ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1113 от 08.02.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Рогалев Е.В. Дело № 33а-1113

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 февраля 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.

при секретаре Лысенко О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уссурийского городского прокурора к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 сентября 2017 года, которым на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность в срок до 31 декабря 2017 года провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа, находящихся в собственности Уссурийского городского округа, за исключением автомобильных дорог: <...> в границах от дома № 20 по направлению к ул. Московская и от ул. Ладыгина до дома 33а по Владивостокскому шоссе; <...> в границах от ул. Чичерина до д. №1 по ул. Кузнечная; г. Уссурийск, с Воздвиженка, ул. Студ. Городок; <...>; <...>; <...> <...> от ул. Некрасова с выходом на ул. Комарова; <...> в границах от дома №1в до дома №61 по ул. Ясная; <...> в границах от ул. Волочаевская до ул. Советская; <...> в границах от магазина «Рыбомиров» ул.Сергея Ушакова, 10 до автобусной остановки «Ушакова»; <...> в границах ул.Раковская, ул. Ясная; <...> в границах от ул. Общественная до ж/д №55 по ул.Благовещенская; г.Уссурийск, <...>; г.Уссурийск, <...> от дома №56 до дома № 98 (проезд к Зоопарку «Чудесный»). На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность в срок до 1 февраля 2018 года провести классификацию и отнесение автомобильных дорог к категории автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа, находящихся в собственности Уссурийского городского округа. На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность не реже одного раза в год проводить оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа, находящихся в собственности округа.

Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав пояснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей необходимым решение суда отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Уссурийский городской прокурор обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в сфере строительства, ремонта, содержания и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования местного значения выявлено, что в нарушение Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1996 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 сентября 2009 года №150, Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 администрацией Уссурийского городского округа обязанность проведения оценки технического состояния автомобильных дорог и её периодичность не реже одного раза в год не исполняется, ежегодная оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Уссурийского городского округа не проводится, как следствие классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги не осуществляются. Указанным бездействием со стороны ответчика нарушаются права граждан на обеспечение безопасных условий движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Просил возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность в срок до 31 декабря 2017 года провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа; возложить обязанность по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа в срок до 1 февраля 2018 года провести в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог их классификацию и отнесение автомобильных дорог к категории автомобильных дорог; обязать администрацию Уссурийского городского округа принять меры по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа, находящихся в собственности округа, не реже одного раза в год.

Старший помощник прокурора в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал, согласилась исключить из списка 14 автодорог, по которым составлены акты технического обследования.

Представитель администрации Уссурийского городского округа в судебном заседании с доводами административного истца согласилась частично, пояснив, что администрация не возражает провести оценку технического состояния автодорог, за исключением 14 дорог, в отношении которых составлены акты технического обследования, просила увеличить срок исполнения возложенной обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения до 30 июня 2018 года.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Уссурийского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегияприходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от августа 2009 года №150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по осуществлению ремонта и содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными техническими регламентами и другими нормативными документами возложена на администрацию Уссурийского городского округа как собственника

Как следует из материалов дела, Уссурийскому городскому округу принадлежит на праве собственности 566 автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Уссурийского городского округа.

По делу установлено, что возложенная на орган местного самоуправления обязанность по оценке технического состояния автодорог, частично исполнена. Техническое обследование осуществлено в отношении следующих объектов (автодорог), расположенных в границах Уссурийского городского округа:

- <...> в границах от дома № 20 по направлению к ул. Московская и от ул. Ладыгина до дома 33а по Владивостокскому шоссе;

- <...> в границах от ул. Чичерина до д. №1 по ул. Кузнечная;

-г.Уссурийск, <...>. Городок;

-<...>;

-<...>;

-<...>

-<...> от ул. Некрасова с выходом на ул. Комарова;

-<...> в границах от дома №1в до дома №61 по ул. Ясная;

-<...> в границах от ул. Волочаевская до ул. Советская;

-<...> в границах от магазина «Рыбомиров» (ул.Сергея Ушакова, 10) до автобусной остановки «Ушакова»;

-<...> в границах ул.Раковская, ул. Ясная;

-<...> в границах от ул. Общественная до ж/д №55 по ул.Благовещенская;

-г.Уссурийск, <...>;

-г.Уссурийск, <...> от дома №56 до дома № 98 (проезд к Зоопарку «Чудесный»).

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из установленной законом обязанности органа местного самоуправления по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа, находящихся в собственности Уссурийского городского округа, по проведению классификации и отнесению автомобильных дорог к категории автомобильных дорог.

Между тем суд не учел, что обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях, предусмотренным законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления. По существу прокурор ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа без учета иных задач местного самоуправления также требующих финансирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Уссурийского городского округа, постановлением администрации Уссурийского городского округа от 31 марта 2015 года № 895-НПА «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Уссурийского городского округа и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов администрации Уссурийского городского округа» администрацией Уссурийского городского округа утверждена муниципальная программа «Уссурийские дороги» на 2016-2020 годы.

Объем финансирования мероприятий по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, классификация по категориям, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на 2016-2020 годы составляет 7500000 руб., в том числе: 2016 год - 500000 руб.; 2017 год - 500000 руб.; 2018 год – 2500000 руб., 2019 года- 2000000 руб., 2020 год - 2000000 руб. В качестве исполнителя данных мероприятий указано муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказчика - застройщика» (далее - МКУ «СЕЗЗ»).

Судом первой инстанции установлено, что возложенная на орган местного самоуправления обязанность по оценке технического состояния автодорог исполняется, что подтверждается представленными суду актами технического обследования, составленными специалистами МКУ «СЕЗЗ» о проведении технического обследования в отношении ряда автодорог, расположенных в границах Уссурийского городского округа, с определением вида и объема необходимых работ.

Периодичность проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения регламентирована действующим законодательством.

Сроки действия муниципальной программы «Уссурийские дороги» на 2016-2020 годы как на момент принятия решения, так и на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не истекли, следовательно, административные исковые требования заявлены прокурором преждевременно.

Удовлетворяя требования прокурора, суд возложил на орган местного самоуправления обязанность вне процедуры реализации программы, принятой в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий органа местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что в рамках предмета правового регулирования и конкретных установленных по делу обстоятельств отсутствуют основания для вывода о неисполнении административным ответчиком предусмотренной законом обязанности в данной сфере дорожной деятельности и удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности по проведению оценки технического состояния, классификации и отнесению автомобильных дорог к категории автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Уссурийского городского округа, находящихся в собственности Уссурийского городского округа, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Уссурийского городского округа является ненадлежащим ответчиком в связи с созданием МКУ «СЕЗЗ» вопреки позиции прокурора в заседании судебной коллегии основанием для направления дела на новое рассмотрение не является.

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации муниципального образования города Уссурийска и Уссурийского района от 6 августа 1997 года № 1121, в соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 27 марта 2007 года № 380 и постановлением администрации Уссурийского городского округа от 21 февраля 2012 года № 452 создано МКУ «СЕЗЗ», учредителем и собственником которого является муниципальное образование Уссурийский городской округ.

В соответствии с пунктом 13 Устава МКУ «СЕЗЗ», учреждение создано для организации проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта муниципальной собственности на территории Уссурийского городского округа, а также для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает собственника имущества - администрацию Уссурийского городского округа нести бремя содержания муниципального имущества в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе с привлечением к осуществлению дорожной деятельности МКУ «СЕЗЗ».

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 сентября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Уссурийского городского прокурора к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности - отказать.

Председательствующий

Судьи