ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11154 от 09.11.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Охапкин В.В. Дело № 33а-11154

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ханкайского муниципального района об оспаривании предписания Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханкайскому району по апелляционной жалобе администрации Ханкайского муниципального района на решение Ханкайского районного суда Приморского края от 15 августа 2017 года, которым в удовлетворении требований администрации Ханкайского муниципального района отказано.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация Ханкайского муниципального района обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 14 июля 2017 года заместителем начальника ОМВД России по Ханкайскому району в связи с обнаружением наркосодержащих растений на земельном участке администрации выдано предписание об уничтожении наркосодержащих растений. Полагает, что данное предписание является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы органа местного самоуправления. Администрация не является собственником или землепользователем земельного участка, на котором обнаружен очаг произрастания дикорастущей конопли. Органы местного самоуправления наделены правом распоряжаться земельными участками, но собственниками или землепользователями таких участков не являются. Просит признать незаконным предписание ОМВД России по Ханкайскому району от 14 июля 2017 года , выданное администрации Ханкайского муниципального района, об уничтожении наркосодержащих растений.

Представитель администрации Ханкайского муниципального района в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что вопросы профилактики незаконного потребления наркотических средств не отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Администрация не вправе осуществлять расходные обязательства, не связанные с исполнением вопросов местного значения.

Представитель ОМВД России по Ханкайскому району не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» возлагает на юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязанность по их уничтожению. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. На земельный участок, расположенный в окрестностях с.Новоселище примерной площадью 1 га с географическими координатами ... государственная собственность не разграничена. Реализация муниципальной программы «Охрана окружающей среды Ханкайского муниципального района на 2014-2020 годы» предусматривает мероприятия по противодействию распространения наркотиков и злоупотребления ими в Ханкайском муниципальном районе.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрации Ханкайского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" под профилактикой незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании понимается совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

В соответствии со ст.2.1 Закона наркосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.

Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 года N 934 утвержден такой перечень. Среди прочих наркосодержащих растений, в данный перечень включена конопля (растение рода Cannabis).

Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

В силу ч.3 ст.29 Закона юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить, кроме случаев культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ).

В соответствии с п.2 Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2010 года N 1087, в случае неисполнения юридическими и физическими лицами обязанности по уничтожению наркосодержащих растений должностные лица органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов (далее - уполномоченные органы) выносят предписание об уничтожении наркосодержащих растений в установленный срок по форме согласно приложению.

Согласно ст.11(1) Закона Приморского края от 9 апреля 2007 года N 53-КЗ "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Приморского края" органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края участвуют в мероприятиях в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.

В рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды Ханкайского муниципального района» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации Ханкайского муниципального района от 20 октября 2013 года № 839-па, подлежат реализации мероприятия по противодействию распространению наркотиков и злоупотребления ими в Ханкайском муниципальном района, результатом которых является уничтожение очагов произрастания дикорастущей конопли.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района (п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

По делу установлено, что в результате обследования территории (земельных участков) Камень-Рыболовского сельского поселения на предмет мониторинга земель с целью определения площадей участков, засоренных наркосодержащими растениями, 10 мая 2017 года комиссией, состоящей из главного специалиста отдела жизнеобеспечения администрации Ханкайского муниципального района, участкового уполномоченного ОУУП и ПДН ОМВД России по Ханкайскому району, оперуполномоченных ОНК ОМВД России по Ханкайскому району, установлено, что в окрестностях с.Новоселище Ханкайского района на участке местности с координатами: ... обнаружен очаг произрастания дикорастущей конопли площадью 1 га и плотностью произрастания в среднем 9 кустов на 1 кв.м. Следов механической обработки и культивации растений не выявлено.

Согласно ответу главы Ханкайского муниципального района от 7 июля 2017 года собственность на земельный участок с географическими координатами ... не разграничена.

14 июля 2017 года главе администрации Ханкайского муниципального района выдано предписание об уничтожении обнаруженных наркосодержащих растений в срок до 29 июля 2017 года.

Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Ханкайского муниципального района наделена полномочиями в сфере наркотической деятельности; земельный участок находится в границах Ханкайского муниципального района, относится к землям, государственная собственность на который не разграничена, а право собственности не зарегистрировано ни за одним публичным собственником, в связи с чем именно администрации Ханкайского муниципального района в силу действующего земельного законодательства принадлежит земельный участок, на котором обнаружены растения конопли.

С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что уничтожение наркосодержащих растений не относится к вопросам местного значения, основан на неверном толковании норм права.

Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование мероприятий по уничтожению наркосодержащих растений повлечет нецелевое использование денежных средств местного бюджета, является необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения данного дела установлено, что на реализацию мероприятий по противодействию распространения наркотиков и злоупотребления ими в Ханкайском муниципальном районе предусмотрены ежегодные расходы в размере 45000 руб. (приложение № 3 к муниципальной программы «Охрана окружающей среды Ханкайского муниципального района» на 2014-2020 годы).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ханкайского районного суда Приморского края от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ханкайского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи