ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11128/2021 от 30.08.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Шахматова Г.А. Дело 33а-11128/2021

УИД 24RS0004-01-2020-001556-18

3.192

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Мирончика И.С.

судей Корниенко А.Н., Сидоренко Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе начальника МИ ФНС № 26 по Красноярскому краю ФИО2

на решение Березовского районного суда Красноярского края от 31 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

И.о. начальника межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю ФИО3 обратилась с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что ФИО1, являясь собственником земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> не исполнила обязанность по уплате земельного налога за 2015-2017г.г. в размере 1026 рублей после получения налоговых уведомлений. Кроме того, получив доход от ООО «Пешеход», ООО МКК «Арифметика» в общем размере 15239,04 руб., ФИО1 не уплатила налог на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1 981 руб. Ей начислены пени и направлены требования об уплате налогов и пени. По заявлению налогового органа 31.01.2020 г. мировым судьей судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края выдан судебный приказ о взыскании недоимки, который определением от 25.02.2020 г. отменен в связи с возражениями должника. До момента предъявления административного иска налоговая недоимка не уплачена.

И.о. начальника межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю просила взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу за 2015-2017 года в размере 1026 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 77,88 рублей, налог на доходы физических лиц в размере 1 981 рублей, а всего 3084,88 рублей.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник межрайонной ИФНС № 26 по Красноярскому краю ФИО2 просила решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом не учтено, что земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1 по сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а доходы административного ответчика установлены в соответствии со справами формы 2-НДФЛ, предоставленными в налоговую инспекцию налоговыми агентами ООО «Пешеход», ООО МКК «Арифметика». Кроме того, не рассмотрено по существу ходатайство о привлечении указанных юридических лиц к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Заслушав представителя межрайонной ИФНС № 26 по Красноярскому краю по доверенности ФИО4, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст. 397 НК РФ).

Из положений п. 4 ст. 85, п. 2 ст. 408 НК РФ следует, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст. 224 НК РФ (в ред. от 30.12.2012г., действующей на дату подачи налоговой декларации) налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Согласно п.2 ст. 230 НК РФ (в ред. от 04.06.2018г.) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета: документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи;

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, ФИО1 имела в 2015-2017 г.г. на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается сведениями Росреестра о том, что решением Администрации Березовского района Красноярского края от 16.10.1992г. №400 ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок для ведения садоводства в садовом <адрес>, площадью 0,1 га.

Кроме того, налоговыми агентами в налоговый орган предоставлена информация о том, что ФИО1 получила от ООО «Пешеход» доход в размере 2 010 руб., а от ООО МКК «Арифметика» - в размере 13 229,04 руб.

ФИО1 исчислен земельный налог за 2015г. в размере 342 руб., за 2016г. – 342 руб., за 2017 г. – 342 руб., а также налог на доходы физических лиц за 2017г. в размере 1 981 руб. и направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты налогов от 06.08.2016г., от 11.07.2017г. и от 24.08.2018г.

В связи с неоплатой налогов в установленные сроки начислены пени за неуплату земельного налога за 2015-2017 г.г., налога на доходы физических лиц за 2017г., о чем налогоплательщику направлены следующие требования об уплате налогов и пени:

- № 13762 от 22.11.2017г. - земельный налог за 2015 г. в размере 342 руб., пени - 37,74 руб. срок уплаты до 17.01.2018г. (л.д. 14);

- № 215445 от 24.08.2018 г. - земельный налог за 2016 г. в размере 342 руб., пени -22,52 руб., срок уплаты до 04.12.2018г. (л.д. 18);

- № 14557 от 14.12.2018 г. - налог на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 1 981 руб., пени - 5,45 руб., срок уплаты до 22.01.2019г. (л.д. 24).

- № 34286 от 22.06.2019г. - земельный налог за 2017 г. в размере 342 руб., пени - 17,62 руб., срок уплаты до 10.09.2019г. (л.д. 32);

Налоговые уведомления и требования об уплате налогов направлялись ФИО1 заказной корреспонденцией с уведомлением.

28.01.2020 г. налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании указанных налогов и пени.

31.01.2020г. мировым судьей судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 налоговой недоимки в общем размере 3 084,88 руб.

25 февраля 2020 г. судебный приказ отменен определением того же мирового судьи в связи с возражениями должника.

25 августа 2020 г. межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю обратилась с настоящим административным исковым заявлением к ФИО1, что подтверждается конвертом об отправлении (л.д. 35), то есть в пределах шести месяцев с момента отмены судебного приказа.

Отказывая в удовлетворении административного иска в части налога на доходы физических лиц, суд первой инстанции установил, что в налоговый орган налоговыми агентами ООО «Пешеход» и ООО МКК «Арифметика» были предоставлены не подписанные и не заверенные надлежащим образом справки о доходах физического лица за 2017 г. по форме 2-НДФЛ на ФИО1, которая, по сведениям налоговых агентов, получила доход в указанных организациях: ООО «Пешеход» - в размере 2 010 руб., а от ООО МКК «Арифметика» - в размере 13 229,04 руб. (л.д. 21-22), т.е. налоговый орган не подтвердил получение ФИО1 дохода.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о взыскании земельного налога и пени суд первой инстанции принял во внимание то, что согласно уведомлению Управления Росреестра по Красноярскому краю от 25 января 2021 года отсутствуют сведения о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество за ФИО1 в период с 01.01.2015 года по 31.12.2017 года в ЕГРН (л.д.136).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части необходимости отказа во взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в связи со следующим.

Форма справки о доходах физических лиц N 2-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме", в соответствии с п. 5 ст. 226 и ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако в нарушение указанных положений нормативных актов, кроме имеющихся в материалах дела справок формы 2-НДФЛ, не подписанных, не имеющих печати указанных организаций, налоговым органом не предоставлено суду первой инстанции иных доказательств, которые бы указывали на получение ФИО1 суммы указанных доходов в ООО «Пешеход» и ООО МКК «Арифметика». Из копии трудовой книжки, предоставленной в материалы дела ФИО1, следует, что налогоплательщик не находилась с указанными организациями в трудовых отношениях.

Материалы дела не содержат сведений о предоставлении их налоговыми агентами в инспекцию в электронном виде, подписанных электронной цифровой подписью, хотя такой порядок предусмотрен как положениями Налогового кодекса РФ, так и регулируется Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

В суд апелляционной инстанции налоговым органом предоставлены дополнительные доказательства: договор займа между ООО «Пешеход» и ФИО1 на сумму 30000 рублей сроком до 16 ноября 2014г., график платежей на общую сумму 56194 руб. с анкетой физического лица, а также карточка счета ООО МК Арифметика», согласно которой 01.12.2016г. последним совершена покупка просроченной дебиторской задолженности ФИО1 перед ООО «Пешеход» по договору цессии 01.12.2016г. на суммы 5676,45 руб. и 13229,04 руб., а 01.12.2017г. произведено списание дебиторской задолженности на сумму 7552,59 руб. и 3021,04 руб.

По мнению судебной коллегии, данные документы не свидетельствуют с достоверностью о получении ФИО1 дохода, так как отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие совершение ООО «Пешеход» и ООО МК Арифметика» реальных хозяйственных и бухгалтерских операций по прощению долга, а также договоры цессии. Представленные ООО «Пешеход» и ООО МК Арифметика» в налоговый орган документы не подтверждают правомерность включения спорных сумм в состав доходов ФИО1

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости отмены решения суда в связи с непривлечением к участию в административном деле ООО «Пешеход» и ООО МК Арифметика», поскольку взаимоотношения между налоговым органом и указанными обществами лежат за пределами предмета иска о взыскании налоговой недоимки. Поэтому с учетом характера спора суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа о привлечении ООО «Пешеход» и ООО МК Арифметика» к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Судебная коллегия считает, что проверку правильности начисления налога на доходы физических лиц налоговый орган должен был производить до направления налогового уведомления от 24.08.2018г., истребовав договоры цессии(уступки прав требования) и другие необходимые документы, которые в материалы настоящего дела так и не предоставлены из-за чего нельзя признать обоснованным начисление налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции об отказе во взыскании с ФИО1 земельного налога за 2015-2017 г.г. в связи со следующим.

На листе дела 78 имеется выписка из ЕГРН подтверждающая то, что правообладателем земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> является ФИО1, реквизиты документа-основания: оценочная опись от 15.09.2005 г., право собственности на него административным ответчиком не зарегистрировано. Также из указанной выписки следует, что земельный участок стоит на кадастровом учете с 13.10.2005г. без установления границ. Между тем судом первой инстанции данные сведения не проверены.

Письмом, предоставленным в суд апелляционной инстанции налоговым органом 25.08.2021г., Управление Росреестра по Красноярскому краю сообщило о том, что сведения о незарегистрированном праве собственности ФИО1 на указанный земельный участок внесены в кадастровые сведения ЕГРН на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 02.11.1992 г., которое выдано в соответствии с решением Администрации Березовского района Красноярского края от 16.10.1992г.№400 о предоставлении в собственность ФИО1 данного земельного участка.

Согласно ч.9 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч.1 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Даже с учетом того, что право собственности на земельный участок не зарегистрировано в едином реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества, решение Администрации Березовского района Красноярского края от 16.10.1992г.№400 и свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 02.11.1992 г., выданное на имя ФИО1, являются юридически действительными и подтверждают принадлежность ФИО1 данного земельного участка на праве собственности, что порождает у ФИО1 обязанность по уплате земельного налога.

В таком положении судебная коллегия считает законными и обоснованными требования налогового органа о взыскании земельного налога за 2015-2017 г.г. в размере 1 026 рублей, пени за его неуплату в размере 77,88 рублей. Налоговым органом соблюдены сроки для обращения в суд, предусмотренные п. 2 ст. 48 НК РФ. Расчет суммы налога и пени является верным, соответствующим требованиям ст.ст. 388-397, 75 Налогового кодекса РФ. Обязанность по уплате указанного налога и пени ФИО1 не исполнена.

Поскольку имущественные требования налогового органа были удовлетворены, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.114 КАС РФ с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход местного бюджета Березовского района Красноярского края.

Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Березовского районного суда Красноярского края от 31 марта 2021 года отменить в части взыскания земельного налога и пени. Принять в этой части новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 26 по Красноярскому краю частично, взыскать с ФИО1 земельный налог за 2015-2017 годы в размере 1 026 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 77,88 руб., а также государственную пошлину в доход местного бюджета Березовского района Красноярского края в размере 400 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: