Судья ХХХ
Докладчик Никитина Г.Н. Дело № 33а-11197-2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Никитиной Г.Н., Петруниной И.Н.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 января 2016 г. дело по апелляционной жалобе Совета депутатов г. Бердска Новосибирской области на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 октября 2015г., которым постановлено: административный иск прокурора г. Бердска удовлетворить.
Признать пп. «и» п. 6.1 раздела I Основных положений по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Бердска, утвержденных решением Совета депутатов г. Бердска от 13.11.2014г. № 552, в части согласования Советом депутатов г. Бердска приобретения в муниципальную собственность за счет средств бюджета г. Бердска недвижимого имущества, движимого имущества и транспортных средств, противоречащим абз. 2 ч. 15 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязать Совет депутатов г. Бердска после вступления решения в законную силу в течение месяца опубликовать сообщение о принятом решении в газете «Бердские новости»,
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., возражения прокурора Довыденко Н.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Бердска обратился в суд с заявлением о признании недействительным пп. «и» п. 6.1 раздела I Основных положений по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Бердска, утвержденных решением Совета депутатов г. Бердска от 13.11.2014г. № 552, в части согласования Советом депутатов г. Бердска приобретения в муниципальную собственность за счет средств бюджета г. Бердска недвижимого имущества, движимого имущества и транспортных средств, противоречащим абз. 2 ч. 15 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором установлено, что управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами бюджета в процессе его исполнения не допускаются. Таким образом, расходование средств бюджета города на приобретение имущества в муниципальную собственность в пределах средств, предусмотренных решением о бюджете города, не требует отдельного согласования Советом депутатов г. Бердска. Установление процедуры согласования в данном случае превышает полномочия Совета депутатов и является коррупциогенным фактором. Просил обязать Совет депутатов г. Бердска опубликовать решение суда в газете «Бердские новости» (л.д. 1-3).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Совет депутатов г. Бердска.
В апелляционной жалобе Советом ставится вопрос об отмене решения суда, постановлении нового.
В доводах указывает, что принимая оспариваемую прокурором норму, фактически были введены ограничительные меры при расходовании средств бюджета, продиктованные, прежде всего эффективностью использования бюджетных средств и целесообразностью их перераспределения.
Из нормы вышестоящего нормативно-правого акта следует, что управление и распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов0 в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускается, за исключением средств местного бюджета, направленных на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Из этого следует, что представительный орган местного самоуправления может осуществлять деятельность по исполнению местного бюджета, связанную с соблюдением деятельности этого органа и его депутатов. Указанную деятельность может осуществляться представительным органом муниципального образования при условии обладания правовым статусом главного распорядителя, получателя бюджетным средств.
Согласно п. 15 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, пп. 8 п. 4 ст. 30 Устава г. Бердска председатель совета депутатов, как главный распорядитель бюджетных средств распоряжается средствами местного бюджета, предусмотренными на обеспечение деятельности данного органа. В связи с этим, ни один депутат в какой бы то ни было форме, не распоряжается средствами местного бюджета.
Считает, что оспариваемый в части нормативно правовой акт принят в рамках полномочий, предоставленных муниципальному образованию, регулирует вопросы разграничения муниципального имущества и не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью, а потому не может быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части оспариваемой нормы.
Судебная коллегия по административным делам рассмотрев апелляционную жалобу на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 части 15 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Согласно ст. 154 БК РФ, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов.
Пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
В силу ч. 1 ст. 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Как установлено судом, решением Совета депутатов г. Бердска Новосибирской области от 13 ноября 2014 года № 552 утверждены «Основные положения по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Бердска» (л.д. 4-11).
Подпунктом «и» пункта 6.1 раздела 1 указанных положений к полномочиям Совета депутатов г. Бердска отнесено согласование приобретения в муниципальную собственность за счет средств бюджета города Бердска недвижимого имущества, движимого имущества и транспортных средств.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления, в том числе представительный орган и исполнительный орган, осуществляют управление и распоряжение средствами местного бюджета в пределах своих полномочий. Местный бюджет составляется исполнительным органом местного самоуправления, утверждается представительным органом местного самоуправления, после чего исполняется исполнительным органом местного самоуправления.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что федеральное законодательство не предусматривает дополнительную процедуру согласования с представительным органом по вопросу исполнения исполнительным органом местного самоуправления уже утвержденного представительным органом бюджета является верным. А установление такой дополнительной процедуры свидетельствует о превышении полномочий представительным органом. Неисполнение распорядителями бюджетных средств положений об обращении в Совет депутатов за получением согласования на приобретение имущества в муниципальную собственность не влечет за собой ответственности и не препятствует совершению хозяйствующими субъектами гражданско-правовых сделок.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Решение суда основано на правильно примененных нормах права, перечень и анализ которых подробно приведен в мотивировочной части решения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд правильно исходил из того, что оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству, в частности, абзацу 2 п. 15 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающему, что управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дана правильная правовая оценка, а потому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 октября 2015г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов г. Бердска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: