л.д. 34), то есть, в установленный срок. С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Раменского городского суда Московской области от 14 января 2021 года отменить, принять новое решение. Взыскать в пользу межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области со Шмелевой С. Д. страховые взносы на обязательное пенсионной страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., пеню по ним в размере 303 руб. 33 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 4 590 руб., пеню по ним в размере 71 руб. 14 коп. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |