Судья Рогалев Е.В. дело № 33а-11145 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 октября 2019 года город Владивосток Судья судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда Туктамышева О.В., рассмотрев частную жалобу индивидуальных предпринимателей Шоевой ФИО7, Ткач Елены ФИО8, Лунина ФИО9, Чан-сы-чан ФИО10, Долидовой ФИО11, ООО «Никольск-3» к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным и недействующим правового акта органа местного самоуправления на определение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 28 августа 2019 года, которым в принятии административного искового заявления отказано, у с т а н о в и л а: административные истцы обратились в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим в части постановление администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 г №3014-НПА «Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа» в отношении хозяйствующих субъектов и нестационарных торговых объектов включенных в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа до принятия данного нормативного акта. Определением Уссурийского районного суда Приморского края от 28 августа 2019 года в принятии административного искового заявления отказано. На указанное определение административными истцами подана частная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене определения как незаконного. В соответствии с ч.2 ст.315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса. Согласно ч.2.1 ст.315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда. Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам. Отказывая в принятии административного иска, суд пришел к выводу, что данное административное исковое заявление рассматривается и разрешается арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством, поскольку характер спорных правоотношений и субъектный состав спора носит экономический характер, спор возник между юридическим лицом, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю и органом местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности в РФ по размещению нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. Данный вывод суда постановлен при неправильном применении норм процессуального права. Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 27 АПК РФ). Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», вступившей в законную силу с 06.08.2014) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Оспариваемое в части постановление администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 г №3014-НПА регулирует правоотношения в сфере торговой деятельности в Российской Федерации, подлежит применению неоднократно, распространяется на неопределенный круг лиц (субъектов предпринимательской деятельности), подлежит официальному опубликованию, то есть обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт. Законом № 381-ФЗ, в соответствии с которым принято оспариваемое постановление, не предусмотрена возможность обжалования рассматриваемого нормативного правового акта в арбитражном суде. Учитывая, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и не поименовано в пункте 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, учитывая, что дела об оспаривании нормативных правовых актов не относятся к подведомственности арбитражных судов, настоящее административное исковое заявление индивидуальных предпринимателей и общества подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции суде. С учетом изложенного, считаю необходимым отменить определение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 августа 2019 года, материалы направить в Уссурийский районный суд Приморского края для рассмотрения вопроса со стадии принятия заявления к производству суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 315, 316 КАС РФ, судья о п р е д е л и л а: определение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 августа 2019 года отменить. Материал по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Шоевой ФИО12, Ткач ФИО13, Лунина ФИО14, Чан-сы-чан Людмилы ФИО15, Долидовой ФИО16, ООО «Никольск-3» к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным и недействующим правового акта органа местного самоуправления направить в Уссурийский районный суд Приморского края для рассмотрения вопроса со стадии принятия заявления к производству суда. Судья О.В. Туктамышева |