Дело 33а-11153/2022 (судья Горпинич Н.Н.)
УИД 24RS0056-01-2020-006795-72
3.198
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Славкина М.М.
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Центральному району г. Красноярска к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени
по апелляционной жалобе представителя ИФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности ФИО3
на решение Центрального районного суда города Красноярска от 18 января 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований,
заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Представитель ИФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности ФИО4 обратилась с административными исками о взыскании транспортного налога отдельно за 2018 год и за 2019год, объединенными судом в одно производство.
Требования мотивированы тем, что ФИО2, как собственник транспортных средств УРАЛ 5557, государственный регистрационный знак №, КАМАЗ 53229, государственный регистрационный знак №, является плательщиком транспортного налога. Налогоплательщику исчислен за 2018 год транспортный налог в размере 26 100 руб., за 2019г. в размере 26100 руб., о чем ФИО1 направлены налоговые уведомления с предложением уплаты в установленные законом сроки. Налог не уплачен, в связи с чем налоговый орган направлял ФИО1 требования об уплате налогов и пени, которые оставлены без исполнения.
14.04.2020г. мировым судьей судебного участка №139 в Центральном районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2018 год в размере 26 100 руб., пени в размере 6 634,16 руб. 06.05.2020г. судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.
02.02.2021г. мировым судьей судебного участка №139 в Центральном районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2019 год в размере 26 100 руб., пени в размере 25,88 руб. 17.02.2021г. судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.
Задолженность по налогам и пени не уплачена.
Представитель ИФНС России по Центральному району г. Красноярска просила взыскать с ФИО1 транспортный налог за 2018 год в размере 26 100 руб., пени в размере 6634,16 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 26100 рублей, пени в размере 25,88 рублей.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности ФИО3 просила решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом не учтено, что до момента снятия с государственного учета транспортного средства после утилизации в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав представителя ИФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1 по доверенности ФИО5, согласившуюся с решением суда, признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://kraevoy.krk.sudrf.ru), не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что итоговое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу пп.7п.2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения: транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 2 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» от 08.11.2007г. № 3-676 для грузовых автомобилей свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно налоговая ставка составляет 58 руб. за одну лошадиную силу.
Согласно п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положениями ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Согласно ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В соответствии с абз.2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу п. 5 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"), действовавшего до 06.10.2018г., собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, либо после его утилизации.
Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств.
В соответствии с пунктом 8.4 «Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», утв. Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399(действовавшего до 1 января 2020г.), прекращение регистрации транспортного средства в связи с его утилизацией осуществляется на основании свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
Как следует из материалов дела, за ФИО1 как за собственником числятся на регистрационном учете в ГИБДД следующие транспортные средства:
- УРАЛ 5557, 1990 года выпуска, мощность двигателя 210 лошадиных сил, государственный регистрационный знак №;
- КАМАЗ 53229, 1986 года выпуска, мощность двигателя 240 лошадиных сил, государственный регистрационный знак №.
Налогоплательщику исчислен транспортный налог за 2018, 2019 г.г., о чем ФИО1 направлены налоговые уведомления:
- от 27.06.2019г. за УРАЛ5557 12180 руб., КАМАЗ53229 – 13920 руб. с предложением уплаты до 02.12.2019г.,
от 03.08.2020 г. за УРАЛ5557 – 12180 руб., за КАМАЗ53229 – 13920 руб. с предложением уплаты не позднее 1 декабря 2020г.
В установленные сроки налог не был уплачен, в связи с чем налоговый орган направил ФИО1 требование № 37137 от 23 декабря 2019г. об уплате указанного размера налога за 2018г. и пени в сумме 111,58 руб. со сроком исполнения до 24 января 2020 года и требование №33029 от 9 декабря 2020г. об уплате налога за 2019г. и пени в размере 25,88руб. со сроком исполнения до 12 января 2021 года.
06.04.2020г. налоговый орган в установленный п.2 ст. 48 НК РФ срок обратился с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании налога и пени за 2018г.
14.04.2020 года мировым судьей судебного участка №139 в Центральном районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2018 год в размере 26 100 руб., пени в размере 6 634,16 руб.
06.05.2020г. определением того же мирового судьи судебный приказ от 14.04.2020г. отменен в связи с возражениями должника.
Кроме того, налоговый орган в установленный п.2 ст. 48 НК РФ срок обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога и пени за 2019г.
02.02.2021г. мировым судьей судебного участка №139 в Центральном районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2019 год в размере 26 100 руб., пени в размере 25,88 руб. 17.02.2021г. судебный приказ от 02.02.2021г. отменен в связи с возражениями должника.
Также из материалов дела видно, что 13.07.2009г. определением Кировского районного суда г. Красноярска приняты меры по обеспечению иска Сберегательного банка России(ОАО) к ФИО6, ФИО1, ФИО7 о взыскании задолженности в виде наложения ареста на автомобили, в том числе, на автомобили УРАЛ 5557 и КАМАЗ 53229, принадлежащие ФИО1 (л.д. 89).
По информации ОСП по Свердловскому району г. Красноярска от 15.04.2021г. в отделе на исполнении находилось исполнительное производство № 114546/16/24029-ИП от 12.12.2016г. в отношении ФИО1 о взыскании задолженности в пользу ПАО «Сбербанк России» в размере 905613,64 рублей. 23.11.2019г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». В ходе исполнительских действий установлено, что за должником числятся транспортные средства УРАЛ 5557 и КАМАЗ 53229, местонахождение которых не установлено.
По информации ОСП по Центральному району г. Красноярска в рамках исполнительного производства № 61424/20/24014-ИП от 26.08.2020г. о взыскании задолженности в размере 26198,30 рублей с ФИО1 в пользу ИФНС России по Центральному району г. Красноярска, ФИО1 16.09.2021г. обратился с заявлением о розыске транспортных средств должника. 20.12.2021г. вынесено постановление об отказе в объявлении розыска.
По сведениям Федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России, в отношении автомобиля УРАЛ 5557 имеются действующие запреты на регистрационные действия, наложенные на основании определения Кировского районного суда г.Красноярска от 13.07.2009г., постановления судебного пристава-исполнителя ФИО8 от 18.01.2017г., постановления судебного пристава-исполнителя ФИО9 от 27.08.2020г.; в отношении автомобиля КАМАЗ 53229 имеются действующие запреты на регистрационные действия, наложенные на основании определения Кировского районного суда г.Красноярска от 13.07.2009г., постановления судебного пристава-исполнителя ФИО10 от 08.09.2021.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Центральному району г. Красноярск, суд первой инстанции исходил из того, что указанные транспортные средства УРАЛ 5557 и КАМАЗ 53229 выбыли из владения ФИО1 в 2006году, переданы ООО «Орион» по договору аренды от 22.11.2006г. В соответствии с письменными пояснениями ФИО1, указанные транспортные средства из-за интенсивной эксплуатации пришли в неисправное техническое состояние. Восстановить вышеуказанные автомобили на месте для транспортировки в г. Красноярск не представилось возможным, поэтому они остались на хранении у ООО «Орион». При наличии запретов на совершение регистрационных действий ФИО1 не имел объективной возможности снять автомобили с регистрационного учета в ГИБДД. Согласно выписке из ЕГРЮЛ 20.01.2012г. деятельность ООО «Орион» прекращена в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Также суд первой инстанции учел то, что 12.09.2012г. ФИО1 обращался в ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» с заявлениями о снятии указанных автомобилей с учета для утилизации. В проведении соответствующих регистрационных действий ФИО1 отказано в связи с наличием запрета на проведение таковых, наложенного определением суда от 13.07.2009г.
24.04.2019г. ФИО1 в электронной форме обратился в налоговый орган, указав, что начисление транспортного налога производится на автомобили, которые ему фактически не принадлежат, с 2007 года им не используются, об их местонахождении ему не известно, 12.09.2012г. в ГИБДД им поданы заявления об утилизацию данных автомобилей.
В июне 2019г. ИФНС России по Центральному району г. Красноярска предоставила ответ ФИО1 с разъяснением о необходимости обращения по вопросу снятия с учета транспортных средств в органы ГИБДД.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении административного иска в связи со следующим.
Исходя из указанных выше положений налогового законодательства, обязанность по уплате транспортного налога связана с фактом регистрации транспортного средства за налогоплательщиком и прекращается только после снятия объекта налогообложения с регистрационного учета. Фактическое владение, отчуждение либо приведение в неисправное техническое состояние является юридически нейтральными обстоятельствами для возможности прекращения уплаты транспортного налога.
В силу прямых указаний Правил регистрации автомототранспортных средств, Приказа МВД России «О порядке регистрации транспортных средств», действовавших до 1 января 2020г., в случае невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля в связи с неисправным техническим состоянием последний должен быть уничтожен, о чем составляется свидетельство (акт) об утилизации, после чего собственник обязан обратиться в орган ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией, предоставив указанное свидетельство.
Согласно положениям ч.1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Поэтому для освобождения ФИО1 от уплаты транспортного налога за 2018-2019г.г. необходимо было предоставить свидетельства(акты) об утилизации, подтверждающие факт уничтожения грузовых автомобилей УРАЛ 5557 и КАМАЗ 53229, а также сведения о предоставлении этих свидетельств(актов) в ГИБДД для снятия транспортных средств с регистрационного учета.
Однако свидетельства(акты) об утилизации не были предоставлены административным ответчиком ни в органы ГИБДД, ни в налоговую инспекцию, ни суду. Имеются лишь заявления ФИО1 о прекращении регистрации транспортных средств, поданные в ГИБДД в 2012г., к которым приложены его письменные объяснения о выбытии автомобилей из владения и о ненадлежащем техническом состоянии. Рассмотрев данные заявления, ГИБДД отказало в проведении регистрации данной услуги в связи с наличием судебного запрета на совершение регистрационных действий, наложенного в 2009г.
Объяснения самого ФИО1 либо свидетельские показания о приведении автомобилей в негодность, по мнению судебной коллегии, не могут являться надлежащими доказательствами утилизации транспортных средств.
Ответы ГИБДД подтверждают то, что в период 2018-2019г.г. за административным ответчиком были зарегистрированы грузовые автомобили УРАЛ 5557, государственный регистрационный знак <***>, КАМАЗ 53229, государственный регистрационный знак <***>.
Передача автомобилей в 2006 г. по договору аренды ООО «Орион» сроком на один год и приведение со слов в неисправное техническое состояние с оставлением у ООО «Орион», по мнению судебной коллегии, не освобождают административного ответчика от обязанности по уплате транспортного налога в отсутствие проведенной надлежащим образом процедуры утилизации автомобилей.
Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога может быть изменена только при наличии обстоятельств, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. сами по себе не освобождают от уплаты транспортного налога.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о том, что обязанность по оплате ФИО1 транспортного налога прекратилась с даты фактической утраты транспортных средств в 2008 году не основаны на положениях действовавших в спорный период нормативных актов и на юридически значимых обстоятельствах дела.
При таких данных судебная коллегия считает необходимым взыскать с ФИО1, транспортный налог за 2018-2019 годы, являющийся обязательным платежом, который ФИО1, как собственник перечисленных грузовых автомобилей, должен был уплатить в срок до 1 декабря 2019-2020г.г., однако этого не сделал, в связи с чем налоговым органом за несвоевременную уплату налога начислены пени.
Размер налога, а также размер пени в соответствии со ст.75 НК РФ проверены судебной коллегией и признаются верными, так как соответствуют требованиям налогового законодательства, исходя из мощности транспортных средств, находившихся в собственности и зарегистрированных в органе ГИБДД на административного ответчика. Налоговый орган обратился в суд с соблюдением сроков, предусмотренных ст.ст. 48,52,58,70 НК РФ, а именно сроков направления налоговых уведомлений, требований, а также заявлений о выдаче судебных приказов.
Поэтому судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым взыскать с ФИО1 транспортный налог за 2018 год в размере 26 100 руб., пени в размере 6634,16 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 26100 рублей, пени в размере 25,88 рублей.
Доводы представителя ФИО1 по доверенности ФИО5 о том, что прекращению регистрации на транспортные средства препятствовали ограничительные меры, принятые определением Кировского районного суда г.Красноярска от 13.07.2009г. о наложении ареста и запрета на регистрационные действия, а также наложенные постановлением судебного пристава-исполнителя от 18.01.2017г. о запрете регистрационных действий, как на основание к отказу в удовлетворении административных исковых требований признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку указанные запреты не препятствовали ФИО1 предоставить в ГИБДД свидетельства(акты) об утилизации автомобилей, но ФИО1 не сделал этого. В суд апелляционной инстанции ФИО1 также не были предоставлены свидетельства(акты) об утилизации спорных транспортных средств.
В силу ст. 103, 111 КАС РФ с учетом размера удовлетворенных административных требований с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 1965,80 руб.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Красноярска от 18 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Инспекции ФНС России по Центральному району г. Красноярска к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 транспортный налог за 2018 год в размере 26 100 рублей, пени в размере 6634,16 рублей, транспортный налог за 2019 год в размере 26100 рублей, пени в размере 25,88 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1965 рублей 80 копеек.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: